ГлавнаяПубликацииАналитикаЖКХ и бюджет 2012: между первой и второй ...

ЖКХ и бюджет 2012: между первой и второй ...

Как известно, 20 октября Верховная Рада Украины утвердила выводы и предложения бюджетного комитета парламента в бюджет 2012

То есть проект бюджета 2012 прошел первое чтение. За постановление проголосовали 248 депутатов из 371 зарегистрированных в зале.

Напомним, что проект бюджета составлен по так называемому консервативному сценарию, т.е. с учетом возможности второй волны финансово-экономического кризиса. Именно поэтому на многих отраслях пришлось экономить, в том числе и на ЖКХ ...

Что имеем?

Несмотря на июньские заявления премьер-министра Николая Азарова о выделении из государственного бюджета в 2012 году на ЖКХ пяти миллиардов гривен на развитие ЖКХ, для Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины на развитие ЖКХ страны пока предусмотрено около 2 млрд грн. Это даже на 300 с лишним миллионов меньше, чем в прошлом.

В бюджет на 2012 год на Государственную программу «Питьевая вода Украины» на 2006-2020 годы »для Украины заложено 200 млн грн, что вдвое меньше, чем было заложено в прошлом году. Видимо, проблем с качеством, транспортировкой и обеспечением питьевой водой украинский за год уменьшилось в два раза.

Напомним, что ориентировочный объем финансирования программы Питьевая вода, что заложено в бюджет 2012, составляет 9471700000 грн, из которых за счет государственного бюджета - 3004300000, из других источников - 6467400000 грн.

В бюджет 2012 заложено 100 млн грн на частичную компенсацию расходов за электроэнергию, связанных с переброской воды. А вот на реконструкцию и строительство систем централизованного водоотвода средства не предусмотрены. Напомним, что в бюджете 2011 года на эти цели было заложено 400 млн грн.

Не предусмотрены в этом году средства и на реализацию пилотных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В прошлом году на такие проекты были заложены 100 млн грн.

На предоставление государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья в бюджете 2012 года предусмотрено 200 млн грн, что вдвое больше, чем в прошлом.

На обустройство многоквартирных домов современными средствами учета и регулирования воды и тепловой энергии в бюджете запланировано потратить в 2012 году 200 млн грн. Много это или мало? Если учитывать, что установка одного домового счетчика тепла обойдется примерно в 15 тыс. грн, не трудно посчитать, сколько хватит предусмотренных средств на дома. А хватит ли их меньше на 13 тыс. домов. То есть на три средних по размеру города. Откуда брать остальные деньги? Этот вопрос уже не в бюджет 2012. Тем более, что время до 2015 года, когда все дома должны быть оборудованы приборами учета, еще есть.

Отодвинули в этом году на второй план и вопросы архитектуры: на сохранение архитектурного наследия в заповедниках, а также на паспортизацию, инвентаризацию и реставрацию памятников архитектуры средств в бюджет-2012 не предусмотрено. В прошлом году на эти цели было выделено 26 и 66,5 млн грн соответственно.

Как видим, хотя курс на реформы взят, но, так как мы страна все еще небогатый, реформы будут проводиться медленно, а несколько и вообще ждать лучших времен ...

Прослушаем второй

Следует отметить, что за время рассмотрения проекта Государственного бюджета - 2012 было предоставлено около 1500 предложений, касающихся увеличения расходной части Госбюджета. Много предложений касались именно сферы ЖКХ. Все они были отклонены. «Предложения, представленные в Комитет ВРУ по вопросам бюджета (на общую сумму в 386 млрд грн) не были учтены с целью не разбалансировке госбюджета.

Как стало известно ИА «Украина Коммунальная», Правительству было поручено во время подготовки ко второму чтению законопроекта о бюджете на 2012 год, т.е. до второго ноября, дополнительно проработать отклонены предложения народных депутатов и комитетов ВРУ.

Среди прочего ко второму чтению Правительство должно проработать вопрос урегулирования погашение задолженности по разнице в тарифах на тепло, услуги водоснабжения и водоотведения, которые производились, транспортировались и поставлялись населению, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии, услуг по водоснабжению и водоотводу тарифам, которые утверждались или согласовывались органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Кроме того, в шестимесячный срок после окончательного принятия Государственного бюджета 2012 года, Правительство должно принять меры по расширению источников финансового обеспечения выполнения Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы. Поэтому сейчас остается только ждать.

