ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Украинские города в разрезе ЖКХ
С начала года в Украине обустроили 337 укрытий
Затверджено Порядок утримання в належному стані та охорони Національного військового меморіального кладовища
На восстановлении Бородянки исчезло 20 млн гривен
Проектирование улиц
Ширина одной полосы движения для скоростных, магистральных и грузовых дорог предусмотрена в
Наибольшие продольные уклоны принимают для скоростных и грузовых дорог, а также для пешеходных улиц и дорог (в промилле— °/оо) 40%о; для улиц общегородского значения — 50; для улиц районного значения и дорог промышленных районов — 60; для поселковых улиц и дорог — 70 и для проездов — 80°/оо. Продольные и поперечные уклоны площадей следует принимать не более 30°/оо.
Поперечные уклоны для обеспечения стока воды от середины к лоткам проезжей части улиц принимают в зависимости от одежды покрытий в пределах от 1,5 до 4%о(в основном 2°/оо), также и тротуары с уклоном к уличным лоткам в 2%о. Зеленые полосы в профиле улиц проектируют с уклоном от 1 до 3%о.
При проектировании поперечных профилей уличной сети, в особенности магистралей, необходимо предусмотреть рациональную прокладку коллекторов, подземных переходов и др., обеспечить безопасность интенсивного движения для пешеходов и учитывать архитектурно-планировочные требования. При этом прокладывать подземные сети в проезжей части улиц, в их поперечных профилях не допускается: для них предусматривают самостоятельные озеленяемые полосы.
К основным требованиям, предъявляемым к качеству дорожных одежд, относят прочность, износоустойчивость, возможность использования местных строительных материалов, длительность службы покрытия при эксплуатации.
Верхний слой проезжей части дорог, а также основание под покрытием и все конструктивные части должны выдерживать транспортные нагрузки, атмосферные и климатические воздействия на них. Для повышения устойчивости земляного полотна предусматривают под основанием дорожной одежды дренирующий подстилающий слой из фильтрующих материалов для отвода воды, проникающей в основание.
Дорожные одежды
Дорожное покрытие должно быть также беспыльными и бесшумными, обладать небольшой шероховатостью и легко восстанавливаться после разрытий.
Основными типами капитальных покрытий проезжей части являются усовершенствованные цементобетонные, железобетонные (сборные и монолитные), асфальтобетонные на прочных основаниях: бетонном или щебеночном и гравийном с применением вяжущих материалов; мозаичные мостовые на бетонном или каменном основании; брусчатые мостовые с заполнением швов вяжущим материалом на щебеночном, гравийном или грунтощебеночном основании, укрепленных вяжущими материалами.
Читайте также: Запад Украины нацелился на инфраструктурные изменения
К облегченным относят покрытия из битумоминеральных смесей или из холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, а также обработанные органическими вяжущими щебеночные и гравийные покрытия на основаниях: щебеночном, гравийном, шлаковом и грунтощебеночном или грунтощебеночном и грунтовом, укрепленном вяжущими материалами.
Дорожные одежды проезжей части улиц, площадей, а также тротуаров являются наиболее дорогими элементами их благоустройства. Стоимость дорожных одежд доходит до 50—70% общей стоимости благоустройства улиц в пределах красных линий. В связи с этим необходимо выбирать по возможности минимально допустимую ширину проезжей части улиц и дорог.
Улицы вдоль и поперек
Общая ширина проектируемых улиц, дорог и проездов зависит от расчетной интенсивности движения транспорта и пешеходов, на застройки, рельефа местности, требований защиты населения от шума и выхлопных газов автомобилей, способа отвода дождевых и талых вод, а также мест прокладки подземных инженерных сетей.
Нормы проектирования населенных мест предусматривают следующую ширину улиц в пределах красных линий: магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения —
Ширину проезжей части магистралей и дорог определяют их поперечные профили, размеры которых обосновывают расчетами интенсивности транспортного движения на перспективный срок развития города или поселка, величиной и составными элементами проезжей части улицы.
Во всех случаях ширина улицы и дороги между линиями застройки должна быть не менее двух высот наиболее высоких зданий, размещенных на ней.
Элементами поперечного профиля магистралей и городских улиц являются: проезжая часть, тротуары, полосы зеленых насаждений, а также (по мере необходимости) полосы для прокладки подземных коммуникаций, трамвайных путей, разделительные зеленые полосы в проезжей части, велосипедные дорожки.
Число полос движения автомобилей на магистральных улицах и пропускную способность одной полосы движения проезжей части определяют с учетом видов транспорта, пропускной способности, расчетной скорости движения и его регулярности, а также продольного уклона.
Особый профиль должны иметь пешеходные улицы жилых районом парадные аллеи, подводящие к мемориальным памятникам, паркам и др. В ряде случаев аллеи могут включать проезжую часть для автобуса или троллейбуса в зависимости от местных условии и обеспечения изоляции от массового пешеходного движения.
