ГлавнаяПубликацииАналитикаПорядок предоставления «жилищных» субсидий: перезагрузка

Порядок предоставления «жилищных» субсидий: перезагрузка

Два месяца действия нового порядка предоставления субсидий на оплату ЖКУ показали, что механизм еще далек от совершенства. Поэтому в Минсоцполитики предложили, а правительство одобрило, очередную «дозу» улучшений. Чего и когда ждать украинцам?
Более двух месяцев в Украине действует новый упрощенный порядок предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, закрепленный постановлением Кабинета Министров №106 от 28 февраля 2015 года.
 
Как известно, основных нововведений несколько. В частности, для того, чтобы стать претендентом на получение субсидии нужно заполнить и отправить в Управление труда и социальной защиты населения лишь два документа – заявление о назначении жилищной субсидии и декларацию о доходах. 
 
Сейчас это могут сделать не только непосредственные владельцы жилья, зарегистрированные в нем лица, но и арендаторы, которые оплачивают коммунальные услуги. 
 
Единственным условием, при котором субсидия не предоставляется - осуществление на протяжении года единоразовой покупки на сумму более 50 тыс. грн. 
 
Также примечательно, с начала мая соответствующая льгота назначается на 12 месяцев, а тем, кто ее уже получает, автоматически продлевается еще на год. 
 
При всем позитиве упрощения процедуры, единственное, что настораживало – за представление недостоверных или неполных данных в предоставлении субсидии откажут, а уже выплаченную сумму компенсации взыщут в двойном размере.
 
Впрочем, время показало, что в механизме это не единственная «трещина». 
 
В июне Минсоцполитики вынуждено было признать, что в процессе оформления субсидий возникают технические проблемы, в частности, с оперативным обменом данных между управлениями местных органов власти, Государственной фискальной службой и Пенсионным фондом. Как следствие - образуется очередь, и в этой очереди растет напряжение.
 
 
Кроме того, украинцы часто допускают ошибки при заполнении декларации о доходах. По информации Минсоцполитики, в мае лишь 15-20% деклараций о доходах граждан, поступивших в органы соцзащиты, были заполнены без ошибок. А это, согласно постановлению №106, делает их отправителей автоматически нарушителями.
 
В то же время поступали жалобы и от самих граждан, подавляющее большинство из них касалось отказа в принятии документов для назначения субсидий территориальными подразделениями социальной защиты и соответственно отказа в назначении субсидии целом. «На «горячую телефонную линию» Кабинета Министров по данному вопросу (предоставление субсидии – ред.) обратились 107 тыс. граждан. Подавляющее большинство жалоб касается отказа в принятии документов для назначения субсидий территориальными подразделениями социальной защиты» - отмечал заместитель Министра социальной политики Виталий Мущинин.
 
Эксперты же не прекращали критиковать действующий в настоящее время порядок предоставления субсидий из первого дня вступления его в силу. К примеру, по заключениям Рабочей группы по вопросам обоснованности повышения цен/тарифов на энергоносители и коммунальные услуги при получении субсидий по новому порядку возникают проблемы у крестьян, безработных; людей, которые имеют долги по заработной плате; переселенцев, проживающих в арендованных квартирах, участников АТО, которым через банковские счета оплачивается дорогостоящее лечение, о чем они должны указать в декларации, и тому подобное.
 
Так, Минсоцполитики предложило правительству еще больше упростить принципы предоставления гражданам субсидий. Соответствующее постановление №475, по словам Министра социальной политики Павла Розенко, было принято Кабинетом Министров на прошлой неделе. 
 
«Ведомство смогло устранить технические проблемы, которые возникали во время оформления субсидий, а также учло все жалобы и критику как от экспертов сферы, так и граждан и внесло соответствующие изменения в порядок. Всего основных из них девять» - отметил Министр во время пресс-конференции, презентуя изменения.
 
Так, согласно постановлению №475, которое на днях было обнародовано на «Правительственном портале», бланк декларации о доходах граждан претерпел некоторых изменений. В частности, в дальнейшем украинцам не придется указывать никаких чисел доходов, а лишь вид дохода – пенсия, стипендия или заработная плата – с указанием организации, которая их предоставляет. Суммы доходов органы соцзащиты будут получать непосредственно от Государственной фискальной службы и Пенсионного фонда. 
 
Кроме этого, постановлением определено - для назначения жилищной субсидии не включать в совокупный доход граждан отдельные виды доходов. В частности, благотворительную помощь, одноразовая помощь, которая предоставляется либо Правительством, либо органами местной власти, единовременную помощь к 5 мая, помощь на оздоровление, единовременную материальную помощь инвалидам, денежное обеспечение военнослужащих, которые участвуют в АТО, и тому подобное.
 
Соответственно таким образом, по словам Министра соцполитики Павла Розенко, исчезает необходимость вводить штрафные санкции за ошибки, которые допускают граждане при подсчете доходов. Так, постановлением эта норма также отменяется. Зато в декларации остается примечание: «Я осознаю, что в случае представления мной в неполном объеме или недостоверных сведений о лицах, зарегистрированных (фактически проживающих) в жилом помещении/доме, их доходы и расходы мне может быть отказано в назначении жилищной субсидии или прекращено ее предоставление. В таком случае обязуюсь вернуть излишне перечисленную (выплаченную) сумму жилищной субсидии». 
 
