ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоУкраине «не светят» хорошие дороги

Украине «не светят» хорошие дороги

Украина рискует не просто оказаться в десятке стран с наихудшими дорогами, как это было последние несколько лет, но и возглавить этот список. Толкает к этому, прежде всего, тотальное недофинансирование дорожного хозяйства.
Украина, согласно выводам экспертов Всемирного экономического форума, уже не первый год попадает в десятку стран с худшими по качеству дорогами. Позавидовать украинским путям может разве что Молдавия, дороги которой в 2014 году были оценены мировыми экспертами самой низкой отметкой - в 1,5 балла за качество. Впрочем, для украинцев это существенный повод для радости. Вполне вероятно вскоре наша страна сама окажется не просто в десятке стран с самыми плохими дорогами, но и возглавит этот список.
 
Шагаем к этому мы уверенно давно, и особенно решительно с 2013 года. Накануне Евро-2012 тогдашняя власть «бело-синих» обещала чуть ли не «золотые горы» - улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, подведение украинских дорог к евростандартам. Что-то, безусловно, в этом направлении делалось. Но, когда в феврале 2013-го с украинских дорог сошел снег, стало понятно, что некачественно – из-за ям некоторые пути напоминали скорее поверхность Луны. Количество дорожно-транспортных происшествий и фактов повреждения автомобилей возросло в разы. Это, конечно, спровоцировало волну общественного возмущения, которая вылилась в протесты под стенами «Укравтодора». Вопрос частично урегулировался, но в течение года и путем ямочного ремонта.
 
«80% украинских дорог построены в 60-70-х годах прошлого столетия... 90% дорог не выдерживают нагрузок современного грузового автотранспорта... 97% отечественных дорог требуют капитального ремонта...» - такой статистикой тогда оперировал экс-Вице-премьер-министр Александр Вилкул, объясняя, почему в Украине плохие дороги.
 
 
По его словам, чтобы исправить ситуацию и улучшить качество дорог, требуется не менее 40 млрд грн ежегодно. В том числе около 26,5 млрд грн на дороги государственного значения, 3,5 млрд грн на дороги местного значения и около 10 млрд грн на коммунальные дороги. 
 
Однако, в 2013 году утвержденный бюджет на работы по строительству, реконструкции и содержанию дорог составил почти 17 млрд грн. В 2014 в целом расходы госбюджета для Государственного агентства автомобильных дорог были предусмотрены в сумме 15,2 млрд грн. Так, в конце марта Премьер-министру Арсению Яценюку пришлось признать, что украинцам не стоит рассчитывать не только на строительство новых дорог, но и капитальные ремонты, так как деньги есть только на ямочный. На протяжении всего прошлого года «укравтодоровцы» жаловались на недофинансирование и били тревогу о возможных печальных последствиях.
 
Не лучшая ситуация прогнозируется и в этом году. Общая сумма финансирования дорожной отрасли составит более 25,5 млрд грн, из них 20,8 млрд грн - предусмотрено общим фондом государственного бюджета на 2015 год, а 4,7 млрд грн - выборка кредитных средств международных финансовых организаций по уже заключенным договорам. Сравнительно немало, но согласно распределению расходов общего фонда госбюджета, большая часть этих средств - 17,4 млрд грн - пойдет на выполнение долговых обязательств по заимствованиям, привлеченным государством или под государственные гарантии на развитие дорожной сети в прошлые годы. Фактическое же финансирование дорожного хозяйства составит только 16% от объема заложенных средств - 3,4 млрд грн.
 
«По ориентировочной оценке, эта сумма почти вдвое меньше минимальной потребности отрасли в части лишь мелкого ремонта и эксплуатационного содержания, ведь с учетом цен 2015 года, осуществление только этих видов работ требует минимум 7,2 млрд грн в год», - подчеркивают в пресс-службе «Укравтодора».
 
Согласно предварительным расчетам ведомства, на ликвидацию ямочности, реализацию комплекса мероприятий по безопасности дорожного движения, закупку горюче-смазочных и противогололедных материалов для обработки дорожного покрытия в зимний период направят наибольшую долю фактического финансирования дорожной отрасли - около 2 млрд грн. Это 27% от указанной потребности.
 
По словам экс-Министра инфраструктуры, транспорта и связи Евгения Червоненко, этих средств может хватить лишь частично на ямочный ремонт.
 
436 млн грн будет использовано на погашение кредиторской задолженности перед подрядными организациям, образовавшейся вследствие недофинансирования дорожной отрасли Государственной казначейской службой в прошлом году.
 
Что касается работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования, в этом году расходов из госбюджета на их проведение уже традиционно не предусмотрено.
 
Учитывая сумму выборки - более 4,7 млрд грн - на софинансирование совместных с МФО проектов в общем фонде госбюджета заложено 947 млн грн, которые позволят государству в соответствии с условиями контрактов обеспечить необходимую долю финансирования.
 
Как сообщала «Украина Коммунальная» ранее, в 2015 году с МОФ планируется продолжить реализацию 2 совместных с МФО проектов. 
 
В рамках проекта со Всемирным банком будет продолжен капитальный ремонт и реконструкция участка автомобильной дороги М-03 Киев-Харьков-Довжанский - Лубны-Полтава, а также начато строительство 3 объездов населенных пунктов - с. Покровская Богачка, с. Белоцерковка и г. Полтава. 
 
 
В ходе же проекта с ЕБРР и ЕИБ будет реконструирована и улучшена части автомобильных дорог М-01 Киев-Чернигов, М-05 Киев-Одесса, М-06 Киев-Чоп, М-07 Киев-Ковель, Н-01 Киев-Знаменка и Р-02 Киев-Иванков, а также продолжен проект по содержанию участка автомобильной дороги М-06 Киев-Чоп и ее эксплуатации по конечным результатам.
 
Таким образом, в плане строительства, реконструкции и капитального ремонта в этом году у Украины только надежда на инвестиции. Однако, по мнению экспертов в транспортном бизнесе, это вопрос весьма зыбкий, ведь кто из крупных международных инвесторов придет в страну в преддефолтном состоянии.
 
«В целом Государственный бюджет Украины на 2015 год и недавние изменения в Налоговом и Бюджетном кодексах Украины, согласно которым было отменено целевые источники финансирования дорожного хозяйства, которые ранее аккумулировались в специальном фонде госбюджета, могут помешать устойчивому развитию дорожной отрасли. Ведь введенное финансирование всех расходов дорожного хозяйства из общего фонда не дает понимания объемов средств, которые будут предусмотрены на следующий за текущим год, а следовательно делает невозможным долгосрочное планирование развития дорожной отрасли, что может привести к еще большему ухудшению состояния дорожной сети», - подытоживают в свою очередь в «Укравтодоре».
 
Поэтому, украинцам остается только поблагодарить погоду за то, что она не такая суровая, как зимой 2013-го, иначе первенство за плохое качество дорог, возможно, нашей стране было бы гарантировано уже этой весной.
 
Екатерина Ляшевская
 

 
 

Реклама: Вы не знаете, где купить качественные дренажные насосы? Вы можете это сделать на сайте http://istoki.com.ua. На ресурсе вы найдете каталог с отличными ценами. Заходите и выбирайте!

 
Комментарии (0)