ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеВодоканалы превращают сточные воды в деньги

Водоканалы превращают сточные воды в деньги

Одной из причин неудовлетворительного санитарного состояния многих небольших водоемов, водотоков и отдельных участков больших рек в Украине есть поступление в них неочищенных дождевых сточных вод и талых вод.

За последние годы в Европе изменился подход к условиям отвода дождевых вод в водные объекты и пока он ограничен технологическими нормативами. Так, например, дополнительную оплату за дождевую и талую воду, которая стекает к коммунальной канализации, в течение 2012-2013 годов было введено в Польше, Латвии и других странах ЕС.

В частности, с прошлого года в литовской Клайпеде владельцы частных домов вынуждены платить почти 1 евро за кубометр дождевой воды, в случае, если осадки с их территории, попадут в общий сток. Бюджет польского города Познань в течение 2013 года «заработал на дождях» более миллиона долларов, почти втрое больше получил бюджет города Вроцлав. Полученные таким образом средства местные водоканалы направили на модернизацию систем водоотведения. Сети находятся не в лучшем состоянии, поскольку за время пребывания этих стран в так называемом «социалистическом лагере» средства на реконструкцию и модернизацию системы водоотведения почти не выделялись.

В Украине также решили не отказываться от европейской практики взимания платы за отвод дождевых вод в городскую канализацию. Такая плата, правда в размере 20% от дополнительного объема сточных вод, была установлена первоначальной редакции Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины, утвержденных приказом тогдашнего Министерства по вопросам ЖКХ №190 в июне 2008 года.

Уже в марте 2012 года приказом Министерства №131 были утверждены изменения этих Правил, согласно которым установлен иной порядок определения объема сточных вод, образующийся в результате выпадения атмосферных осадков, снеготаяния и осуществления поливочно-моечных работ во время уборки территорий. Документ касается только того объема вод, которые неорганизованно попадают в сети водоотведения потребителей или через сливную канализацию и колодцы на сетях водоотведения, расположенные на территории потребителей. Этими изменениями предусматривалось установление дополнительной платы за сброс дождевых вод, а также сточных вод, образовавшихся в результате снеготаяния, в городскую канализацию в размере 100% от объема таких сточных вод.

Читайте также: Что убивает украинские водоканалы?

С момента вступления в силу этих изменений в Правила пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины, водоснабжающие предприятия Украины начали поспешно вводить дополнительную плату для юридических и физических лиц - предпринимателей за дополнительный объем сточных вод, образующийся в результате выпадения атмосферных осадков и снеготаяния в размере 100%. На такие шаги водоснабжающие предприятия нацеливала также Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, в течение 2013 года она требовала от лицензиатов повышения процента реализации услуг водоотведения путем введения платы за дополнительный объем стоков, образующейся вследствие выпадения атмосферных осадков и снеготаяния.

Предложив водоснабжающим предприятиям таким образом осуществлять плату за прием дополнительного объема сточных вод в сети городской канализации, кроме утвержденного тарифа, лицензиаты по централизованному водоснабжению и водоотводу вызвали массовое недовольство потребителей - юридических лиц, которые уже успели окрестить такую плату «налогом на дождь». Как следствие - территориальные отделения Антимонопольного комитета в течение прошлого года были просто завалены шквалом жалоб в отношении злоупотребления монопольным положением водоснабжающих предприятий.

Правда территориальные отделения АМКУ не обнаружили единодушия во взгляде на вопрос взимания платы водоканалами за дополнительный объем сточных вод. Так, руководитель территориального отделения АМКУ в Луганской области Сергей Захаров отметил, что не видит в предложенных ООО «Лугансквода» проектах дополнительных соглашений о введении оплаты за дополнительный объем сточных вод нарушения закона «О защите экономической конкуренции». Потому что такие действия подтверждены на нормативно-правовом уровне изменениями Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины.

Совершенно противоположного мнения придерживается руководитель территориального отделения АМКУ в Полтавской области Владимир Онищенко. Учитывая то, что КП «Кременчукводоканал» применило непрозрачный метод начисления такой платы за дополнительный объем сточных дождевых вод, в июле 2013 года Административная коллегия Полтавского областного территориального отделения АМКУ оштрафовал водоканал на 10 тыс. грн за злоупотребление монопольным положением.

Такая неоднозначная позиция органов АМКУ на местах заставила субъектов хозяйствования отстаивать свои права в судебных инстанциях. В течение 2013-2014 годов решения по делам о правомерности изменения порядка начислений за дополнительный объем сточных вод, образующийся в результате выпадения атмосферных осадков, снеготаяния в связи с внесением изменений 27 марта 2012 года до Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины принимались Апелляционными судами Луганской, Донецкой, Ровенской областей, города Севастополя, а также Высшим Хозяйственным Судом Украины по искам субъектов хозяйствования в ООО «Лугансквода», РКП «Вода Крыма», КП «Ровнооблводоканал» (дела №№901/1687/13, 913/285/13-г, 26пд/5014/3344/2012 т.д.).

