ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоУкраинские города в разрезе ЖКХ

Украинские города в разрезе ЖКХ

Благоустройство населенных пунктов - большой сектор ЖКХ. Чаще ему уделяется не так много внимания, как, например сфере теплоэнергетики и водоснабжения. Но без сектора благоустройства не будет инфраструктуры городов. Окунемся в некоторые базовые основы.

Проектирование улиц

Ширина одной полосы движения для скоростных, магистральных и грузовых дорог предусмотрена в 3,75 м, для дорог и улиц местного значения — в 3 м.

Наибольшие продольные уклоны принимают для скоростных и грузовых дорог, а также для пешеходных улиц и дорог (в промилле— °/оо) 40%о; для улиц общегородского значения — 50; для улиц районного значения и дорог промышленных районов — 60; для поселковых улиц и дорог — 70 и для проездов — 80°/оо. Продольные и поперечные уклоны площадей следует принимать не более 30°/оо.

Поперечные уклоны для обеспечения стока воды от середины к лоткам проезжей части улиц принимают в зависимости от одежды покрытий в пределах от 1,5 до 4%о(в основном 2°/оо), также и тротуары с уклоном к уличным лоткам в 2%о. Зеленые полосы в профиле улиц проектируют с уклоном от 1 до 3%о.

При проектировании поперечных профилей уличной сети, в особенности магистралей, необходимо предусмотреть рациональную прокладку коллекторов, подземных переходов и др., обеспечить безопасность интенсивного движения для пешеходов и учитывать архитектурно-планировочные требования. При этом прокладывать подземные сети в проезжей части улиц, в их поперечных профилях не допускается: для них предусматривают самостоятельные озеленяемые полосы.

К основным требованиям, предъявляемым к качеству дорожных одежд, относят прочность, износоустойчивость, возможность использования местных строительных материалов, длительность службы покрытия при эксплуатации.

Верхний слой проезжей части дорог, а также основание под покрытием и все конструктивные части должны выдерживать транспортные нагрузки, атмосферные и климатические воздействия на них. Для повышения устойчивости земляного полотна предусматривают под основанием дорожной одежды дренирующий подстилающий слой из фильтрующих материалов для отвода воды, проникающей в основание.

Дорожные одежды

Дорожное покрытие должно быть также беспыльными и бесшумными, обладать небольшой шероховатостью и легко восстанавливаться после разрытий.

Основными типами капитальных покрытий проезжей части являются усовершенствованные цементобетонные, железобетонные (сборные и монолитные), асфальтобетонные на прочных основаниях: бетонном или щебеночном и гравийном с применением вяжущих материалов; мозаичные мостовые на бетонном или каменном основании; брусчатые мостовые с заполнением швов вяжущим материалом на щебеночном, гравийном или грунтощебеночном основании, укрепленных вяжущими материалами.

Читайте также: Запад Украины нацелился на инфраструктурные изменения

К облегченным относят покрытия из битумоминеральных смесей или из холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, а также обработанные органическими вяжущими щебеночные и гравийные покрытия на основаниях: щебеночном, гравийном, шлаковом и грунтощебеночном или грунтощебеночном и грунтовом, укрепленном вяжущими материалами.


Дорожные одежды проезжей части улиц, площадей, а также тротуаров являются наиболее дорогими элементами их благоустройства. Стоимость дорожных одежд доходит до 50—70% общей стоимости благоустройства улиц в пределах красных линий. В связи с этим необходимо выбирать по возможности минимально допустимую ширину проезжей части улиц и дорог.

Улицы вдоль и поперек

Общая ширина проектируемых улиц, дорог и проездов зависит от расчетной интенсивности движения транспорта и пешеходов, на застройки, рельефа местности, требований защиты населения от шума и выхлопных газов автомобилей, способа отвода дождевых и талых вод, а также мест прокладки подземных инженерных сетей.

