ГлавнаяИнтервьюАналитикаИ. Гелюх: «Мы дошли до точки невозврата: или модернизируем сети, или остаемся без тепла и воды»

И. Гелюх: «Мы дошли до точки невозврата: или модернизируем сети, или остаемся без тепла и воды»

У «Киевэнерго» три основных направления деятельности: производство электрической и тепловой энергии генерирующими тепловыми электроцентралями, дистрибьюция электроэнергии потребителям и производство тепловой энергии на котельных и транспортировка ее сетям

Иван Николаевич, какие основные инвестиционные проекты запланированы компанией на ближайшие годы?
У «Киевэнерго» три основных направления деятельности: производство электрической и тепловой энергии генерирующими тепловыми электроцентралями, дистрибьюция электроэнергии потребителям и производство тепловой энергии на котельных и транспортировка ее сетями. Следовательно, перспективная реконструкция также делится по этим направлениям. По ТЭЦ - это ежегодная модернизация общестанционного оборудования, реконструкция и капитальный ремонт основных фондов. Среди наиболее масштабных проектов - реконструкция блоков № № 1 и 2 на ТЭЦ-5.

Замечу, что в направлении дистрибьюции мы уже сейчас реализовываем приоритетные проекты. Это реконструкция подстанций «Московская» и «Университетская», а также линии «ТЭЦ-6-Левобережная». Кроме того, конечно, существуют ежегодные инвестиционные программы в направлениях дистрибьюции и сбыта.

Что касается теплового сектора, то здесь предпочтение отдается реконструкции сетей, учитывая насущные потребности.

Какую в идеале сумму необходимо вложить в обновление основных фондов?
К сожалению, город, как собственник сетей, никогда не выделял достаточно средств на модернизацию своего имущества. Последние годы на такие программы деньги вообще не направлялись. Поэтому вместо реконструкции имеем латание дыр и, в итоге, - довольно катастрофическое состояние теплосетей. Фактически, сейчас мы не застрахованы от того, что устранив повреждения на одном участке, не возникнет порыв через два метра от него.

Поэтому, если говорить о тепловых сетях, то стоимость замены 50% сетей, которые пережили свой эксплуатационный возраст, мы оцениваем в размере не менее 10 млрд грн и это в долгосрочной перспективе. Что касается подстанций, то буквально недавно была скорректирована схема перспективного развития электросетей Киева. На ее основе мы занимаемся разработкой плана реконструкции и строительства электросетей. На сегодня приоритетными объектами являются проекты под Евро-2012.

Строительство подстанций, если я правильно понимаю, вызвано чрезмерными нагрузками?
С одной стороны действующимим нагрузками, а с другой - перспективными. В городе сейчас строится немало крупных энергоемких объектов, которые в свое время нужно будет подсоединить к сетям, поэтому «Киевэнерго» уже сейчас работает на опережение, чтобы распределение электроэнергии внутри городского кольца проходило с равномерным учетом потребностей всех зон деловой активности. Не только тех, которые работают на сегодняшний день, но и тех, которые появятся через год. И, особенно, это актуально в связи с подготовкой к чемпионату Евро-2012, во время которого система электроснабжения должна работать надежно.

Мы осуществим реконструкцию подстанции «Московская» с линией электропередач 110 кВ (фактически, это новое строительство) стоимостью 201 млн грн, строительство подстанции «Университетская» стоимостью 195 млн грн. Кроме объектов Евро-2012, это позволит улучшить надежность электроснабжения потребителей, в частности, Голосеевского района и центральной части города.

В этом году «Киевэнерго» увеличило объемы ремонтных работ, а, соответственно, и уровень финансирования. Откуда взялись эти средства?
Если говорить об инвестиционных программах компании в целом, то частично эти расходы предусмотрены в тарифе на электроэнергию. Инвестиционную составляющую в тариф закладывает НКРЭ. А частично мы привлекаем кредиты. Это достаточно длительная по времени схема, однако, с минимальной нагрузкой на тариф.

С какими банками вы сотрудничаете?
На сегодняшний день это украинские банки. Но как источник долгосрочных займов, «Киевэнерго» рассматривает также и международные финансовые организации. Это могут быть, к примеру, Всемирный банк или ЕБРР. Реализация таких проектов - качественно иной уровень. Фактически, на практике это проекты с участием не менее четырех сторон - государства, города, финансовой организации и «Киевэнерго». Причем функция государства и города является исключительно позицией гарантирования выполнения кредита. Поэтому сейчас мы активно проводим переговоры с представителями КГГА и Министерства топлива и энергетики Украины для дальнейшего получения средств.

