ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХКоммунальное наказание для должников

Коммунальное наказание для должников

Радикальным механизмом воздействия на злостных неплательщиков за услуги ЖКХ остаются арест их жилья и имущества. Законодательство предусматривает применение взыскания даже относительно единственного жилья должника.

По данным официальной статистики, граждане достаточно исправно платят за услуги ЖКХ. Только в январе - апреле текущего года они уплатили 16,4 млрд грн, что составляет около 95% от начисленных за этот период сумм, а в мае уже выплатили 100,1% начислений - 19,3 млрд грн. Несмотря на это, Госстат утверждает, что по состоянию на конец мая долг населения составлял 11,6 млрд грн, а средний срок задолженности за все виды услуг составляет 3 месяца. Характерным является тот факт, что эти миллиардные долги в значительной степени приходятся на несколько процентов «злостных неплательщиков», которые порой имеют неуплату в десятки тысяч гривен.

«Уровень платежей населения держится на стабильной отметке в 98-99%. На первый взгляд 1-2% неплатежей может показаться незначительным, но в масштабах общих начислений мы выходим на серьезные суммы. Для нашего предприятия по действующим тарифам, 1% неплатежей приводит к задолженности в 2 миллиона гривен. Эти средства мы могли бы направить на реконструкцию тепловых сетей. Поэтому для нас весьма болезненно ощущаются такие недоплаты», - комментирует ситуацию генеральный директор ПОКВПТГ «Полтаватеплоэнерго» Владимир Чернявский. По его словам, у коммунальщиков нет реального воздействия на злостных неплательщиков. «Никаких технических возможностей отключить потребителя от сетей центрального теплоснабжения мы не имеем. И, поскольку такие возможности может быть и не появятся вовсе, то остается надеяться на административные механизмы. В первую очередь, необходимо ввести начисление взысканий и пени с недобросовестных потребителей», - убежден господин Чернявский.

Читайте также: Украинцы ограничились в долгах

Такие инициативы коммунальщиков поддерживают и в правительстве. В Украине с января 2011 года действует закон, согласно которому, за несвоевременное внесение платы за ЖКУ должна начисляться и взиматься пеня. Но пока на законодательном уровне не определены ее размер и условия начисления. Исправить ситуацию правительство планирует через законопроект, в котором предлагается за несвоевременное внесение платы, взимать с потребителей пеню в размере 0,1 процента от суммы просроченного платежа, которая начисляется за каждый день просрочки, но не более 100% общей суммы долга. На практике это означает, что проценты по долгу будут «стоить» значительно больше, чем заем в банке, а именно - 36,5% годовых!

Судебно-исполнительные войны

Отдельной проблемой является и вопрос легитимности самих договоров между жильцами и производителями, поставщиками коммунальных услуг. Вспомним пример Винницы, когда в декабре 2010 года территориальное отделение Антимонопольного комитета признало типовой договор на предоставление коммунальных услуг нарушающим целый ряд норм законодательства о защите экономической конкуренции. Решение, конечно, были обжаловано исполкомом в судебном порядке. В Украине стала не редкой практика обжалования в индивидуальном или коллективном порядке договоров с поставщиками услуг.

Читайте также: Штрафы за бедность

Неуместным применение каких-либо санкций к неплательщикам считает известный украинский юрист Татьяна Монтян. По ее словам, средства возможно взыскать только в рамках заключенных договоров, которые имеют далеко не все потребители. «Обычно подают заявление в упрощенном порядке рассмотрения дела на лиц, которые не хотят платить. Это заявление они оспаривают, или вообще не обращают на него внимания, и живут себе дальше. Решение в свою пользу коммунальщики конечно могут получить, но добиться его выполнения сложно, ведь исполнительная служба ленится заниматься делами на несколько сотен долга. Да и общие затраты на выполнение подобного судебного решения значительно выше, чем сама сумма задолженности», - рассказывает юрист.

