ГлавнаяПубликацииАналитика Субсидии: упрощение наоборот и провал «в квадрате»

Субсидии: упрощение наоборот и провал «в квадрате»

Провал упрощенной системы предоставления субсидий отныне не только свершившийся, но и задокументированный факт. Новый закон о субсидиях для пенсионеров ситуацию вряд ли поправит, так как это очередной «замок на песке».

Несмотря на значительное увеличение размера среднестатистической субсидии, результаты кампании по доставке бланков заявлений на получении помощи «в каждый дом» плачевны. По данным Госстата, в мае субсидии получили около 373 тыс. семей. По сравнению с маем прошлого года прогресс заметен: прирост— 52 тыс. семей. Однако для получателей субсидий 2014 год был непростым, регрессивным: по итогам года количество получателей помощи от государства уменьшилось почти на 170 тыс. семей — с 1,27 млн до 1,1 млн семей. Так что сравнивать показатели «неудачного» прошлого года с теперешними, когда, казалось бы, все преграды на пути к субсидиям сняты, а перед украинцами открылись невиданные возможности для экономии на коммунальных услугах, не совсем корректно. 

А вот в сравнении с майскими периодами предыдущих лет ситуация почти не изменилась. В 2013 году показатель был почти такой же, как сейчас — 362 тыс. семей. В 2011 году — 346 тыс. семей. Вывод напрашивается неутешительный. Уровень социальной защиты потребителей коммунальных услуг не вырос, а фактически уменьшился. 

Помощь — для счастливчиков

Не менее показательно то, что в мае чиновники назначили субсидии лишь 30% обратившихся граждан. Причем в отдельных регионах «продвинулись» намного дальше среднего показателя. Например, в Ивано-Франковской области 90% граждан, подавшим документы на получение субсидий, отказали (или не успели рассмотреть заявление и принять решение). В Днепропетровской области таких плательщиков коммунальных услуг — 80%, в Черкасской области — 85%. 
 
Сам по себе ступор системы предоставления субсидий после радикальных нововведений — явление для Украины привычное. В октябре 2014 года, после перехода к формульному индивидуализированному методу расчета размера субсидий, предоставление госпомощи также застопорилось. По данным Госстата, в октябре 2014 года субсидии назначены лишь 45% заявителей. При этом Ивано-Франковская и Николаевская области тогда отличились еще больше чем сейчас, доказав что предела у отказов и отсрочек в предоставлении субсидий нет. В первой из указанных областей в октябре 2014 года счастливыми обладателями субсидий стали 494 семьи (8% от общего количества заявителей), в Николаевской области — 168 семей (9,8% от числа претендентов). 
 
Однако, в этом году ситуация принципиально иная. Во-первых, представители власти изменение правил предоставления субсидий превратили в общенациональное шоу. Премьер-министр Арсений Яценюк в марте проанонсировал поправки не иначе как «новую философию предоставления субсидий» — упрощение, бесконтакность, доверие. Министр социальной политики Павел Розенко заверял, что в мае граждане, получив «потяжелевшие» счета на коммуналку, не останутся без защиты и смогут беспрепятственно оформить субсидии. Заместитель министра Василий Шевченко на днях заявил, что министерство «делает все возможное, чтобы упростить процедуру предоставления субсидии». И подобным заявлениям — нет числа.
 
 
Во-вторых, основной тезис презентационной кампании как раз и состоял в том, что в результате упрощения процедуры получить субсидию станет проще простого и никаких проволочек в оформлении не будет. 
 
Действительность, как всегда, оказалась не столь радужной, как обещали и обещают политики и чиновники. Даже в сравнении с авральным октябрем 2014 года, результаты работы управлений социальной защиты по назначению субсидий в мае 2015 года намного хуже. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что ситуация не безнадежна. Если из действующих правил «вычесть» несколько неоднозначных положений, что обещает Минсоцполитики, получить субсидию, действительно, станет проще. 

