ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаЖилищно-коммунальная бесхозяйственность

Жилищно-коммунальная бесхозяйственность

Низкая энергоэффективность муниципальной энергетики увеличивает издержки, что, в свою очередь, влечет за собой рост социальной напряженности

Главной причиной непомерно высоких издержек на обеспечение энергетических потребностей жилых домов и бюджетных учреждений, огромных финансовых обязательств государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Украины является низкая эффективность использования энергетических ресурсов в этих секторах. Сегодня более 85% стоимости ЖКУ, предоставляемых населению и организациям бюджетной сферы, прямо или косвенно связаны с финансированием тепло-, электро-, газо-, водоснабжения, а также текущего ремонта инженерных сетей зданий и их конструктивных элементов в целях повышения тепловой защиты.

Низкая энергоэффективность муниципальной энергетики увеличивает издержки, что, в свою очередь, влечет за собой рост социальной напряженности. А она сдерживает пересмотр тарифов в сторону возложения значительной части оплаты услуг ЖКХ на население и сокращения субсидий малообеспеченным семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг. Уровень максимально допустимой доли платежей за жилье по состоянию на начало 2011 года установлен на уровне 15% от собственных доходов граждан. Согласно данным Госстата Украины, на эти цели в средней украинской семье (по состоянию на середину 2011 г.) уходит 10,4% дохода.

Первый экономический парадокс ЖКХ Украины:

Невысокий тариф является причиной высокой эффективности использования энергоресурсов в городе, а низкая эффективность является причиной высокого тарифа. Несмотря на рост тарифов существенных улучшений в уровнях эффективности производства, распределения и использования тепла в системах, построенных на базе технических решений1940-50-х годов, нет. Главная причина существования этого парадокса — отсутствие у производителя и потребителя мотивации к снижению объемов потребления энергоресурсов и, соответственно, затрат. Устранение причин существования подобной ситуации является важнейшим фактором в определении правильной политики реформирования ЖКХ.

Читайте также: Энергоэффективность: в зоне риска

Второй экономический парадокс ЖКХ:

При переходе на 100-процентную оплату в существующих условиях имеющие возможность снижать издержки не имеют желания, а имеющие желание не имеют возможности. Ликвидация дотаций убивает интерес к снижению издержек и повышению эффективности использования ресурсов. Субъекты, лучше подготовленные к реализации мер по снижению издержек, муниципалитеты и теплоснабжающие предприятия теряют экономическую мотивацию. Напротив, интерес к снижению затрат резко повышается у домохозяйств, которые, однако, зачастую не имеют возможности ни отказаться от предоставленных услуг, ни снизить уровень их потребления, ни получить от этого экономическую выгоду.

Читайте также: Энергетика наносит тепловой удар

Третий экономический парадокс ЖКХ:

В тех сферах и регионах, где систематически занимаются работой по снижению издержек, при 100-процентной оплате население платит меньше за жилищно-коммунальные услуги, чем там, где эта работа проводится сравнительно медленно. Сохранение существующей структуры «рынка» услуг ЖКХ (в том числе системы договоров, образования тарифов и оплаты), может привести только к одному результату – бесконтрольному повышению цен на услуги низкого качества. В условиях отсутствия конкуренции в среде производителя услуг и свободы потребителя резко возрастают возможности теплоснабжающих организаций перекладывать неэффективные затраты на плечи населения. Маленькие и неорганизованные домохозяйства оказываются один на один с большими и хорошо организованными предприятиями. Даже при наличии продуманных договорных обязательств этих двух сторон возможности потребителя контролировать качественное их исполнение весьма ограничены.

 

Мария Цатурян

 
Комментарии (0)