Реальные потребности

Напомним, что среди других предложений бюджетный запрос Министерства регионального развития, жилищно-коммунального хозяйства и строительства по обеспечению надлежащего финансирования сферы ЖКХ Минфином было также проигнорировано. В этом запросе речь шла о 27 млрд грн. Именно в такую ​​сумму первоначально оценивало Министерство проблемы ЖКХ государства.

«Мы предоставили запрос в Верховную Раду на выделение из бюджета 2012 27 млрд грн, но в первом чтении нам выделили около 1,9 млрд грн. Почему именно 27 млрд? Мы взяли всю законодательную базу, обязывает нас выполнять определенные действия, сложили в кучи затраты и получили эту цифру », - отмечал глава Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк.

Пока не нашла поддержки в правительстве и предложение Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики финансирования в объеме 11 млрд грн сферы жилищно-коммунального хозяйства. О такой сумме говорило как минимум три ведомства, в том числе и Минрегион.

Первый заместитель министра Александр Алипов говорил о том, что на нужды жилищно-коммунального хозяйства в бюджет 2012 планируется заложить 11,5 млрд грн государственных средств.

«Более 5 млрд грн предполагается направить на мероприятия по техническому переоснащению, капремонту и замене систем централизованного водоотвода, модернизации систем теплоснабжения, сокращение удельных показателей использования энергетических и материальных ресурсов на производство», - отмечал чиновник.

О том, что для полного обновления украинской теплосетей необходимо привлечь 5,5 млрд грн, недавно сообщил директор Департамента систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Виталий Шаповаленко. Говоря о состоянии теплосетей в Украине, В.Шаповаленко подчеркнул, что из 33 тыс. км теплосетей 15% находятся в изношенном состоянии. При этом, чтобы перевести один километр теплосетей нужно потратить приблизительно 1 млн грн.

Относительно долгов ТКЭ за потребленный газ, то реальную потребность в бюджетных средствах специалисты оценивают в 7 млрд грн. Поскольку установленные Национальным регулятором тарифы покрывают лишь на 62% затраты предприятий коммунальной теплоэнергетики.

По опыту двух прошлых лет ситуация была следующая. На конец 2010 года задолженность предприятий ТКЭ за потребленный газ была на уровне 6 млрд грн. Состояла катастрофическая ситуация. Лишь в конце года на погашение этой задолженности было выделено 2,4 млрд грн. А уже по результатам первого полугодия выделили еще 3,6 млрд грн. То прошлогоднюю задолженность перекрыли. Но теперь появилась задолженность за потребленный уже в этом году газ. По подсчетам экспертов, до конца года долги составят около 7 млрд грн.

Недавно в СМИ появилась информация о том, что Кабинет Министров Украины предусмотрел в 2012 году увеличение на 41,18% отчислений на погашение разницы в тарифах на газ для населения, до 12 млрд грн. Соответствующая сумма средств заложена в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год». Но найти эту графу в проекте бюджета нам так и не удалось.

Сейчас Минрегион надеется, что после второго чтения в бюджете на ЖКХ в 2012 году будет выделено 6-8 млрд грн. Об этом в своем докладе заявил министр жилищно-коммунального хозяйства, развития строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк.

«Я понимаю, что 27 млрд грн, которые были представлены нами в бюджетном запросе, мы не получим, но 6-8 млрд будет" - сказал он.

Видим, что реальные потребности отрасли значительно превышают заложенные в бюджет-2012 возможности. Хотя другие распорядители бюджетных средств, в частности правоохранительные органы и судебная власть, должны быть довольны - ибо заложенные в бюджет страны расходы на них значительно увеличились.

Что ж, страна расставила приоритеты ... мере, в первом чтении.

Комментарии экспертов:

Сергей Бульбас, президент «Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ»:

На самом деле меня пугает Проект государственного бюджета на 2012 год. При всем том, что у нас в стране декларируется приоритетность реформ ЖКХ, реальных действий и их отражение в Госбюджете, мы пока не наблюдаем. При всех, например, заявлениях господина Шаповаленко, что на реконструкцию систем теплосетей необходимо около 5,5 млрд грн, в бюджете не прописано ни суммы, которая была бы направлена ​​на эти цели.