О схожей ситуации говорят и сами коммунальщики. «Обращаемся в суд с целью взыскания задолженности. После получения положительного решения по делу направляем его в исполнительную службу», - рассказывает ведущий юрисконсульт ТКЭ «Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» Светлана Бабий. Вместе с тем, к самим неплательщикам могут применяться и другие виды давления, например такие, как запрет выезда за пределы Украины. «Такая мера к должнику работает только в том случае, если он - человек обеспеченный. В основном, неплательщики - малообеспеченные», - сообщили в секторе информационного обеспечения Главного управления юстиции в Донецкой области.

Методы давления

Радикальным способом воздействия на должников остается угроза потери жилья и другого имущества. Действующее законодательство предусматривает применение взыскания даже к единственному жилью должника, но только в том случае, если сумма долга превышает 10 минимальных зарплат («У.К.» - 10 тыс. грн). И примеры по Украине уже есть. Вспомним, как в прошлом году КП «Днепропетровские городские тепловые сети» добились через суд ареста автомобилей должников. Инициативы выставлять на продажу квартиры злостных неплательщиков проявлял Львовский городской совет. Впрочем, как утверждают юристы, взысканию в первую очередь подлежат средства должника в национальной и иностранной валюте, в т.ч. на банковских счетах. Только после этого допускается обращение взыскания и последующая принудительная реализация другого имущества должника.

«Зигзаг» невыплат

Коммунальные предприятия, чтобы улучшить ситуацию с состоянием платежей, прибегают к другим решительным мерам. Чего стоит только применение систем «Зигзаг» и «Спрут», с помощью которых недобросовестным плательщикам блокируют канализацию и отключают воду. Технология использования этих изобретений, сконструированных мастерами «Полтававодоканала», абсолютно проста. Скажем, чтобы установить «Зигзаг» и блокировать доступ к канализации, необходимо лишь попасть в подвал или на чердак жилого дома. Аппарат проникает в стояке с горы, и руководствуясь мини-камерой, подает сигналы на специальный монитор, находит канализационный отвод квартиры должников и блокирует его. География применения этих «изобретений» расширяется из года в год: Полтава, Донецк, Львов, Луганск, Симферополь, Тернополь, Ровно, Мариуполь. При этом правовая база применения этих приборов остается сомнительной.

Читайте также: Власти должны осмелиться уравнять тариф

Не все меры воздействия на недобросовестных потребителей являются сугубо карательными. Так, Львовский исполком принял решение выделить 100 тыс. грн на установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения для 200 малообеспеченных семей, задолжавших за услуги большие суммы. Также в каждом районе Львова были созданы рабочие группы, которые обходили должников и выясняли причины накопления долгов.

Несмотря на финансовую добросовестность большинства потребителей, проблема расчетов за ЖКУ остается достаточно серьезной. Мотивы неплатежей у должников разные, а вот последствия одни и те же, - не отремонтированы сети и хроническая нехватка средств в отрасли.

Нужна помощь специалиста в решении юридической темы? Вы всегда можете найти ответ, главное найти квалифицированного специалиста. На сайте http://madorsky.kiev.ua/ Вашему вниманию будут представлены услуги адвоката Юрия Мадорского. Качество обслуживания на высоком уровне.