В декларации — слабость

Три самых спорных нормы действующего порядка — требование декларирования доходов без учета уплаченного налога на доходы физлиц, штрафные санкции за неправильно указанную в декларации сумму дохода и возможность дистанционной подачи документов — по почте. В февральском Постановлении Кабмина №106, которым введены субсидионные нововведения, эти нормы содержались изначально. Последствия их внедрения были ясны еще на стадии проекта. То, что предложенный вариант декларирования доходов сомнителен, ни для кого секретом не было. Как и то, что предложенный порядок предоставления субсидий нуждается в корректировке. 
 
Поэтому заявления о том, что в мае в сфере коммунального субсидирования произойдет революция, еще в феврале звучали неправдоподобно. А сегодняшние заявления о дальнейшем упрощении процедуры попахивают цинизмом.
 
После вступления нововведений в силу почти все получатели субсидий оказались в заложниках у чиновников. Самостоятельно указать в декларации доход с вычетом налога — задача не из простых, особенно если учесть, что перечень доходов, которые нужно учитывать, состоит из двух десятков позиций. 
 
По сути, при желании чиновники сегодня могут отказать большинству заявителей, так как возможности для трактовки задекларированного дохода как неправильного с 1 мая значительно расширены. В этой ситуации введение штрафов за неправильное декларирование — мина замедленного действия. Что же касается идеи предоставления документов по почте (норма, кстати, не новая — введенная еще в 2010 году), то она хороша для пиара, но не годится для массового применения, поскольку увеличивает и без того высокую вероятность ошибки в заполнении заявления и декларации. 
 
Практика все это подтвердила. В конце мая начальник Управления социальной защиты населения Славянского горсовета Андрей Евсюков заявил, что ошибки допущены фактически во всех документах, отправленных по почте. Позже заместитель начальника управления Юлия Пересада констатировала, что 60% горожан, обратившихся за субсидией, получили отказ. Подобная ситуация наблюдается и в других городах. 

С надеждой на будущее

Вообще же, по данным Госстата, заявления на получение субсидии в мае подали почти 825 тыс. граждан. Это, действительно, намного больше, чем в предыдущие годы. Так, в мае 2013 года за субсидиями обратились 160 тыс. граждан, в мае 2014 года — 164 тыс. граждан, в мае 2011 года — 158 тыс. граждан. То есть фактически количество претендентов на помощь государства в оплате коммунальных услуг увеличилось более чем в 5 раз. Нешуточное повышение тарифов — сильная мотивация. 
 
Впрочем, до показателей, «напророченных» Минсоцполитики, это все равно не дотягивает. Если сегодняшняя динамика сохранится, в ноябре 2015 года (в ноябре традиционно наблюдается пик обращений за субсидиями) за помощью обратится около 2 млн граждан. И не факт, что общее количество получателей достигнет 3-4 миллионов. 
 
Проблема в том, что из 825 тыс. граждан, обратившихся в мае, субсидии дождался лишь каждый третий. Это в лучшем случае, так как среди 249 тыс. семей, которым субсидии назначены в мае, есть и претенденты предыдущих месяцев. 
 
Нельзя назвать оптимистичной и общую динамику — за 5 месяцев 2015 года субсидии назначены лишь 56% заявителей. 
 
Правда, средний размер субсидии по сравнению с маем 2014 года увеличился более чем в 4 раза — с 67 грн до 267 грн. Таких «смешных» субсидий, как несколько лет назад, (например, в Закарпатской области в мае 2011 года средний размер субсидии составил всего 14,8 грн.) сейчас уже нет, хотя на фоне цен на коммуналку они все равно смотрятся бледно. В той же Закарпатской области средний размер субсидии ныне 76,2 грн.
 
К тому же, повышение размера субсидий — заслуга не майских, а октябрьских нововведений, когда были отменены обязательные платежи в размере 10% или 15% от ежемесячного дохода семьи. В мае, в основном, изменилась процедура назначения и уменьшилось количество ограничений. 

Война Гога и Магога

Но хуже всего то, что «игры в субсидию» сейчас ведутся на самом верху — на законотворческом Олимпе. Как известно, Верховная Рада приняла закон (проект №2676), который освобождает одиноких пенсионеров от необходимости подачи заявлений на предоставление субсидий. Согласно закону, управления соцзащиты должны таким пенсионерам назначать субсидии автоматически, а всем прочим пенсионерам — при предоставлении заявлений и справок о доходах. 
 