Еще пример: в этом году на программу «Питьевая вода» было заложено 400 млн грн, в бюджете 2012 эта сумма была уменьшена вдвое, и еще не известно, сколько из этих средств реально получит область.

Такая динамика цифр лично меня пугает. То есть вопрос системного решения проблем отрасли пока не стоит, потому источников финансирования все еще нет.

Владимир Рыбак, депутат ВР, министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (2006-2007 гг):

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из крупнейших отраслей, это 25% основных фондов страны. Поэтому на ЖКХ никогда не хватало денег.

Вопрос бюджета на 2012 год мы рассматривали в Комитете Верховной Рады. Мы считаем, что 1,9 млрд, выделенных на ЖКХ страны - это очень мало. Свое мнение мы озвучили, и надеемся, что между первым и вторым чтением надо эту сумму увеличивать, потому что все знают в каком состоянии сейчас отрасль: теплосети и водопроводы изношены на 60-70%, надо отдельная программа на замену лифтов, вопрос питьевой воды тоже требует неотложного решения и т.д.

Считаю, что уже сейчас нужно увеличивать финансирование отрасли из государственного бюджета, и обязательно дофинансировать после первого квартала и по итогам полугодия. К этому вопросу нужно постоянно возвращаться.

Я придерживаюсь мнения, что на развитие ЖКХ нужно ежегодно выделять из всех источников финансирования не менее 5 млрд грн. Но, к сожалению, это удалось сделать лишь однажды - в 2007 году. Тогда в котельных заменяли старые котлы, электродвигатели, насосы, которые потребляли избыточное количество газа и электроэнергии.

Деньги на реформирование ЖКХ надо выделять органам местного самоуправления, так как, по моему мнению, - это основной институт системы управления в стране, нужно финансово поддерживать.

Алексей Кучеренко, министр по вопросам ЖКХ (2007-2010 гг):

Честно говоря, я не вчитывался в проект государственного бюджета 2012, потому что лично я не вижу возможностей хоть как-то повлиять на ситуацию. Надо дождаться второго чтения и уже получить этот документ как данность. Поясню свою позицию. Бюджетный пирог делят сегодня другие отрасли. Я вижу очень мощное газовое лобби Верховной Рады именно в цене на газ и в ее распределении. Я вижу очень мощное аграрное и угольное лобби.

Я не призываю представителей сферы ЖКХ к каким-то активным действиям, к которым прибегают сейчас те же афганцы, поскольку это не принесет пользы.

Шанс может появиться, когда в следующей Верховной Раде вместе с профессиональными ассоциациями мы создадим систему лоббирований в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Только тогда можно будет «биться» за государственное финансирование.

А сегодня, к сожалению, мы, как всегда, отстаем. А проблемы ЖКХ перекладывают на плечи городских голов, и возможно, именно они должны наконец сказать свое веское слово.

Арсентий Блащук, президент Всеукраинской ассоциации «Укртеплокоммунэнерго»:

Мы не ставим вопрос так - дайте нам деньги из государственного бюджета на реконструкцию и модернизацию предприятий ТКЭ и систем теплоснабжения и тогда все будет хорошо. Мы говорим о том, если из госбюджета выделяются льготные субсидии, не надо давать их нам, пусть их получат непосредственно те люди, которые этого требуют, чтобы они лично заплатили за тепло.

Если разница в тарифах, не давайте ее нам, дайте ее, например, напрямую НАК «Нафтогаз Украины», или, опять же, каждому потребителю, чтобы он мог сам платить за тепло по обоснованным тарифам.

Нам не нужно субсидий из бюджета, дайте нам обоснованные тарифы и правила игры, дайте нам мотивацию, чтобы мы могли экономить ресурсы и направлять эту экономию на модернизацию и на премирование работников, которые делают все для развития своих предприятий и повышению качества услуг.

Евгений Ридош, специально для ИА «Украина Коммунальная».

За помощь в подготовке материала редакция благодарит эксперта по мониторингу законодательства Проекта «ДИАЛОГ», Ассоциация городов Украины Александру Слобожан.

Если хотите купить хорошее постельное белье по отличной цене, то можете это сделать здесь. Заходите в интернет магазин и выбирайте товар!

 
Комментарии (0)