ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеУ водоканалов принудительно отбирают деньги

У водоканалов принудительно отбирают деньги

Минрегионом был разработан, а КМУ одобрен проект «Закона о внесении изменений к некоторым Законам Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители, а также для погашения займов, полученных от международных финансовых организаций».

Украинское ЖКХ уже который год подряд наращивает долги за электрическую энергию. Текущая задолженность всех отраслевых предприятий ЖКХ за энергоснабжение составляет более чем 5 млрд грн. Это почти треть от общего долга всех потребителей электроэнергии, что перешла далеко за 15 млрд грн. Больше задолжала за электроснабжение только угольная промышленность.

Из указанных 5 млрд грн долга, львиную часть, а именно 75% составляют долги предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Сумма задолженности немаленькая - более чем 3,7 млрд грн и продолжает расти. Состояние расчетов за потребленную электроэнергию неуклонно падает, усредненный процент оплаты снизился почти до 85%. Цифры говорят сами за себя.

Отобрать и поделить

Соответственно, такие критические показатели расчетов области за энергоснабжение, заставили КМУ и регуляторы осуществлять меры реагирования, направленные на улучшение расчетов. Минрегионом был разработан, а КМУ одобрен проект «Закона о внесении изменений к некоторым Законам Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители, а также для погашения займов, полученных от международных финансовых организаций». Проект предусматривает усовершенствование расчетов предприятий централизованного водоснабжения и водоотвода за потребленную электрическую энергию, а также определяет механизм для обеспечения погашения займов, полученных от международных финансовых организаций.

К сожалению, концепция НПА ничего принципиально нового в себе не содержит, и сводится к простой формуле - «Отобрать и поделить». Инструментом совершенствования расчетов являются все те же счета со специальным режимом использования, которые давно уже набили оскомину предприятиям теплокоммунэнерго.

Ключевыми изменениями предусмотренными проектом Закона, являются изменения, вносимые в ЗУ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», а именно дополнение Закона «новой новеллой» в виде ст. 191 следующего содержания: «Статья 191 Порядок расчетов за услуги централизованного водоснабжения и водоотведения.

Читайте также: Водоканалы «возьмут» на спецсчет

Оплата услуг централизованного водоснабжения и водоотведения осуществляется потребителями таких услуг путем пересчета средств на счета со специальным режимом использования для:
- проведение расчетов с энергопоставщиками;
- погашение займов полученных от международных финансовых организаций;
- других расчетов.

Оплата услуг централизованного водоснабжения и водоотведения путем перечисления средств на другие счета запрещается.

Цитированно только главную по смысловым наполнением часть текста «новой новеллы», что содержит в себе и другие дополнения к Закону, но они лишь вспомогательные. Главное в том, что с момента вступления Закона в действие, любые средства от потребителей уплаченные за услуги централизованного водоснабжения и водоотведения должны поступать исключительно на указанные спецсчета, накапливаться там и распределяться по определенной, дискриминационной для поставщика таких услуг схеме.

Почему дискриминационной? А потому, что сначала деньги при распределении по счету получает предприятие поставщик электроэнергии, как правило, монополист, а уже потом остаток перераспределяется на другие нужды. На финансовых задворках оказывается заработная плата, налоги, расчеты с прочими контрагентами, внутренние финансовые потребности предприятия.

Читайте также: Деньги украинцев «растворятся» в воде

Фактически, обремененное таким спецсчету предприятие теряет финансовую самостоятельность пропорционально доле средств, которые должны поступать исключительно на такой спецсчет. Принудительное накопление и распределение большей части финансовых ресурсов коммерческого предприятия на отдельном подконтрольном сторонней организации счета, как правило, имеет негативные последствия. Особенно это относится к энергозависимых предприятий, которые получают энергоносители от энергопоставщиков - монополистов, а в дополнение еще и регулируемые «сверху» тарифы на свои товары и услуги.

К сожалению, печальная история использования подобных, только «газовых» спецсчетов в ТКЭ (теплокоммунэнерго) ничему не научила ни регуляторы, ни Кабмин.

Старые - новые грабли

Еще в 2008 году, когда увидело свет пресловутое постановление КМУ №1082, аналитики и практики рынка предполагали возникновения у предприятий ТКЭ значительных финансовых проблем. Так и вышло.