Профиль тротуаров включает пешеходную часть, а также резервные полосы по ее бокам (вдоль которых укладывается бортовой камень) и полосу вдоль застройки. Ширину пешеходной части тротуаров улиц и дорог следует принимать из следующих расчетов на первую очередь и на расчетный срок, не менее: для магистральных улиц общегородского значения —4,5 и
Тротуары и пешеходные дороги, а также аллеи следует отделять от проезжих частей разделительными полосами зеленых насаждений в
Подземное царство
В крупнейших городах, особенно в их центральных частях, для экономии территории (или при ее недостаточности) рекомендуется использовать подземное пространство для размещения отрезков транспортных магистралей и сооружений, гаражей, стоянок автомобилей, складов.
Читайте также: «Киевский метрополитен» подвержен опасности
При подземном строительстве можно уменьшить протяженность инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечить изолированное пешеходное движение, а также увеличить площадь зеленых насаждений. Затраты на ремонт и отопление подземных помещений получаются меньшими, чем наземных.
Использование в крупнейших городах подземного пространства для линий метрополитена, развязок автомобильного транспорта резко сокращает время на поездки, оздоровляет городскую среду и улучшает коммунальное обслуживание населения. Подсчеты показали также, что устройство подземных переходов окупается в течение примерно 5—6 лет.
В связи с интенсивно увеличивающимися потоками автомобильного транспорта в городах при проектировании поперечных профилей скоростных дорог и магистралей и прокладки подземных сетей нужно размещать подземные сети вне проезжей части (например, под тротуарами, разделительными полосами или зонами зеленых насаждений) для обеспечения возможности развития проезжей части автомагистралей.
Необходимо предвидеть также организацию в будущем, в особенности на магистралях, устройства транспортных и пешеходных развязок в двух уровнях — в тоннелях или на эстакадах и скоростных подземных дорог и пешеходных тоннелей под улицами центров в крупных и крупнейших городах.
Сеть подземная
Размещать подземные инженерные сети на магистралях шириной более
Трассируют подземные сети на основе детальных проектов планировки и застройки жилых районов или комплексов с учетом рельефа, грунтовых условий, а также возможности применения механизированной техники и сборных деталей.
Транзитные подземные сети прокладывают по улицам с учетом их ширины и перспективы развития города, транспортного движения, инженерных сетей и т. п. При этом общие коллекторы рекомендуется размещать под основными городскими магистралями с укладкой в них всех трубопроводов и кабелей.
Способ прокладки инженерных сетей в общих коллекторах позволяет компактно размещать большое количество трубопроводов и кабелей и удобно их обслуживать. Он обеспечивает большую долговечность работы сетей, полную защиту их от механических повреждений и коррозии, что весьма важно в градостроительном отношении (отсутствие разрытий) и дает большую экономию при эксплуатации.
Читайте также: ЖКХ готовиться к повышению давления
Применяют два основных способа прокладки трубопроводов и кабелей — раздельную и совмещенную в одной траншее, канале или коллекторе. При раздельном способе прокладки трубопроводы, одиночные кабели или группу кабелей размещают под улицей или на внутриквартальной территории в отведенных для них зонах. Отдельные трубопроводы и кабели прокладывают в специально выделенных для них полосах, параллельно осям улиц или дорог, вне проезжих частей и тротуаров. Как указывалось, на таких полосах сажают низкорослые кустарники, газонную зелень или цветы.
Ширину зон и требующиеся глубины заложения отдельных трубопроводов и кабелей устанавливают с учетом допустимого их приближения. В профиле улицы подземные инженерные сети при раздельной их прокладке рекомендуется размещать, считая от красной линии, в такой последовательности: ближе к ней кабели низкого, а за ними высокого напряжения, теплосеть, газопровод, водопровод, канализацию и, наконец, водосток.
Осветительные кабели прокладывают у мачт освещения, а кабели для трамвая и троллейбуса — у проезжей части улиц. Для обеспечения экономичной прокладки сетей их нужно проектировать с наименьшей протяженностью трубопроводов, минимально необходимым числом колодцев и камер; предусматривать применение сборных железобетонных конструкций каналов и колодцев.
Способ совмещенной прокладки сетей в одном коллекторе допускает размещать в нем трубопроводы различного назначения: водопровода, теплосети и газопроводов, самотечных сетей канализации, электрические кабели, а в допустимых случаях — и газопроводы.
Способ прокладки подземных инженерных сетей выбирают с учетом строительных и эксплуатационных затрат, особенностей местных условий и т. п. Практика строительства показала, что прокладка инженерных сетей в коллекторах микрорайонов больших и крупных городов экономически целесообразна при повышенной этажности зданий и общей численности их населения в 15 тыс. жителей.
В микрорайонах с населением в 10—12 тыс. жителей целесообразнее прокладывать инженерные сети в грунте и в коллекторах, причем в коллекторах обеспечиваются наилучшая их сохранность и удобства эксплуатации.