ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Местное самоуправление и ЖКХ
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
7 декабря в Украине отмечается День местного самоуправления - профессиональный праздник всех, кто трудится в сельских, поселковых, городских, районных и областных советах, кто представляет многотысячный отряд народных избранников. По разным оценкам, на сегодняшний день в органах местного самоуправления работает почти 100 тысяч человек.
В Законе «О местном самоуправлении в Украине» говорится, что местное самоуправление - это гарантированное государством право и реальная способность территориальной общины решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. При этом среди широкого перечня этих задач, особое место отводится вопросам в области жилищно-коммунального хозяйства.
Сегодня в Украине никого не надо убеждать в том, что ЖКХ находится в достаточно сложной ситуации и относится к убыточным отраслям нашей экономики: долг предприятий коммунального хозяйства составляет почти 20 млрд гривен. В свою очередь потребители коммунальных услуг также задолжали около 13 млрд гривен. Причина подобной ситуации заключается в том, что установленные тарифы на коммунальные услуги покрывают только 62% расходов, а государство требует оплатить 100% стоимости природного газа и электроэнергии.
Усугубляет коммунальные проблемы и еще одна негативная тенденция: из года в год государство недофинансирует органам местного самоуправления свои делегированные полномочия. Так, если в 2010 году дефицит в этом направлении составил 12 млрд гривен, то в 2011 году - 18 млрд гривен, а на 2012 год - прогнозируется уже 32 млрд гривен. Органы местного самоуправления вынуждены компенсировать этот дефицит из местных бюджетов, из-за чего не финансируются местные программы развития территориальных общин.
Каждому здравомыслящему человеку понятно, что избежать коммунального коллапса без реформирования жилищно-коммунального хозяйства уже нельзя. Это подтверждает и исследование на тему «Проблемы жилищно-коммунального хозяйства Украины в контексте грядущих выборов в местные советы», которое было проведено в период с 27 апреля по 14 мая 2010 года Центром социальных технологий «Социополис» по заказу Агентства моделирования ситуаций (база составила 2 407 респондентов).
Авторы этого исследования отмечают: несмотря на то, что только 30,2% респондентов тогда оценивали для себя проблемы ЖКХ как наиболее важные, данная тема имеет высокую актуальность среди большинства опрошенных. Более чем 60% респондентов на тот период времени считали, что «откладывать решение проблем ЖКХ дальше некуда» (62,9%). В пользу возможности отодвинуть сроки решения коммунальных проблем на 2 года и более, высказалось только 27,5% респондентов.
Учитывая актуальность вопроса, практически, каждый новый Кабинет Министров Украины в своей деятельности считал своей обязанностью создать программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Еще в 2004 году был принят Закон Украины «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы».
В этом документе был дан анализ состояния ЖКХ, который утверждал, что несовершенство системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Украины, промедление с его реформированием привели к тому, что предприятия отрасли не в состоянии эффективно работать в рыночных условиях и предоставлять потребителям услуги надлежащего уровня и качества.
На 1 января 2004 года дебиторская задолженность в отрасли составляла 8,7 млрд гривен, кредиторская - 8,6 млрд, из них 5,2 млрд гривен - оплата жилищно-коммунальных услуг населением. По итогам работы в 2003 году убытки предприятий превысили 1,1 млрд гривен, которые в 2,2 раза больше, чем в 2002 году.
Как показала жизнь, эта Программа не была выполнена, хотя цели она ставила благие - повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время, «реализуется» очередная «Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы», но и она особой динамикой, не отличается.
Это подтверждает и Валерий Алексеевич Баранов, глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета. На Конференции делегатов уполномоченных представителей органов местного самоуправления – членов Ассоциации городов Украины, которая состоялась 1 декабря, народный депутат сказал: «Мы говорим, что у нас есть прекрасная реформа ЖКХ, серьезный профессиональный документ, но она – не финансируется. Презентуя бюджет на 2012 год, с трибуны я отметил и обратился к правительству с тем, что ЖКХ – это единственная отрасль в нашем бюджете, которая в следующем году предусматривает уменьшение ресурсов на выполнение самых важных задач.
Надежда на изменение, пока есть, так как Президент Украины поставил задачу Кабмину выделить на ЖКХ 5 млрд гривен. История знает 4 млрд, когда вице-премьером был Владимир Рыбак. Не знаю, как Кабмин справится с этой задачей, но думаю, что позицию ЖКХ каким-то образом надо укрепить…».
В словах народного избранника кроется глубокий и в тоже время, горький смысл: очередная реформа ЖКХ будет провалена, если в этом процессе не будет участвовать местное самоуправление. Но, оказывается, и здесь не все так просто.
Нынешняя ситуация в системе местного самоуправления, к сожалению, не соответствует потребностям сегодняшнего дня, - говорится в Приветствии Президента Украины участникам Конференция делегатов уполномоченных представителей органов местного самоуправления – членов Ассоциации городов Украины, - и поэтому мы начинаем ее реформирование. Цель этой реформы – децентрализация власти и увеличение полномочий регионов. Нам необходимо внедрить эффективный механизм участия граждан в принятии управленческих решений и предоставить местным общинам, реальные рычаги влияния на региональную политику.
Вернемся к исследованию, которое провел Центр социальных технологий «Социополис». На вопрос: «Как Вы считаете, что в первую очередь мешает местной власти решить вопросы коммунальной реформы и качества услуг жилищно-коммунального хозяйства?», значительная часть респондентов ответила, что это коррупция (38,3%), низкая вовлеченность в выполнение своих функций (25,9%), а также профессиональная несостоятельность и низкая компетентность (20,4%). Именно эти три основные причины, которые, по мнению опрошенных, обуславливают неэффективность местной власти в реализации реформ и повышения качества услуг ЖКХ. При этом «Отсутствие политической воли для принятия решений» назвали первоочередной причиной отсутствия коммунальной реформы и улучшения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства только 7% опрошенных.
Достаточно интересные ответы в ходе этого исследования были получены на вопрос о профессиональной квалификации местной и центральной власти для решения проблем ЖКХ:
Положительно общий профессиональный уровень представителей местной и центральной властей в решении проблем ЖКХ оценили только 9,2% опрошенных. Более 2/5 опрошенных дают сдержанную оценку, указывая, что во власти хоть и встречаются профи в сфере ЖКХ, но их недостаточно (42,4%). 37,8% респондентов выразили свой пессимизм в отношении профессиональной квалификации представителей местной и центральной власти, они отметили, что для решения проблем ЖКХ нужны новые люди.
P.S.Со дня принятия Акта о независимости Украины, количество чиновников государственного аппарата увеличилось почти в три раза. И на сегодняшний день их общая численность, без служащих органов местного самоуправления, Министерства внутренних дел и Государственной налоговой службы, составляет около 300 тысяч человек. На их содержание из бюджета тратится 3,7% или 12,7 млрд гривен.
Интересно, сколько будет выделено на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, в окончательном варианте бюджета на 2012 год и сколько из этой суммы «дойдет» до органов местного самоуправления?
Николай Бойко, специально для ИА «Украина Коммунальная»
Вы хотите устроить ребенку настоящий день рождения? Тогда обратитесь к специалистам на сайт http://oshow.com.ua/ru/city37/. Тут вам быстро организуют настоящий праздник по отличной цене. Подробности ищите на сайте.