Нормы проектирования населенных мест предусматривают следующую ширину улиц в пределах красных линий: магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения — 75 м, магистралей регулируемого движения —60 м, магистралей районного значения 35 м, жилых улиц при многоэтажной застройке — 25 м, улиц при малоэтажной застройке и закрытом способе водоотвода — 15 м. Указанные размеры ширины улиц могут быть увеличены только при соответствующем технико-экономическом обосновании. В малых и средних городах ширину магистральных улиц общегородского значения по красных линиях принимают порядка 45—50 м.

Ширину проезжей части магистралей и дорог определяют их поперечные профили, размеры которых обосновывают расчетами интенсивности транспортного движения на перспективный срок развития города или поселка, величиной и составными элементами проезжей части улицы.


Во всех случаях ширина улицы и дороги между линиями застройки должна быть не менее двух высот наиболее высоких зданий, размещенных на ней.

Элементами поперечного профиля магистралей и городских улиц являются: проезжая часть, тротуары, полосы зеленых насаждений, а также (по мере необходимости) полосы для прокладки подземных коммуникаций, трамвайных путей, разделительные зеленые полосы в проезжей части, велосипедные дорожки.

Число полос движения автомобилей на магистральных улицах и пропускную способность одной полосы движения проезжей части определяют с учетом видов транспорта, пропускной способности, расчетной скорости движения и его регулярности, а также продольного уклона.

Особый профиль должны иметь пешеходные улицы жилых районом парадные аллеи, подводящие к мемориальным памятникам, паркам и др. В ряде случаев аллеи могут включать проезжую часть для автобуса или троллейбуса в зависимости от местных условии и обеспечения изоляции от массового пешеходного движения.

Профиль тротуаров включает пешеходную часть, а также резервные полосы по ее бокам (вдоль которых укладывается бортовой камень) и полосу вдоль застройки. Ширину пешеходной части тротуаров улиц и дорог следует принимать из следующих расчетов на первую очередь и на расчетный срок, не менее: для магистральных улиц общегородского значения —4,5 и 7,5 м; для улиц районного значения — 3 и 6 м; для жилых улиц — 2,25 и 4,5 м; для дорог промышленных районов—1,5 и 4,5 м; для поселковых улиц—1,5 и 1,5 м, для пешеходных дорог — 3 и 4,5 м.

Тротуары и пешеходные дороги, а также аллеи следует отделять от проезжих частей разделительными полосами зеленых насаждений в 2 м, используемых, в частности, для подземных сооружений. Ширину зеленых полос в профилях принимают при однорядной посадке деревьев равной 2 м, а для двухрядной — 5 м. Расстояние деревьев от проезжей части должно быть не менее 1,2 м, ширина полосы низкого кустарника не менее 0,8 м, крупного— 1 м; ширина газона 1 м.

Подземное царство

В крупнейших городах, особенно в их центральных частях, для экономии территории (или при ее недостаточности) рекомендуется использовать подземное пространство для размещения отрезков транспортных магистралей и сооружений, гаражей, стоянок автомобилей, складов.

Кроме того, под землей можно размещать многие объекты городского хозяйства: транспортные тоннели, инженерные сети, складские помещения, объекты торговли, киоски и другие сооружения, предназначенные для относительно кратковременного пребывания людей. При необходимости под землей можно разместить котельные, бойлерные, электроподстанции и даже автоматические телефонные станции. Кроме экономии городской территории это позволяет приблизить к населению учреждения обслуживания, расширить их состав.

Читайте также: «Киевский метрополитен» подвержен опасности

Нужно учитывать, однако, что для подземных сооружений необходимо выполнять значительные объемы земляных работ, усиливать несущие конструкции, иногда устраивать сложные фундаменты и перекрытия, что повышает сумму единовременных вложении в строительство. Однако при этом исключаются затраты на крыши, отделку фасадов и т. п.

При подземном строительстве можно уменьшить протяженность инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечить изолированное пешеходное движение, а также увеличить площадь зеленых насаждений. Затраты на ремонт и отопление подземных помещений получаются меньшими, чем наземных.

Использование в крупнейших городах подземного пространства для линий метрополитена, развязок автомобильного транспорта резко сокращает время на поездки, оздоровляет городскую среду и улучшает коммунальное обслуживание населения. Подсчеты показали также, что устройство подземных переходов окупается в течение примерно 5—6 лет.