Во что в первую очередь будут вкладываться средства «длинных» кредитов?
Бесспорно, в модернизацию тепловых сетей. На сегодня протяженность наших тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения составляет почти 2,5 тыс. км (в двухтрубном измерении). Из них свой нормативный срок отработали более половины.

Поэтому, отвечая на вопрос, почему увеличилось количество ремонтных работ и финансирования, скажу, что мы дошли до определенной точки невозврата, когда, либо мы модернизируем сети, либо остаемся без тепла и воды. С каждым годом количество повреждений на теплосетях увеличивается примерно на 7-10%. Например, в 2010 г. зафиксировано на 509 повреждений больше, чем в 2009 г. Это говорит о том, что динамика увеличения повреждений на сетях достигла критического уровня. Кроме теплосетей, свой нормативный срок работы постепенно вырабатывают теплоисточники, электросети. Понятно - все, что интенсивно работает, рано или поздно изнашивается, выходя из строя. Это естественный процесс.

Стратегия развития столицы до 2025 г., обнародованная в мае, предусматривает ряд проектов по ремонту тепло-и электросетей. Ввиду этих масштабных планов, каким в компании видят формат сотрудничества с местной властью? Как Вы думаете, кто будет финансировать эти работы?
Мы участвовали в разработке этого документа, общались и сотрудничали со специалистами, давали свои оценки относительно существующих и перспективных потребностей. Поэтому в финальных цифрах стратегии ее авторы учитывали, в том числе и наше видение ситуации. Вопрос финансирования до сих пор остается открытым. По-моему, это могут быть средства за счет кредитов, привлекаемых частными инвесторами; совместные проекты с международными финансовыми или определенными энергоэффективными учреждениями. Тем не менее, вполне возможно, что некоторые объекты будут финансироваться городскими властями. Это все решается при детальном утверждении каждого отдельного проекта, ведь объемы стратегии требуют впечатляющих средств.

На одной из последних сессий Киевсовета удалось отклонить проект решения, которым КГГА разрешил разрабатывать условия для передачи теплоэнергетического комплекса в концессию. Главным претендентом на участие в конкурсе на право концессии является именно «Киевэнерго»...

Однозначно так говорить нельзя. Действия Компании будут зависеть от условий концессионного конкурса, которые утвердит городская власть, являющаяся инициатором и владельцем процесса. Безусловно, специалисты «Киевэнерго» изучая мировую практику, опыт разных городов и компаний, убедились, что концессия - это действительно выход, позволяющий привлечь необходимые инвестиции в модернизацию теплоэнергетического хозяйства и одновременно сохранить имущество в собственности территориальной общины.

Одним из условий концессии в городской администрации называли согласие концессионера стать исполнителем услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, а также установить тепловые счетчики в домах. Насколько известно, «Киевэнерго» уже разработало проект заключения прямых договоров с жильцами на поставку услуг.

Вопрос определения исполнителя услуг обсуждается и исследуется уже несколько лет безотносительно к концессии. Трудности перехода на прямые договоры с частными потребителями связаны с отсутствием соответствующих нормативных правовых актов и необходимостью проведения организационных и технических мероприятий.

Весной «Киевэнерго», действительно, начало реализацию пилотного проекта в двух котельных Голосеевского района. Сейчас мы проходим все организационные и технические звенья этого процесса - от аудита внутридомовых систем ЦО и ГВ до получения соответствующих разрешений от НКРЭ и КГГА.

В Киеве только 20% домов оснащены приборами учета тепла.  Установка остальных 80% ложится на плечи компании?
Домовые приборы учета устанавливают балансодержатели зданий. Мы можем заниматься их установкой, если стоимость этих работ будет зафиксирована в тарифе на тепловую энергию. Это единственный реальный на сегодня источник финансирования, в противном случае - решение принимают городские власти. Ведь стоимость одного качественного теплосчетчика для одного дома (проектные, монтажно-строительные и пусконаладочные работы) составляет в среднем от 35 тыс. грн. с НДС. Но мы заинтересованы в том, чтобы каждый дом был оборудован приборами учета тепловой энергии, ведь постоянно подчеркиваем о взаимовыгодности четких расчетов, в том числе и для энергетиков.