Виктор Розенко уже заявил, что принятый закон — вершина абсурда, а нововведения, если закон подпишет президент и он вступит в силу, фактически лишат пенсионеров и инвалидов права на субсидию и будут препятствовать проведению реформы в сфере предоставления субсидий. На самом деле, в идее, заложенной в законе, ничего абсурдного нет, а требование о предоставлении справок не столь ужасное, как обрисовал Министр (особенно, если учесть, что полноценного упрощения процедуры украинцы пока так и не дождались, а отмена справок имеет и свои минусы). Пенсионеры, действительно, нуждаются в социальной защите и достойны того, чтобы субсидия назначалась им автоматически.

 
Другое дело, что проект №2676 — «смертельно болен» с рождения. Во-первых, он составлен «криво». Справка — не единственный документ, который ранее удостоверял получение доходов претендентом на субсидию. В перечень входила также справка по форме ок-5, выдаваемая Пенсионным фондом, — что было введено для упрощения процедуры. Так что «справочная» норма, прописанная в законе, как минимум, нуждается в корректировке.
 
Но самое главное — новый закон невозможно выполнить на практике. Пенсионеров, даже без учета Донецкой и Луганской областей, в Украине более 10 миллионов. Многие из них — одинокие. Для автоматического назначения субсидий без личного обращения пенсионеров, по сути, нужна структура, подобная Пенсионному фонду. Управления соцзащиты с такой задачей вряд ли справятся самостоятельно. Финансирование субсидий — проблема не менее серьезная. Не факт, что в бюджете найдутся необходимые средства. Поэтому перспективы нового закона туманны, а шансы вступления в силу невелики. 
 
Однако это не помешало политикам презентовать его как очередной прорыв в предоставлении субсидий. Так, народный депутат VII созыва Владимир Сальдо, комментируя законодательные нововведения, подчеркнул, что факты возврата гражданами субсидий в двойном размере (при неправильном декларировании) «были частыми», что, мягко говоря, не соответствует действительности, так как «штрафной» норме без году неделя и до ее практического применения дело пока не дошло. 
Одним словом, революция в сфере назначения субсидий в самом разгаре. Жаль только, что большинству обычных граждан от этого пока ни холодно, ни жарко.
 
Заявление Арсения Яценюка в последних «10 минутах с Премьер-министром» о том, что правительство отменило требования об указании суммы дохода в декларации и штрафы за неправильное декларирование, ничего не меняет. Пока поправки существуют лишь в виртуальном пространстве и, в лучшем случае, начнут действовать через неделю-другую. При этом о пробелах в процедуре назначения субсидий (например, частным предпринимателям или семьям, совместно проживающим в одной квартире и т. п. — пробелов еще хватает) Кабмин деликатно молчит. А это значит, что «игры в субсидии» обязательно продолжатся.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Любая женщина стремиться к ому, чтобы кожа была гладкой и нежной. Как достичь этого? Воспользовавшись ссылкой http://deksim.ua/voski/c49, Вы решите данный вопрос. Вашему вниманию будет представлены воски для депиляции на сайте deksim.ua.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
06 июля 2015 г. 17:59
Думаю, що усі ці субсидійні декларації -- це не що інше, як своєрідна розвідка держави по своїм громадянам. Така собі хитрість по добуванню конфіденційної інформації про кожну українську сім"ю. Якщо ви все життя працювали відмовляючи собі і своїм дітям навіть у необхідному і за все життя наскладали 1,5-2 тис. доларів і поклали їх у банк на депозит, то тепер при заповненні заяви на субсидію та декларації ви маєте вказати, що отримуєте дохід від розміщення депозиту та вказати банк, де поклали гроші. ------------------------------------------------------------------------------------ Про яку субсидію ви тепер мрієте? У вас лежать гроші в банку, значить ви ще можете платити. І нікого не цікавить, що цим грошам ви вже давно спланували застосування, а можливо і декілька конкуруючих по важливості застосувань. Але держава настирливо хоче у вас ці нелегко зароблені гроші забрати, і їй начхать на ваші плани, наприклад, про протезування зубів або інше дороговартісне лікування.