В связи с интенсивно увеличивающимися потоками автомобильного транспорта в городах при проектировании поперечных профилей скоростных дорог и магистралей и прокладки подземных сетей нужно размещать подземные сети вне проезжей части (например, под тротуарами, разделительными полосами или зонами зеленых насаждений) для обеспечения возможности развития проезжей части автомагистралей.

Необходимо предвидеть также организацию в будущем, в особенности на магистралях, устройства транспортных и пешеходных развязок в двух уровнях — в тоннелях или на эстакадах и скоростных подземных дорог и пешеходных тоннелей под улицами центров в крупных и крупнейших городах.

Сеть подземная

Размещать подземные инженерные сети на магистралях шириной более 50 м рекомендуется по обе стороны магистрали. При этом следует учитывать, что прокладка инженерных коммуникаций влияет на планировочные решения застройки и ее размеры, взаиморасположение зданий, проездов, озеленение и т. п.

Трассируют подземные сети на основе детальных проектов планировки и застройки жилых районов или комплексов с учетом рельефа, грунтовых условий, а также возможности применения механизированной техники и сборных деталей.

Транзитные подземные сети прокладывают по улицам с учетом их ширины и перспективы развития города, транспортного движения, инженерных сетей и т. п. При этом общие коллекторы рекомендуется размещать под основными городскими магистралями с укладкой в них всех трубопроводов и кабелей.

Способ прокладки инженерных сетей в общих коллекторах позволяет компактно размещать большое количество трубопроводов и кабелей и удобно их обслуживать. Он обеспечивает большую долговечность работы сетей, полную защиту их от механических повреждений и коррозии, что весьма важно в градостроительном отношении (отсутствие разрытий) и дает большую экономию при эксплуатации.

Читайте также: ЖКХ готовиться к повышению давления

Применяют два основных способа прокладки трубопроводов и кабелей — раздельную и совмещенную в одной траншее, канале или коллекторе. При раздельном способе прокладки трубопроводы, одиночные кабели или группу кабелей размещают под улицей или на внутриквартальной территории в отведенных для них зонах. Отдельные трубопроводы и кабели прокладывают в специально выделенных для них полосах, параллельно осям улиц или дорог, вне проезжих частей и тротуаров. Как указывалось, на таких полосах сажают низкорослые кустарники, газонную зелень или цветы.

Ширину зон и требующиеся глубины заложения отдельных трубопроводов и кабелей устанавливают с учетом допустимого их приближения. В профиле улицы подземные инженерные сети при раздельной их прокладке рекомендуется размещать, считая от красной линии, в такой последовательности: ближе к ней кабели низкого, а за ними высокого напряжения, теплосеть, газопровод, водопровод, канализацию и, наконец, водосток.

Осветительные кабели прокладывают у мачт освещения, а кабели для трамвая и троллейбуса — у проезжей части улиц. Для обеспечения экономичной прокладки сетей их нужно проектировать с наименьшей протяженностью трубопроводов, минимально необходимым числом колодцев и камер; предусматривать применение сборных железобетонных конструкций каналов и колодцев.

Способ совмещенной прокладки сетей в одном коллекторе допускает размещать в нем трубопроводы различного назначения: водопровода, теплосети и газопроводов, самотечных сетей канализации, электрические кабели, а в допустимых случаях — и газопроводы.

Способ прокладки подземных инженерных сетей выбирают с учетом строительных и эксплуатационных затрат, особенностей местных условий и т. п. Практика строительства показала, что прокладка инженерных сетей в коллекторах микрорайонов больших и крупных городов экономически целесообразна при повышенной этажности зданий и общей численности их населения в 15 тыс. жителей.

В микрорайонах с населением в 10—12 тыс. жителей целесообразнее прокладывать инженерные сети в грунте и в коллекторах, причем в коллекторах обеспечиваются наилучшая их сохранность и удобства эксплуатации. 

 

 
Комментарии (0)