ГлавнаяКомментарииБлагоустройствоУкраинские дороги в поисках спасения

Украинские дороги в поисках спасения

Правительство хочет передать дороги в концессию. Однако, эксперты не берутся прогнозировать, при каких условиях инвестиции в их строительство и ремонт будут рентабельными.

Правительство, реагируя на недовольство украинцев качеством дорог, обещает реформировать подходы к строительству и ремонту трасс, в частности, пересмотреть целесообразность монополии «Укравтодора» и передать строительство и эксплуатацию дорог на условиях концессии другим предприятиям. Чиновники при этом ориентируются на европейский опыт, и готовы, как заявил Вице-премьер Александр Вилкул, привлекать до 30% инвестиций от бизнеса в дорожное строительство.

Пока четко не определено, какой именно вариант концессии выберет Украина: или  водители будут платить за пользование трассами, или государство будет дотировать концессионеров и требовать от них качества обслуживания. В любом случае, отмечает главный специалист Европейского банка реконструкции и развития Антон Усов, в нынешних условиях нестабильной экономики невозможно оценить, насколько такой бизнес может быть рентабельным и сколько вообще нужно средств, информирует dw.de.

«Это должны быть серьезные расчеты. Строительство концессионных дорог – это колоссальные капиталовложения. Миллиарды долларов-евро, это могут себе позволить только крупные корпорации», - говорит господин Усов.

Украинских инвесторов, которые привыкли быстро возвращать капиталовложения, концессия не заинтересует, убежден профессор градостроительства Харьковского университета строительства и архитектуры Валерий Гук.

Читайте также: Над украинскими автодорогами нависла концессия

«Это смогут сделать только иностранные инвесторы, для которых доход на уровне 10-20% является нормальным. Но государство должно им доказать, что их капиталы будут защищены», - отмечает эксперт.

«На каких условиях Вы готовы платить за проезд трассами?» Такой опрос начали четыре месяца назад на портале информационно– онсалтингового Центра транспортных стратегий. Как сообщил эксперт центра Игорь Гошовский, с почти 1,4 тыс. опрошенных, а это преимущественно киевляне, категорическое несогласие выразил каждый четвертый. Другие согласны, если есть возможность для комфортной езды со скоростью 140-160 км в час, или, например, если плата будет составлять не более 10 грн за одну поездку.

Готовы платить за трассы и перевозчики. Как сообщил президент компании Виталий Воронин, которая занимается консалтингом в транспортной сфере – качественные дороги снизили бы расходы перевозчиков минимум на 30%. «Даже когда нет таких снежных заносов, как сейчас, грузовики движутся со средней скоростью 50 километров в час. А желательно 100», - говорит господин Воронин.

Читайте также: Большинство украинцев против платных дорог

По данным «Укравтодора», в критическом состоянии находятся 90% дорог. Ремонт и эксплуатация финансируется из бюджета, а также поступлений акцизного сбора и ввозных пошлин на нефтепродукты и транспортные средства. В этом году с акцизов и пошлин планируется получить почти 16 млрд грн. При этом дорожной отрасли для насущных потребностей нужная сумма минимум вдвое больше. А для решения проблемы с ямами на дорогах в полном объеме, по данным правительства, нужно около 0,5 трлн грн. Все опрошенные эксперты убеждены, что правительство будет искать альтернативные источники финансирования. В частности, могут быть повышены и бензиновые акцизы. По крайней мере, в «Укравтодоре» уже начали говорить о том, что в Украине они вдвое ниже среднеевропейского показателя.

Увеличить акцизные поступления Украина могла бы за счет успешной борьбы с контрабандным горючим, считает господин Гошовский. Другие эксперты делают акцент на кардинальных изменениях в менеджменте дорожного хозяйства и применении новейших технологий. А в общественной организации «Дорожный контроль» убеждены, что крупные финансовые резервы можно было бы найти в самом «Укравтодоре». «Их финансовая деятельность абсолютно непрозрачна. Поэтому, сколько бы денег не брали с водителей, они все равно не дойдут до дорог», - заявил представитель «Дорожного контроля» Егор Воробьев.

 
Комментарии (0)