ГлавнаяПубликацииАналитикаПодводные камни: экологический налог

Подводные камни: экологический налог

Учитывая большое количество публикаций о незаконности действий налоговиков в таких вопросах, как экологический налог и обложения им предприятий, работающих в системе ЖКХ, предлагаем следующий механизм работы
В Украине с января 2012 года изменены ставки экологического налога, а также механизм его уплаты. Теперь налогоплательщики, которые списывали горюче-смазочные материалы и платили сбор за загрязнение окружающей природной среды, освобождены от уплаты экологического налога. Налог будут платить оптовые и розничные продавцы топлива как налоговые агенты. Также от уплаты эконалога освобождены предприниматели, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) и оказывающих услуги в этой сфере. За размещение отходов на полигонах в виде люминесцентных ламп ставка сбора составит 7,5 грн за одну лампу, с учетом коэффициента 3, если место размещения отходов находится в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км.

Напомним, с 1 января 2011года по 31 декабря 2012 года ставки экологического налога составят 50% от ставок, предусмотренных статьями Налогового кодекса (см. таблицу), а с января следующего года – ставки сбора увеличатся еще на 25%.

Учитывая большое количество публикаций о незаконности действий налоговиков в вопросах налогообложения экологическим налогом предприятий, работающих в системе ЖКХ, предлагаем следующий механизм работы с уполномоченными органами по затронутому вопросу.

Суть вопроса
Согласно требованиям Налогового кодекса плательщиками экологического налога являются юридические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности, размещение отходов в специально отведенных для этого местах. Согласно требованиям налоговой службы, базой ежеквартального налогообложения являются отходы (в том числе опасные отходы, бытовые отходы, другие отходы, образовавшиеся в процессе деятельности и подлежащие утилизации или удалению), которые временно хранятся, независимо от срока, до их передачи на утилизацию или размещение на другом коммунальном или специализированном предприятии и т.д., в места удаления отходов.
 
Итак, если коммунальное предприятие, оказывающее услуги по вывозу бытовых отходов, непосредственно осуществляет захоронение отходов, оно является плательщиком экологического налога за размещение отходов. В случае, когда коммунальное предприятие передает указанные отходы другой организации (например,  организации, эксплуатирующей полигон) для осуществления операции захоронения, эксплуатирующая организация является плательщиком экологического налога за размещение отходов. То есть именно то предприятие, которое непосредственно осуществляет операцию размещения отходов, должно платить экологический налог за фактически размещенный (захороненный) объем отходов. Коммунальное предприятие, которое выполняет услуги в части сбора и вывоза бытовых отходов (при условии, что не имеет собственных объектов размещения отходов) и в дальнейшем по договору передает их для размещения других собственников отходов, осуществляющих деятельность по удалению и утилизации отходов, которые имеют арендованные, собственные свалки (полигоны), не является плательщиком экологического налога в бюджет. Хотя в Налоговом кодексе группа лиц, не являющаяся плательщиком налога, не определена. В этом случае плательщиком экологического налога является предприятие, которое непосредственно осуществляет размещение отходов на арендованных, собственных свалках.
 
В письме № 14364 Министерства экологии и природных ресурсов отмечено, что основное назначение специально отведенных мест или объектов – удаление отходов путем захоронения или обезвреживания. Указанные в письме места временного хранения отходов, а именно контейнеры для бытовых отходов, не являющихся местами их окончательного удаления и не относящиеся к специально отведенным местам или объектам. Кроме того, Минрегион отметил, что в настоящее время законодательством не предусмотрено получение разрешения центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами на хранение бытовых отходов в контейнерах. Кабинетом Министров установлено, что жилые массивы и внутреннедворовые территории, дороги общего пользования и другие объекты благоустройства оборудуются контейнерными площадками, урнами для отходов; собственники или балансодержатели жилых домов, земельных участков заключают договора с лицом, которое определено исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов, и обеспечивают их раздельный сбор. При этом контейнеры и контейнерные площадки для бытовых отходов, принадлежащих потребителям, или исполнителям услуг по вывозу бытовых отходов, не являются специально отведенными местами или объектами для размещения отходов, на использование которых необходимо получать разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
 
Ни собственники или балансодержатели, ни исполнители услуг по вывозу бытовых отходов, которые осуществляют только сбор и/или перевозку бытовых отходов, не осуществляют их размещение.
 
Источник ошибки
Налоговый кодекс Украины и Закон Украины «Об отходах» имеют одинаковые определения ключевых понятий в сфере обращения с отходами.
 
Главным отличием, которое существует между подходами налоговиков и нашим мнением (которое в свою очередь соответствует позиции Минэкологии и Минрегиона), является трактовка определения «размещение отходов». Позиция Государственной налоговой службы основывается на том, что сбор отходов в мусорных баках – это временное хранение отходов, что является основанием для начисления и уплаты экологического налога.
 
Профильные министерства придерживаются позиции, что хранение отходов в мусоросборных баках не требует получения разрешения специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами (которым являются хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и др.). Таким образом, нельзя трактовать хранение мусора в баках до их вывоза в специально отведенные места или объекты для дальнейшего хранения, сортировки или утилизации, как сделку, являющуюся объектом налогообложения согласно требованиям НК.
 
Кроме того, необходимо обратить внимание на объект налогообложения: мусор образуют жители, которые платят за вывоз мусора в пользу ЖЭКов; ЖЭК платит транспортной компании по вывозу и утилизации (захоронению) отходов (в себестоимости услуг заложен экологический налог); компания-перевозчик уплачивает за утилизации или захоронения отходов (в себестоимости услуг заложен экологический налог); компания-владелец полигона платит экологический налог.
 
Соответственно плательщиками являются жители домов (образующие отходы), а компания-владелец полигона является налоговым агентом по уплате экологического налога.
 
Требование уплаты экологического налога ЖЭКами приводит к двойному налогообложению самого объекта налогообложения (определенной массы отходов), которая транзитом проходит от производителя (образователя) до утилизатора (хранителя). ЖЭКи не являются производителями мусора и не подпадают под действие норм кодекса. ОСМД, ЖСК, ЖЭКи не хранят отходы в специально отведенных местах или объектах, требующих разрешения уполномоченных органов. Они оплачивают стоимость услуг по перевозке и утилизации (захоронению) отходов другим субъектам хозяйствования, в себестоимость которых входит экологический налог.

Аргументы
В судебной практике появились факты принятия решений судами в пользу налогоплательщиков, которые в свою очередь подтверждают правильность использованных нами и профильными министерствами доводов. С учетом того факта, что структура взаимоотношений между «образователями» отходов и «непосредственными утилизаторами» в разных регионах разная, необходимо отметить следующую ситуацию. В случае заключения соглашения на вывоз и утилизацию потребителя вообще не должно что-либо беспокоить – такие предприятия даже косвенно не относятся к категории «риска», они не имеют разрешений на размещение отходов в специально отведенных местах.
 
А вот тем предприятиям, которые заключают отдельные соглашения по перевозке и утилизации отходов, необходимо, исходя из конкретной ситуации, прежде всего, письменно объяснить свою позицию соответствующему органу государственной налоговой инспекции и обязательно получить налоговую консультацию по затронутому вопросу. Также можно обратиться в территориальное отделение Минэкологии с просьбой получить разрешение на размещение отходов «в баках для мусора» по определенному адресу и получить отказ. После получения налоговой консультации (в случае шаблонного ответа со ссылкой на общее разъяснение ГНС) - идти в суд.
 
Дмитрий Локтев, специально для «У.К.».
 
 
Комментарии (0)