ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеДеньги украинцев «растворятся» в воде

Деньги украинцев «растворятся» в воде

Правительство пытается вернуться к реализации революционной для сегмента водоснабжения стратегии - объединению водоканалов в региональные компании. Чем это может обернуться для Украины, анализировала "У.К."

Слияние и поглощение рынка воды

Заместитель Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Андрей Белоусов 8 апреля заявил, что ведомство разрабатывает механизм, который позволит консолидировать украинские водоснабжающие предприятия в водные компании, деятельность которых будет регулироваться в соответствии с бассейновым и территориальным принципами. Чиновник отметил, что целью консолидации сегмента водоснабжения является повышение эффективности работы предприятий, оптимизация затрат, модернизация основных фондов и реализация проектов по энергосбережению.

Впрочем, это далеко не первая попытка правительства провести укрупнение и выстроить работу водных компаний по принципу вертикально-интегрированных холдингов. Чиновники взялись за реализацию этой идеи еще в 2010 году – тогдашний Президент Виктор Янукович поручил местным органам власти и регулятору установить единые тарифы на воду в регионах, что вызвало общественно-политический резонанс и недоумение водоснабжающих предприятий. Провести такое «тарифное уравнение» невозможно, поскольку в маловодных регионах (Восточные области и Крыму) электроэнергия, используемая для подкачки воды, занимает до 60-70% в структуре тарифа. Именно поэтому, по данным Нацкомуслуг, тарифы на водопотребление для бытовых абонентов (водоснабжение и водоотведение) по Украине варьируются в диапазоне от 2,5-3 грн до почти 12 грн за кубометр, а для бюджетных организаций и юридических лиц – от 4-6 грн до 18 грн за кубометр.

Справка

Сейчас в Украине более 180 водоканалов. Из них 130 предприятий являются лицензиатами тарифного госрегулятора – Нацкомуслуг. Они обеспечивают холодной водой населенные пункты, в которых проживает более 30 тыс. человек. Ежегодный объем реализации воды превышает 300 тыс. куб. м. Деятельность оставшихся предприятий водообеспечения регулируют органы местного самоуправления. В Украине процесс концентрации отрасли водоснабжения начался в 2007 году, когда компания – «Вода Донбасса» объединила городские и областные предприятия. Успешным считается и пример укрупнения водоснабжающих предприятий в единое ОПКП «Днепр-Кировоград». Более 10 водоканалов Крыма интегрированы в единую компанию «Вода Крыма». По данным водоснабжающих компаний, в результате укрупнения, им в среднем удалось сократить свои затраты на производство и поставку воды на 15-20%.

К январю 2012 года украинское правительство пересмотрело концепцию консолидации сегмента водоснабжения и рекомендовало местным властям проводить объединение водоканалов в региональные компании, для которых планировалось установить единый по региону тарифный диапазон (с учетом технических и географических особенностей). Местные власти рекомендации Кабинета Министров поддержали, поскольку укрупнение отрасли позволило бы им избавиться от управления имущественным фондом областных предприятий. Ведь после объединения вкладывать средства в модернизацию и реконструкцию активов водоснабжающие компании должны самостоятельно.

Пить по-европейски

Над стратегией укрупнения отрасли водоснабжения работает и Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг. О том, что в Украине планируется ввести бассейновый принцип управления сегментом водоснабжения «Украине Коммунальной» сообщил в январе текущего года глава регулятора Валерий Саратов. Планируется, что основа структуры бассейнового управления будет формироваться с учетом европейского опыта. Соответственно, евромодель предполагает, что в каждом речном бассейне будет действовать управление водным хозяйством, а координация их действий будет возложена на профильный совет или ассоциацию. Каждое управление имеет широкие полномочия, отвечает за состояние водных ресурсов на территории бассейнов и качество водоснабжения потребителей.

В Западной Европе деятельность таких бассейновых советов преимущественно финансируется за счет реализации воды, то есть за средства вырученные от населения за потребленный ресурс, а также частично из бюджетов и за счет инвестиций. Однако при этом, правительство не возглавляет бассейновый совет, а в некоторых странах вообще отсутствует профильное министерство. Подобные системы действуют во Франции, Великобритании, Испании, Нидерландах, России.

У воды украинский привкус

Итак, какие сложности могут возникнуть у органов местного самоуправления при передаче имущества небольших водоканалов региональной водной компаний. Одна из главных проблем, с которой рискуют столкнуться органы местного самоуправления – это как раз ликвидация таких предприятий как юридических лиц. Учитывая, что в малых населенных пунктах не существует отдельных водоснабжающих предприятий, а исполнителем услуг по водоснабжению является коммунальная контора, оказывающая комплексные услуги по благоустройству, вывозу мусора и обеспечению ресурсами, то на местах придется продумать схему, как передавать на баланс компаний водоводы, водонапорные башни, скважины и прочие объекты, не ликвидируя при этом коммунальные конторы.

