ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоКоммунальным услугам меняют статус

Коммунальным услугам меняют статус

Кабинетом Министров разработан и зарегистрирован в ВР под № 4563а проект Закона «О жилищно-коммунальных услугах», который должен усовершенствовать законодательное регулирование отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Предлагаем анализ законопроекта

Несмотря на военное положение, в котором уже больше трех месяцев живет Украина и функционирует государственный аппарат, Президентом Украины Петром Порошенко, Кабинетом Министров и Верховной Радой все же предпринимаются определенные шаги направленные на изменение принципов регулирования общественных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Экспертами, обществом и исполнителями жилищно-коммунальных услуг такие попытки власти изменить принципы игры на коммунальном поле расцениваются неоднозначно: от откровенно провальных шагов вроде принятия Закона Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», который фактически похоронил реформу ЖКХ, в отношении положительных решений, таких как ликвидация Президентом Петром Порошенко Нацкомуслуг и НКРЭ Украины и создание на их базе единой Национальная комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, что сделает процедуру установления тарифов более прозрачной и качественной.

Понимающие, что внесенные в последнее время изменения в законодательство, регулирующее сферу жилищно-коммунальных отношений носит несистемный характер, Кабинетом Министров Украины был разработан и зарегистрирован в Верховной Раде Украины под №4563а проект Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который призван системно усовершенствовать законодательное регулирование отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг.

В отличие от пока действующего Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» №1875-IV от 24.06.2004 года (с изменениями), правительственный законопроект №4563а предлагает совершенно другую философию построения взаимоотношений потребителей, исполнителей и органов государственной власти и местного самоуправления.

Читайте также: Украинское законодательство тормозит ГЧП

Среди новаций, предложенных в законопроекте №4563а, можно выделить отсутствие таких понятий как «производитель» и «балансодержатель», которые больше присущи советской системе управления народным хозяйством, чем рыночной экономике. Поэтому законопроектом предлагается признать участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг только потребителя и исполнителя.

В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги предлагается разделить на:

1) коммунальные услуги (централизованное питьевое водоснабжение; централизованное водоотведение; горячее водоснабжение; газоснабжение; энергоснабжение; поставка тепловой энергии (теплоснабжение); обращение с бытовыми отходами);

2) жилищную услугу - услугу по управлению многоквартирным домом.

Поэтому, услуги по содержанию дома и придомовой территории, предоставляемые ЖЭКами, уходят в прошлое. Управления многоквартирным домом в случае принятия законопроекта №4563а будет осуществляться управляющим (физическим лицом-предпринимателем или юридическим лицом) на основании договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом. Такой договор с управляющим многоквартирного дома от имени собственников многоквартирного дома подписывает совладелец, уполномоченный на это собранием совладельцев многоквартирного дома, или лицо, уполномоченное уставом ОСМД.

Законопроектом №4563а вместо понятия «тариф на услуги по содержанию дома и придомовой территории» вводитья понятие «цена на услуги по управлению многоквартирным домом», которая будет состоять из расходов на содержание и проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также вознаграждения управляющему многоквартирного дома. При этом, цена на услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается по договоренности сторон и определяется в договоре о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом из расчета за один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения. Отныне ценообразования в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирным домом является независимым от органов местного самоуправления, то есть законопроектом №4563а предлагается убрать политическую составляющую в вопросе «квартплаты».

Поняв наконец, что энергосбережение начинается с учета ресурсов, правительство предлагает ввести обязанностей коммерческий учет с помощью узлов коммерческого учета, кроме случаев, когда установка узлов технологически невозможна. При этом финансирование работ по установке в многоквартирных домах узлов коммерческого учета, их технического обслуживания, периодической поверки и ремонта средств измерительной техники будет осуществляться за счет средств субъектов хозяйствования, которым принадлежат на основании права собственности или иного вещного права системы централизованного теплоснабжения, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения, так и за счет физических лиц, являющихся совладельцами или пользователями жилых помещений в многоквартирном доме на принципе софинансирования.

Интересно, что за уклонение от обязательного коммерческого учета законопроектом №4563а установлена возможность применения ответственности в виде ограничения питьевого водоснабжения юридического лица, для которого определен уровень экологической брони, до уровня экологической брони, а в случае невыполнения физическими лицами - предпринимателями и юридическими лицами, для которых уровень экологической брони не установлено, законопроект разрешает применение полного прекращения централизованного теплоснабжения, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения.