В течение всего времени применения спецсчетов, из года в год, предприятия ТКЭ погружались в долговую яму, теряли оборотные средства и технологичность. Учитывая, что в себестоимости продукции ТКЭ газовая составляющая достигает 70%, а предприятия ТКЭ фактически были планово-убыточными за счет принудительного, искусственного сдерживания тарифов на уровне значительно ниже себестоимости, на спецсчетах аккумулировались практически 100% финансовых ресурсов, и почти все они, должны быть бесспорно, в первоочередном порядке перечисляться поставщикам газа.

И если до принятия постановления КМУ №217 от 18.06.2014 году, согласно порядка распределения утвержденном постановлением №1082 учитывались первоочередности выплат заработной платы и налогов, то уже по новому порядку перераспределения, установленном постановлением №217, такая первоочередность практически отменена.

И не все было бы так плохо, если бы государственные субвенции направлены на компенсацию разницы в тарифах поступали вовремя и в полном объеме. Но нерегулярность и частность поступления субвенций, вместе с вымыванием оборотных средств через спецсчета привело к тому, что фактически, предприятия ТКЭ остались без копейки. Последствиями стало то, что предприятия ТКЭ были вынуждены всеми доступными законными и не совсем способами избегать 100% потери оборотных средств, наращивая задолженность перед газопоставщиками, но платя хотя бы заработную плату. Но, на налоги и производственную деятельность уже почти ничего не оставалось. Последствия - огромные санкции со стороны фискальной службы и фондов, судебные иски от кредиторов, наложение обременений и ареста на имущество и банковские счета, невозможность полноценно осуществлять производственную деятельность. Фактически, ТКЭ благодаря санкционированном правительством выкачиванию финансовых ресурсов в пользу газопоставщиков оказалось в состоянии зомби, функционирующем уже более по инерции, сжигая последние остатки производственного и кадрового потенциала. За результатом, спецсчета значительно улучшили платежную дисциплину за газ, но фактически стали одними из убийц ТКЭ.

Читайте также: Водоканалы превращают сточные воды в деньги

Да, безусловно, в себестоимости услуг централизованного водоснабжения и водоотведения энергетическая составляющая значительная меньшая и более дифференцирована, и соответственно последствия введения спец-счетов будут не такие тяжелые, но они будут несомненно. Все вышеперечисленные невзгоды связанные с использованием специальных счетов возникнут у предприятий централизованного водоснабжения и водоотвода тем больше, чем большей будет доля электроэнергии в себестоимости услуг. На данный момент, порядка распределения средств со спецсчетов еще не разработан, но опираясь на опыт и историю их использования ТКЭ, можно предполагать, что формула и условия такого распределения будут разработаны на базе нормативов постановлений КМУ №1082 и №217 - т.е. на дискриминационном фактору.

Осуществляя меры, направленные на совершенствование платежей за энергоносители, а фактически на безакцептное изъятие средств из оборота предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения на пользу энергопоставщиков, может в краткосрочной перспективе улучшит расчеты за электроэнергию, но в дальнейшем крайне негативно скажется на финансовом и технологическом состоянии этих предприятий.

По погашению займов, полученных от международных финансовых организаций, то как раз для таких целей спецсчета является действенным и дисциплинирующим инструментом, ибо такие займы, как правило, получаемых под государственные или муниципальные гарантии. Учитывая что правительство заявляет о возможности получения очень значительных, кредитных финансовых ресурсов из иностранных источников для модернизации ЖКХ, применение спецсчетов для усовершенствования расчетов при погашении таких займов, может быть очень уместным.

Резюмируя изложенное, следует заметить, что простые решения, очень часто, имеют очень непростые последствия. А в такой чувствительной и крайне инерционной отрасли как ЖКХ последствия регуляторных ошибок придется улаживать годами. К сожалению.

Реклама: На нашем сайте http://istoki.com.ua/ru/category/katalog/243 Вы всегда сможете заказать скваженные насосы отменного качества. Скваженные насосы рекомендуются для перекачки чистой воды с различным содержанием песка. Обращайтесь.

 
Комментарии (1)
Андрій Осадчий2
02 сентября 2014 г. 11:46
Думается мне, панове-братове коммунальщики, что энергетическое лобби наконец-то нашло способ как получить контроль над финансовыми потоками водоканалов и теплокоммунэнерго без публичной приватизации. Мі боялись что нас заберуть с потрохами в облэнерго, порежут оборудование...а оно вот как получается - 300 лет им нужны дырявые сети и гнилые коллекторы. Им нужнен контроль над финансовыми потоками и они его получили