Кроме того, процесс потребует проведения широкомасштабной инвентаризации этих водных объектов, и вскроет проблемы отсутствия у небольших предприятий разрешительной документации (например, лицензия на специальное пользование водой), а также документов с техническими характеристиками. Восстановление этого пробела потребует существенной юридической и экспертной работы, а соответственно, затрат, которые отразятся на стоимости воды.

Деньги – в воду

Впрочем, в отрасли считают, что укрупнение – чуть ли не единственный путь по спасению систем водоснабжения. У небольших водоканалов не хватает средств на обслуживание сетей и ремонт оборудования, а также на выплату заработной платы сотрудникам. Проведение консолидации позволит оптимизировать затраты, но в то же время, региональным компаниям придется существенно потратиться на санацию и модернизацию устаревшего оборудования в небольших населенных пунктах. Уровень изношенности оборудования крупных украинских водоканалов достигает 70%, аварийных и ветхих магистральных сетей, нуждающихся в немедленной реконструкции – порядка 40%. Состояние небольших водоводов и сетей в малых городах и того хуже. Модернизация систем водоснабжения не может не отразиться на тарифе на водоснабжение для потребителей.

Кроме того, водным компаниям придется стать самодостаточными в финансировании своих потребностей, соответственно, укрупнение подразумевает не просто доведение стоимости услуг водоснабжения и водоотведения до экономически обоснованного уровня, но и введение в структуре тарифов инвестиционной составляющей.

Экономическое водяное чудо

Приведем еще несколько экономических характеристик, без которых концентрация сегмента водоснабжения будет невозможна.

Во-первых, во всем мире при управлении водными ресурсами в масштабе речного бассейна действует принцип стимулирующего сбора, который состоит в определении цены на воду в соответствии с ее качеством или количеством. То есть, за загрязнение воды промышленным потребителям придется платить в 2, а то и в 3 раза дороже. Размер такого сбора соответствует расходам, необходимым для восстановления гидрологического потенциала воды, ухудшившегося в результате загрязнения. Облагаться таким сбором могут и водные компании, которые нарушили экологию водоема во время водозабора. В ЕС такой сбор не перечисляется в госбюджет, а остается на местах для проведения мероприятий по восстановлению качества воды.

Читайте также: Водоканалы превращают сточные воды в деньги

Во-вторых, платить за «чистоту» рек и водоемов должны и потребители. Поэтому в тарифе обычно предусматриваются затраты на восстановлении водных ресурсов или нейтрализацию загрязнения.

В-третьих, в странах, управляющих водным хозяйством по бассейновому принципу, в зависимости от гидрологических условий в бассейне устанавливается различная ставка платежей для забора воды для оборотного потребления (например, охлаждающая вода) и безвозвратного потребления (питьевая вода для нужд населения, сельское хозяйство). Если часть воды, которая не возвращается поверхностным водам, существенна, то это оплачивается отдельно. Такая система, например, работает в России.

В-четвертых, разумеется, жесткие штрафные санкции за нарушение норм, установленных бассейновыми советами, которые распространяются на водопользователей – региональные водные компании. Штрафы могут взыматься, в случае, если компании не выполняют лицензионные условия. Во Франции и Великобритании такие штрафы направляются в государственный бюджет, и собранная сумма не направляется в водный сектор. Если же водопользователь продолжает нарушать условия, орган водного контроля может аннулировать его лицензию.

Однако, Украина пока не Европа, в которой водным компаниям запрещено компенсировать уплаченные штрафы, например, в тарифы на водопотребление для население. Вместе с тем, рассчитываясь за потребленную воду, европейцы платят не только за услугу поставки, непосредственно за воду как товар, но и выплачивают все ставки экологических водных сборов. Соответственно, стоимость кубометра холодной воды в Европе достигает 3-4 евро, а у нас в среднем не насчитывает и 0,5 евро. Правда и уровень жизни украинцев и европейцев разный: если, например, в Германии прожиточный минимум на трудоспособного гражданина определен в размере 700-800 евро, а в Украине – в районе 80 евро. Выводы о том, смогут ли украинцы платить за водоснабжение «по–новому», делать вам.

Как можно сэкономить деньги на покупке? Для этого многие компании, фирмы, магазины проводят различные акции. На сайте goodplace.kh.ua Вашему вниманию представлена данного рода информация. Так, что можно зайти, выбрать интересующий товар или услугу, и воспользоваться предлагаемой акцией или скидкой.

 
Комментарии (0)