Законопроектом №4563а также устанавливается порядок уведомления потребителя об изменении цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги по принципу «пост-фактум», не за 15 дней до введения в действие новых тарифов, как сейчас, а не позднее чем через десять дней с даты введения их в действие.

Кроме этого, правительством уже в который раз поднят вопрос о необходимости начисления пени за просрочення платежей за полученные услуги. На этот раз норма о неустойке выписана императивно, отныне это не право исполнителя, а обязательства потребителя. Потребитель по законопроекту №4563а обязан платить пеню в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа, которая начисляется за каждый день просрочки, но не более 100 процентов общей суммы долга.

Читайте такжеУ водоканалов принудительно отбирают деньги

Народные депутаты - члены комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики, которым законопроект №4563а направлен для ознакомления, при подготовке его к первому чтению, должны также учесть те обстоятельства, что несмотря на целый ряд положительных моментов, законопроект №4563а далек от совершенства и противоречит действующим нормативно-правовым актам Украины. В частности, законопроект №4563а полностью противоречит действующему Закону Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», который определяет, что производители услуг с централизованного водоснабжения, водоотвода, централизованного отопления и горячего водоснабжения являются исполнителями этих услуг и предоставляют их с использованием внутренних сетей непосредственно потребителю по прямым договорам без участия управляющего многоквартирного дома. Кроме этого, правительственный законопроект №4563а не согласуется с другим правительственным законопроектом №4463а «Об особенностях права собственности в многоквартирном доме», которым предлагается установить несколько иной порядок заключения договоров с управляющим на управление многоквартирным домом.

Принятие законопроекта №4563а в ближайшей перспективе существенно изменит правила игры и принципы взаимоотношений потребителя жилищно-коммунальных услуг и исполнителя. Однако, для того, чтобы его нормы не остались декларативными, а новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» эффективно действовал, нужно уже сейчас отказаться от коммунального популизма, заигрывания с населением в «хорошие тарифы» на квартплату, разработать целый комплекс мероприятий по воспитанию ответственного собственника, который готов нести бремя содержания своего имущества самостоятельно, а не ждать помощи государства или органов местного самоуправления.

Вы уже задумались, что дарить друзьям на Новый Год? Отличные креативные новогодние подарки вы можете найти на bronzalev.com.ua. Только у нас оригинальные подарки по доступным ценам!

 
Комментарии (5)
Sergiy
03 сентября 2014 г. 12:47
Автори цього законопроекту з Мінрегіону уже звільнилися! Молоді таланти залишилися.Тепер знову питання. Де ділися послуги у експлуатації житлових будинків.?І бажано по окемим тарифам на кожний вид робіт. Де послуги з Ц.О.? Що таке виробництво гарячої води.? І чому теплову енергію, як товар не можна продавати в кожну квартиру? А теплопостачання взагалі це виробництво,транспортування та постачання. В котре питання - відповідь відома ,,Чому бідний.....,,.
Олена2
03 сентября 2014 г. 16:50
Сегодня была в Минрегионе. Видела авторов этого законопроекта. Живы, здоровы и даже в меру упитаны. С чего Вы решили, что уволились?
Sergiy
04 сентября 2014 г. 09:15
Пані Олено! А ви призвіще на порівняльній таблиці до законопроекту читали? А ті кого Ви бачили ,думаю із іншої категорії.
Андрій Осадчий2
04 сентября 2014 г. 09:51
Вже є альтернативний законопроект. Відомий борець за справедливість та шанувач відпочинку у Відні з білявками Микола Рудьковський зареєстрував свій законопроект "Про житлово-комунальні послуги" № 4563а-1 http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=52108 щоправда текст відсутній
Андрій Осадчий1
04 сентября 2014 г. 10:50
З'явився текст альтернативного законопроекту 4563а-1. Головний соціаліст України, борець за справедливість Микола Рудьковський скопіював текст урядового законопроекту, який за своєю суттю є глибоко буржуазним та капіталістичним, які і сам Рудьковський, за одним виключенням - споживач за версією Рудьковскього зобов’язаний сплачувати пеню в розмірі 0,00001 відсотка суми простроченого платежу