ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеВодоканалы Украины: в шаге от пропасти

Водоканалы Украины: в шаге от пропасти

Повышение цен на электроэнергию привело к увеличению доли стоимости потребленной электроэнергии в затратах водоканалов, что делает невозможной их нормальную финансово-хозяйственную деятельность.

Сказать, что предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Украины находятся в тяжелом финансовом состоянии, фактически означает не сказать ничего, ведь только в I квартале 2013 года предприятия водоснабжения по данным ГП «Энергорынок» нарастили долги за электроэнергию на 660 млн грн, поэтому по состоянию на 1 апреля текущего года их задолженность в пользу энергоснабжающих организаций составляет 3,1 млрд грн.

Все уже привыкли к тому, что в последние годы отношения между энергоснабжающими предприятиями и предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства развиваются по уже стандартной схеме: энергетики требуют от водоканалов немедленного погашения долгов, угрожая отключением от электроснабжения, в водоканалах же заявляют, что средств у них, чтобы полностью рассчитаться за потребленную электроэнергию, нет.

Одни долги

Если просьбы и угрозы энергетиков принять действенные меры по ускорению погашения задолженности за потребленную электроэнергию не дают результатов, расчеты водоканалов не улучшаются, то энергоснабжающие организации в соответствии с нормами действующего законодательства (так они считают) прекращают поставки электроэнергии водоканалам-должникам. Так в январе текущего года с КП «Черновцыводоканал», в марте с КП «Водотеплосервис» Калушского городского совета, что на Ивано-Франковщине, которым были прекращены поставки электроэнергии в полном объеме. Весной этого года целый ряд водоснабжающих предприятий Донецкой области (КП «Донецкгорводоканал», ПУ ВКХ г. Мариуполь КПП «Краматорский водоканал» и др.) оказались под угрозой отключения от электроснабжения. Водоснабжение в этих городах удалось восстановить привычным для водоканалов способом - путем применения административного давления со стороны местных властей и областных государственных администраций.

Почему же возникло это противостояние между такими двумя жизненно необходимыми предприятиями, без услуг которых мы не представляем своей жизни?

Причина заключается в том, что государством нарушается установленный ею же в ст. 6 Хозяйственного кодекса принцип равной защиты государством всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Анализируя порядок установления тарифов на электроэнергию, и порядки формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также механизм их утверждения, приходишь к выводу, что для государства равны все субъекты хозяйствования, а есть «более равные», которым разрешено почти все.

Читайте также: Долги водоканалов могут стать легче

Чтобы доказать этот тезис, не нужно углубляться в дебри юридических тонкостей хозяйственных правоотношений. Стоит проанализировать только один пункт типового договора на поставку электрической энергии, содержание которого одинаковое для всех потребителей, в том числе и водоканалов. В частности, в документе указано, что «цена этого договора является ориентировочной и будет определяться исходя из розничных тарифов, которые ежемесячно устанавливаются НКРЭ для Потребителя (Водоканала) и фактически потребленной электрической энергии».

На практике это означает, что почти каждый месяц водоканалы получают новую повышенную цену на электроэнергию. Например, если в январе 2012 года киловатт электроэнергии для потребителей второго класса стоил 0,896 грн, то уже в мае он стоил 0,935 грн. Так же на 0,4 грн в прошлом году выросла и стоимость электроэнергии для потребителей первого класса. Если сравнить эти цифры с ценами мая 2011 года, то стоимость электроэнергии подскочила на целых 0,11 грн/кВт. Для таких предприятий, как водоканалы, которые являются одними из крупнейших потребителей электроэнергии (около 5 млрд кВт/ч в год) это весьма существенно.

Растут, но не вырастают

Тенденция повышения розничных цен на электроэнергию продолжилась и в 2013 году. Так, постановлением № 191 от 25 февраля 2013 НКРЭ приняла решение о повышении стоимости электроэнергии на 5% (до 1,20 грн/кВт/ч). И это при том, что в начале этого года стоимость киловатта уже выросла на 5%. Если такая тенденция сохранится, к концу года рост составит 20%, а это фактически будет означать медленную смерть для украинских водоснабжающих предприятий.

Такое резкое повышение цен на электроэнергию привело к увеличению удельного веса стоимости потребленной электроэнергии в затратах предприятий водопроводно-канализационного хозяйства до почти 60%, что делает невозможным нормальную финансово-хозяйственную деятельность и надежное обеспечение централизованным водоснабжением и водоотводом.