Читайте также: Куда исчезают сточные воды?

Следует отметить, что всеми судебными решениями признана неправомерность действий водоснабжающих предприятий по внесению изменений в существующих договоров с Абонентами в связи с внесением изменений 27 марат 2012 года до Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины, и по взысканию платы за дополнительный объем сточных вод, образующийся в результате выпадения атмосферных осадков, снеготаяния.

Такая позиция судов основывается на двух выводах.

Вывод № 1.

Из анализа раздела IV Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины вытекает, что пункты 4.10.-4.13. (которые находятся в этом разделе) определяют алгоритм определения объема поверхностных сточных вод, для применения этих данных при присоединении потребителей к системам централизованного водоснабжения и водоотведения, в частности, для определения мощностей сооружений и пропускной способности сетей канализации, что необходимо при проектировании и строительстве соответствующих объектов.

Вместе с этим, вопросы, связанные с учетом, в том числе принятых стоков, регулируются разделом V Правил №190, который имеет название «Система учета водоснабжения и водоотведения». В соответствии с п.5.1, учет отпущенной питьевой воды и принятых стоков осуществляется производителем и потребителями средствами измерительной техники, которые занесены в Государственный реестр или прошли государственную метрологическую аттестацию.

В случае отсутствия у потребителя средств учета на канализационных выпусках количество сточных вод определяется по количеству воды, которая поступает из сетей центрального водоснабжения и из других источников (п.5.14 Правил №190 ).

Пунктом 5.29 Правил №190 предусмотрено, что в случае отсутствия средств учета сточных вод их учет осуществляется следующими методами:

1) с помощью средств учета на водозаборах;

2) по паспортной производительностью насосов на водозаборах;

3) по паспортным дебитом всех скважин и проектной мощностью поверхностного водозабора;
4) на основании расхода воды на технологические нужды;

5) на основании замеров количества сточных вод, поступающих к сетям водоотведения.

Метод определения количества сточных вод устанавливается производителями. Если количество сточных вод определяется одним из методов, указанных в настоящем пункте Правил, что зафиксировано договором или двусторонним актом между производителем и потребителем на обусловленный срок, то потребитель в течение этого срока может не предоставлять производителю таких данных.

Читайте также: Водопотреблению ограничат вредность

Указанная норма Правил содержит исчерпывающий перечень способов определения количества сточных вод, который расширенному толкованию не подлежит (аналогичная правовая позиция относительно осуществления учета сточных вод при отсутствии средств учета на канализационных выпусках изложена в постановлении Верховного Суда от 29 ноября 2010 года по делу №9/2пд).

Таким образом, предложенный порядок расчета объемов поверхностных сточных вод (в соответствии с пунктами 4.10.- 4.13. Правил пользования) не может применяться в спорных отношениях, так как пункты 4.10.- 4.13. Правил применяются, как указано выше, при присоединении потребителей к системам централизованного водоснабжения и водоотведения, для определения мощностей сооружений и пропускной способности сетей канализации, что необходимо при проектировании и строительстве соответствующих объектов.

Вывод № 2.

Приказом Минрегиона №131, которым внесены изменения в Правила пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Минжкх №190, не предусмотрено внесение изменений в ранее заключенные договоры.

Такая позиция апелляционных судов и Высшего Хозяйственного Суда дает основания утверждать по крайней мере две вещи:

Минрегион при разработке проекта изменений к Правилам, допустил ошибки в юридической технике, поскольку изменения по начислению платы за дополнительный объем сточных вод, образующийся в результате выпадения атмосферных осадков и снеготаяния попали к раздел IV Правил, который определяет порядок присоединения потребителей к сетям, вместо раздела V «Система учета водоснабжения и водоотведения», изменения к Правилам пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины, внесенные приказом Минрегиона №131, могут быть использованы только при выдаче технических условий и формирование технических заданий для проектанта в отношении потребителей, которые желают присоединиться к существующим системам водоснабжения и водоотведения.

Конечно, что решения судов в Украине не являются источниками права и носят индивидуально-правовой характер и в целом Украина по своей юридической доктриной остается страной романо-германской системы права. Однако, ст. 111-15 Хозяйственного процессуального кодекса все же ориентирует судей при вынесении решений они учитывали существующие решения судов по аналогичным делам. Следовательно, шансы доказать правомерность начислений за сброс дождевых вод, а также сточных вод, образовавшихся в результате снеготаяния в городскую канализацию, очень призрачны.

Вы думаете, каким бизнесом Вам заняться? Открытие автостоянки для города это отличный вариант начать свой бизнес с нуля! Зайдите на сайт и ознакомьтесь с бизнес идеей, она поможет Вам в Ваших начинаниях.

 
Комментарии (0)