 
Комментарии (2)
Андрій Осадчий
04 июля 2012 г. 09:07
Чинний Господарський кодекс України, а саме ст. 222 цього нормативного акту містить положення про те, що учасники господарських відносин, що порушили майнові права або законні інтереси інших суб'єктів, зобов'язані поновити їх, не чекаючи пред'явлення їм претензії чи звернення до суду. У разі необхідності відшкодування збитків або застосування інших санкцій суб'єкт господарювання чи інша юридична особа - учасник господарських відносин, чиї права або законні інтереси порушено, з метою безпосереднього врегулювання спору з порушником цих прав або інтересів має право звернутися до нього з письмовою претензією, якщо інше не встановлено законом. Таким чином, чинне законодавство надає підприємствам інструмент для позасудового врегулювання майнового спору, який не передбачає здійснення додаткових судових витрат та є реальним важелем впливу на боржників. Також не слід забувати, що претензії та досудові повідомлення можуть подаватися не тільки юридичним особам. Такі досудові попереджувальні документи можуть оформлюватися на всіх боржників – і осіб юридичних, і осіб фізичних. Пропонується вжити наступних заходів для підвищення ефективності претензійної роботи: • провести інвентаризацію заборгованості за послуги спільно з працівниками служби обліку та реалізації, • збільшити кількість поданих претензій, • розробити дієвий та ефективний зразок претензії, • здійснювати постійний контроль за поданими претензіями та отриманими відповідями, • здійснювати аналітичну діяльність щодо претензійної роботи, • в разі необхідності перерозподілити обов’язки між юрисконсультами щодо здійснення претензійної та аналітичної роботи. В разі, якщо боржником відхилено претензію або він не надав відповіді у встановлений в претензії термін, підприємство має право звернутися до відповідного суду з позовною заявою про стягнення заборгованості та стягнення пені, якщо останнє передбачено умовами договору. Звернення до суду за захистом своїх законних майнових прав та інтересів гарантоване підприємству навіть у тому випадку, якщо сторони не врегульовували спірні питання в досудовому порядку за допомогою надіслання претензій. Потенціал судового захисту своїх прав КП «Полтававодоканал» реалізовує на достатньому рівні. Для покращення стану та ефективності позовної роботи доцільно запропоновувати: - спільно з службою обліку та реалізації провести інвентаризацію заборгованості фізичних та юридичних осіб, на підставі отриманих даних зробити аналітичний висновок про доцільність подачі того чи іншого позову, - збільшити кількість поданих позовних заяв про стягнення заборгованості, гарантувати своєчасну сплату судового збору, - здійснювати аналітичний моніторинг поданих позовів та прийнятих судових рішень, - в разі необхідності забезпечити юридичну службу автотранспортом та необхідною оргтехнікою для оперативного вирішення питань підвищення ефективності позовної роботи, - забезпечити співпрацю з працівниками суддівського корпусу, уникати з ними конфліктних ситуацій. Але не всі боржники поспішають погашати заборгованість навіть після рішення суду. В такому випадку у відношенні них діє процедура виконавчого провадження. Виконавче провадження, як завершальна стадія судового провадження та примусове виконання рішень інших органів (посадових осіб) - це сукупність дій органів і посадових осіб спрямованих на примусове виконання рішень судів (адже далеко не завжди боржники виконують рішення суду про стягнення з них заборгованості за надані послуги в добровільному порядку). Примусове виконання рішень в Україні покладається на Державну виконавчу службу, яка входить до системи органів Міністерства юстиції України. Доцільно запропонувати таку форму співпраці юрисконсультів та державних виконавців, за якої основним завданням юрисконсультів буде організація та проведення заходів щодо примусового стягнення заборгованості (перевірка майнового стану боржника, опис та арешт майна боржника), а також надання необхідної допомоги в документальному оформленні виконавчих проваджень, стягувачем за якими є комунальне підприємство. Реалізація такої схеми співпраці з державними виконавцями дозволяє здійснити успішні рейди по злісних боржниках, описи та арешти особистого майна, відео- та фотозйомка процесу. Результати не змусили себе довго чекати: заборгованість всіх боржників було погашена або в грошовому вигляді, або переданням майна в рахунок погашення боргу на користь КП «Полтававодоканал». Таким чином, підсумовуючи все вищенаведене, можна зробити висновок, що правомірне застосування сучасного законодавства, використання пристроїв, які породжені технічним прогресом та використання знання психології в їхньому вдалому поєднанні – запорука вдалої роботи з боржниками.
Иван Смольный1
13 июля 2012 г. 23:28
Со всем уважением, но товарищ Осадчий либо страшно далек от реалий, либо еще пребывает в блаженном состоянии отдыхающего, либо нагло пиариться (что скорее всего) - "Результати не змусили себе довго чекати: заборгованість всіх боржників було погашена або в грошовому вигляді, або переданням майна в рахунок погашення боргу на користь КП «Полтававодоканал».????!!!!!!! Лож. Кто сумневается, добудьте баланс вышеуказанного КП, дебиторка зашкаливает! И вообще, каким концом 222 ГКУ к физлицм-потребителям (не ФОПам!). Вывод. Крайне- бесполезно-поучительный пост, абы чего на пятак вставить.