Что касается водоканалов, то тарифы на их услуги устанавливаются Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. Однако, несмотря на норму ст. 31 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» о недопустимости установления тарифов ниже экономически обоснованных расходов на их производство, действующие сейчас тарифы по данным самого регулятора (Нацкомуслуг) возмещают в среднем лишь 60% себестоимости производимых водоканалами услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу. Для большинства предприятий водоснабжения Комиссия пересматривала и утверждала новые тарифы весной 2012 года. Это было, в первую очередь, связано с изменением размера минимальной заработной платы, а не с ростом цен на электрическую энергию. Поэтому корректировка тарифа была незначительной.

Читайте также: Долги водоканалов угрожают общегосударственной катастрофой

В такой ситуации с целью недопущения отключения от электроснабжения водоканалы вынуждены экономить собственные средства, чтобы хоть на 50% рассчитаться за потребленную электроэнергию. Как рассказал директор КП «Дрогобичводоканал» Роман Шагала, предприятию в 2012 году пришлось ввести сокращенные нормы продолжительности рабочего времени для экономии фонда заработной платы, а сэкономленные средства направлять на оплату потребленной электроэнергии. Аналогично несладко пришлось и КП «Ивано-Франковскводоэкотехпром», которое вынуждено средства, предусмотренные в тарифе на модернизацию сетей направлять на финансирование текущей деятельности, т.е. выплату зарплаты, оплату электроэнергии, закупку реагентов, не проводя при этом капитального ремонта оборудования и сетей.

Энергосбережение не поможет

По словам руководителя КП «Житомирводоканал» Валерия Филиппова, ситуация постоянного роста тарифов на электроэнергию при отсутствии корректировки тарифов на водоснабжение и водоотвод, сводит на нет все усилия предприятия, направленные на уменьшение энергетической составляющей в стоимости продукции. За девять лет, с 2003-го до 2011-го, водоканал уменьшил потребление электроэнергии почти на 10 млн кВт/час. Однако сумма выставленных ему счетов меньшей не стала. Напротив, если в 2003 году она составляла чуть более 11,6 млн грн за 51,2 млн кВт/час использованной электроэнергии, то в 2011-м - почти 34 млн грн за 41,6 млн кВт/час.

Не желая мириться с такой финансовой несправедливостью, руководство КП «Дрогобичводоканал» обращалось и подало пакет документов в Нацкомуслуг с экономическим обоснованием необходимости откорректировать тарифы на водоснабжение и водоотвод с учетом роста стоимости электроэнергии, тоже самое сделало КП «Житомирводоканал» и многие другие предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.

Однако любого ответа (положительного или отрицательного) ни «Дрогобичводоканал», ни другие коммунальные предприятия из столицы не получили и до сих пор. Бумажные кипы экономически обоснованных затрат на производство услуг по водоснабжению и водоотведению от водоканалов со всей Украины лежат на рассмотрении в Комиссии. Но решение по ним не принимается.

Вместо того, чтобы учесть повышенную цену на электроэнергию в составе общепроизводственных расходов, в течение всего 2012 года Нацкомуслуг требовала от специалистов планово-экономических отделов водоканалов разработки и принятия инвестиционных программ.

Читайте также: Повышение тарифов пресечет долги водоканалов

В результате длительных согласований, Комиссия рекомендовала для принятия включения инвестиционной составляющей в тариф инвестиционные программы 38 предприятий на общую сумму 1,16 млрд грн, которые должны дать по расчетам предприятий экономический эффект на сумму 174,4 млн грн. Должны дать, но не дают. И не начнут давать те инвестиционные проекты того экономического эффекта пока Нацкомуслуг не утвердит их в составе общепроизводственных расходов тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, которые будут полностью возмещать себестоимость производимых услуг. Без тарифа, который возмещает 100% себестоимости производимых услуг, даже самый гениальный инвестиционный проект с экономическим эффектом 80% превращается в мыльный пузырь, ведь не будет источника его финансирования в бюджете коммунального предприятия.

Но прогнозы дальнейшего развития для водоснабжающих предприятий неутешительны. В январе глава Нацкомуслуг Валерий Саратов во время презентации проекта постановления Кабинета Министров «Об утверждении Положения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода с отклонением от экономически обоснованного уровня» заявил, что Нацкомуслуг предлагает поэтапное повышение тарифов на тепло-и водоснабжение, а также водоотвод с приведением их к экономически обоснованному уровню до 1 января 2015. Не поздно ли будет? Ведь водоканалы Украины рискуют не дотянуть до этой заветной даты ...

 
Комментарии (0)