Иван Николаевич, в компании неоднократно говорили о том, что тарифы на тепловую энергию покрывают лишь 53% затрат на себестоимость производства теплоэнергии. Могли бы вы рассказать, какую долю в структуре себестоимости производства, транспортировки и поставки тепловой энергии занимают общепроизводственные, административные и другие расходы?
Собственно, вся эта информация имеется на официальном сайте компании и с ней может ознакомиться любой желающий. Львиная доля себестоимости производства тепловой энергии (70%) - это затраты на топливо. Расходы на выплату заработной платы составляют 13%, стоимость электроэнергии для работы электрооборудования - 6%, производственные затраты, связанные с ремонтами оборудования, - 10%, административные расходы - 1%. При этом, тенденция роста доли стоимости топлива в себестоимости производства тепла наблюдается с 2008 г., тогда как расходы на заработную плату и производственные нужды наоборот несколько сократились.

Структуру тарифа на централизованное отопление и горячую воду для населения, которые устанавливает КГГА, к сожалению, детализировать не могу, мы такой информацией не располагаем. Это вопрос к управлению ценовой политики КГГА.

Насколько с каждым годом увеличивались удельные затраты газа на производство 1 Гкал тепловой энергии?
Для производства тепловой энергии компания использует природный газ. Правда, несколько месяцев в 2009 г. «Киевэнерго» работало на мазуте, но это был вынужденный шаг. Если пересчитать удельные расходы условного топлива только в газ, через среднюю годовую калорийность, то получим, что в 2008 г. фактические расходы составили 131,2 м3/Гкал, в 2009 г. - 131,7 м3/Гкал, в 2010 г. - 130 , 0 м3/Гкал, 2011 г. - 130,3 м3/Гкал. Как видите, расходы не увеличиваются. Напротив, наша задача снижать их, что и происходит за счет внедрения энергосберегающих мероприятий.

Какое количество тепловой энергии фактически было произведено в течение отопительного сезона 2010/2011?
Как правило, объем тепловой энергии на отопительный период отдельно не планируется. Эта цифра является составляющей разных лет, а отопительный период не является постоянной величиной и может изменяться. Однако мы просчитали, что количество фактически произведенной (отпущенной с коллекторов) тепловой энергии в отопительном сезоне 2010/2011 составили 12,9 млн Гкал.

Насколько мне известно, проблему с долгами пока решить не удалось. Компания должна за газ, в свою очередь, КГГА имеет долги по разнице в тарифах. Каков объем этих долгов?
В последний раз мы рассчитывались с газовиками в начале июля - перечислили ДК «Газ Украины» 715 млн грн, которые получили от КГГА в качестве компенсации разницы между себестоимостью производства теплоэнергии и действующими тарифами на тепло для населения в Киеве. С того момента задолженность по разнице в тарифах перед «Киевэнерго» составляет 1,153 млрд грн, а задолженность «Киевэнерго» перед газовиками за потребленный газ составляет 1,81 млрд грн.

А какие долги населения и организаций за тепло и электроэнергию?
За электроэнергию общий долг потребителей перед компанией составляет 1,2 млрд грн. Наибольшим должником является «Киевводоканал», который задолжал за электроэнергию больше, чем суммарно остальные должники - 813,2 млн грн. Долг населения за электричество составляет 123 млн грн, коммунальных предприятий УЖХ - 52,9 млн грн, городского и районных бюджетов - 6 млн грн.

Общий долг потребителей за теплоэнергию составляет 990 млн грн. Крупнейшими должниками являются жилищно-эксплуатационные организации (844,1 млн грн) и городской и районные бюджеты (16,5 млн грн).

Отмечу, что «Киевэнерго» исправно платит за потребленный газ, который используется для производства теплоэнергии для предприятий, учреждений и организаций. Долги за газ накопились только по населению, тарифы на производство тепла для которых установлены ниже экономически обоснованного уровня. Поэтому в этом случае по законодательству нужны компенсации разницы в тарифах со стороны того субъекта, который их установил, - городского или государственного бюджетов. А поскольку население потребляет 75% тепловой энергии, производимой «Киевэнерго», то и имеем, в конце концов, несбалансированную экономику. То есть ситуация зеркально отражается на финансовых результатах - убытки и в первом, и во втором кварталах этого года. А это нам не позволяет не только рассчитываться в полном объеме за газ, но и модернизировать и развивать инфраструктуру. Но мы действуем по принципу «путь осилит идущий». Мы идем.

Беседовала Юлия Грамотная специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)