При этом документом также предоставлена возможность назначать субсидию по желанию граждан согласно доходов за предыдущий календарный год, а за предыдущие три месяца, а для пенсионеров – за последний месяц. Это, надеются в Министерстве, урегулирует проблемы, которые возникали во время назначения субсидии людям, доходы которых с вступлением в силу «бюджетного пакета» изменений в законы были значительно урезаны.
 
Урегулирован и вопрос определения дохода физических лиц предпринимателей. В частности, с вступлением в силу постановления №475, для физических лиц — предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и является плательщиками единого налога первой группы, к совокупному доходу за каждый месяц будет учитываться доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц за этот месяц, для физических лиц — предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога второй группы, — двух прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц, для физических лиц — предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога третьей группы, — трех прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц.
 
В то же время постановлением решается и вопросы, которые возникают у семей во время внезапной смерти владельца жилья. Так, в случае смерти владельца жилья, изменениями предусмотрено «назначение субсидий по решению комиссии на одну из дееспособных лиц, которое на момент смерти собственника была в нем зарегистрирована».
 
Кроме того, расширены права местных органов власти, местных комиссий принимать решения о предоставлении субсидий в спорных вопросах. По словам Министра соцполитики Павла Розенко, таких возникает немало и в постановлениях Кабмина их все выписать невозможно, поэтому ими будет заниматься власть на местах. 
 
Наряду с этим постановлением было предоставлено право управлением соцзащиты устанавливать субсидии на состав лиц, которые указаны в декларации, в случае, если вовремя не поступила информация о составе зарегистрированных в жилых помещениях лицах.

 
Примечательно, внесение изменений не означает, что действующие бланки деклараций потеряют силу. Постановлением предусмотрено, что они также могут использоваться гражданами, но с условием учета указанных нововведений.
 
Новыми бланками Кабинет Минстр обязал ответственные министерства обеспечить граждан до 1 сентября и 1 ноября.
 
При этом, когда вступят в силу изменения, предусмотренные постановлением №475, остается загадкой. Во время пресс-конференции Павел Розенко обещал, что соответствующее постановление будет опубликовано в «Урядовом курьере» 11 июля, однако этого не произошло. Зато вчера директор Департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Музыченко объявил новые сроки. «Схема разработана, одобрена и будет внедрена в августе 2015 года», - в частности сказал он в ходе встречи с представителем Группы поддержки Европейского Союза для Украины.
 
Напомним, в государственном бюджете предусмотрено более 24 млрд грн на предоставление субсидий населению. В Минсоцполитики надеются, что этой суммы хватит на 3,5 млн семей. Если же спрос будет больше, обещают решить вопрос путем внесения изменений в государственный бюджет на текущий год.
 
На сегодня в Украине, по информации Минсоцполитики, по новой процедуре уже получают субсидии 1,5 млн семей. При этом процент отказов по предоставлению субсидий составил 3%, тогда как в предыдущей системе за аналогичный период уровень отказов составлял 40-50%.
 
Вадим Менаев

 

Реклама: Все слышали слово инсталляция. Что же это такого? В переводе с английского installation - установка, размещение, монтаж. Вашему вниманию представлена система инсталляции для унитазов. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте stevian.com.ua.

 
Комментарии (2)
Коля Пухов
15 июля 2015 г. 17:31

Якщо ви все життя працювали відмовляючи собі і своїм дітям навіть у необхідному і за все життя наскладали 1,5-2 тис. доларів і поклали їх у банк на депозит, то тепер при заповненні заяви на субсидію та декларації ви маєте вказати, що отримуєте дохід від розміщення депозиту та вказати банк, де поклали гроші. --- Про яку субсидію ви тепер мрієте? У вас лежать гроші в банку, значить ви ще можете платити. --- І нікого не цікавить, що цим грошам ви вже давно спланували застосування, а можливо і декілька конкуруючих по важливості застосувань. Але держава настирливо хоче у вас ці нелегко зароблені гроші забрати, і їй начхать на ваші плани, наприклад, щодо лікування чи давно потрібного ремонту в оселі.

Коля Пухов
18 июля 2015 г. 22:21
Ну не опинилася б Україна у сьогоднішньому скрутному становищі якби посадовці та депутати не намагалися , де це тільки можливо, обманювати своїх пересічних співгромадян. Нижче наводжу реальний приклад узаконеного шахрайства. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Людина звільнена з роботи з державної установи за п.1 ст.40 КЗпП за розпорядженням державних органів про "ліквідацію" цієї установи і не працевлаштована, тобто не має ніякого доходу саме з ініціативи держави. "Ліквідована " держустанова лише змінила код ЄДРПОУ, робоче місце звільненого працівника не скорочувалось. Рік перебування на обліку у центрі зайнятості не дав позитивного результату. Коли ця людина звертається по субсидію, то посадовці рахують, що вона має дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн. На усі доводи і докази, що вона не працює, а отже і не має заробітку згідно з розпорядженням державних органів ( тобто, фактично держава вирішила, щоб ця людина не працювала), можна почути роз"яснення посадовців, що це не має ніякого значення. Виходить, що держава фактично забрала у цієї людини засоби існування, але штучно приписує їх наявність. У якій ще країні можливий такий очевидний обман?