ГлавнаяПубликацииАналитикаВ чем радость «засоленных» улиц?

В чем радость «засоленных» улиц?

С наступлением зимы коммунальные и дорожные службы города, а также автомобилисты и пешеходы проходят немалые испытания.

С наступлением зимы коммунальные и дорожные службы города, а также автомобилисты и пешеходы проходят немалые испытания. Календарная зима со снегом и метелями приносит радость детям и работникам сельского хозяйства. Для коммунальных служб - это всегда хлопоты. Но, имея счастье проживать именно в таких климатических условиях, мы все готовимся к наступлению холодов. Это потом, весной, снег сойдет вместе с асфальтом, с автомобилей будет смыта последняя зимняя грязь, тротуары очистятся от гололеда, а женщины с удовольствием обуют сапожки на высоком каблуке. А пока ... - ЗИМА!

Согласно Закону Украины «Об автомобильных дорогах», за состояние улиц и дорог в городах отвечают органы местного самоуправления.

Надлежащее содержание улично-дорожной сети принадлежит к одному из мероприятий с благозвучным названием - благоустройство населенного пункта. Городские власти в зимний период обязаны позаботиться о бесперебойном и безопасном передвижение транспорта на улицах, включая уборку снега и борьбу с гололедом.

В наших климатических условиях появление в зимний период снежно-ледяного покрова на улицах городов (как и на автомобильных дорогах межгосударственного и государственного сообщения) является неизбежным естественным явлением, которое можно наблюдать в течение 2 - 3 месяцев. Скользкое покрытие и наличие снежного покрова замедляет движения автотранспорта, увеличивает количество ДТП, парализует транспортное сообщение, влияет на стоимость перевозок и на эмоциональное состояние жителей мегаполисов.

Бороться с этими природными явлениями бессмысленно, а вот уменьшить их влияние на уличную сеть городов вполне возможно. Кардинально это осуществляется двумя методами: предварительно обработав противогололедными средствами (профилактика) и / или повысив уровень прививки между автомобилем и дорожным покрытием за счет создания шероховатости поверхности фрикционными материалами.

В тисках нормативов
Все работы, выполняемые зимой на городских улицах, можно разделить на снегоочистку, удаления снега и скола, а также ликвидацию гололеда и борьбу со скользкими дорогами.

Пока мы с Вами любуемся осадками в виде волшебных снежинок, дорожно-эксплуатационные организации уже через 0,5 часа после начала снегопада, в зависимости от температуры воздуха и интенсивности движения транспортных средств, должны начать очищение проезжей части. И должны повторять этот процесс через полтора-два часа по мере увеличения снежного покрова.

Не редко жители городов наблюдают картину, когда снегоуборочная техника выезжает на улицы в ночное время. С точки зрения Технических правил ремонта и содержания городских улиц и дорог (КТМ 204 Украины 010-94) такие действия городских дорожников является не совсем уместными, поскольку, если вовремя не начать уборку снега в вечернее время, то в ночное - это становится малоэффективным. Основываются эти утверждения на мысли ученых-метеорологов, которые утверждают, что с 22:00 до 6:00 снег практически не уплотняется.

Хотя, с другой стороны, эти правила обязывают дорожные организации не сыпать смесь с камнями, песком и солью на ноги пешеходам, стоящих на остановках общественного транспорта; на автомобили, припаркованные на стоянках и на те, которые интенсивно движутся поулицам. То есть, эту не совсем привлекательного цвета и состава смесь дорожники должны с максимальной точностью рассыпать только на проезжую часть.

А вот процесс, когда на недавней снег, который уже успели утрамбовать автомобили, распыляют песок с солью, вполне оправдано с технологической точки зрения. Сначала снежный накат обрабатывается смесью, а затем проходит процесс выдержки, в ходе которого происходит перемешивание реагентов со снежно-ледяными отложениями под колесами движущихся автомобилей. И чем интенсивнее дорожный трафик, тем лучше происходит процесс разрыхления, так как под колесами автомобилей соль перемешивается до тех пор, пока не растворится полностью. А вот дальше, процесс предусматривает уборку этой «дорожной шуги» снегоочистительными машинами. Только, к сожалению, чаще всего этими снегоочистителями остаются те же автолюбители.

Соленый песок на снежной глазури
Кроме механической очистки дорог города, существует еще и механико-химический способ. С 60-х годов прошлого века на территории нашей страны, для борьбы с гололедом использовался, как казалось в то время, экологически чистый и дешевый вариант – песочно-солевая смесь, состоящая на 92% из песка и на 8% из технической соли.

Для эффективного применения такой смеси на улицах важен момент максимально точного метеорологического прогноза, и особенно - период ожидания осадков. Гололед можно избежать, оптимально подобрав состав смеси, которой обрабатывают дорожное полотно, учтя температуру воздуха, температуру дорожной «одежды» и влажность. Только правильность подобранных материалов и организации работ обоснованным использованием соли могут существенно уменьшить количество ДТП на улицах городов.

Несмотря на то, что другие меры борьбы с гололедом мы не наблюдаем уже какое десятилетие, использования песочно-соляной смеси с каждым годом все негативнее воспринимается автовладельцами и пешеходами.

Среди недостатков такой смеси специалисты отмечают:

  • практически нулевую эффективность при температуре ниже минус 10˚С;
  • высокую степень коррозии металлических конструкций;
  • песок забивает водостоки (которые весной никто не чистит, из-за которых жители городов страдают во время летних ливней);
  • засоление почв и уничтожение газонов, кустов и другой растительности;
  • дополнительные расходы для городских бюджетов на ремонт дорожного полотна, уборку и вывоз остатков песка.

Объективности ради, стоит отметить, что использование песочно-соляной смеси имеет и свои преимущества, среди основных - это мгновенное повышение шероховатости снежно-ледяного покрова. Данные таблицы достаточно наглядно иллюстрируют эффект применения песка на дорогах, покрытых гололедом.

 

Во избежание риска повреждения автомобилей и нанесения вреда пешеходам, максимальный размер частиц песка не должен превышать 2-3 мм. И песок этот должен быть карьерным (!), без глины и ила, которые не только загрязняют автомобили, но и повышают скользкость покрытия.

Найти отечественные лабораторные показатели относительно еще одного существенного недостатка применения такого способа борьбы с гололедом, как «содержание» песочно-соляной смеси на дороге, не удалось. Поэтому, хотя и не совсем корректно, но стоит рассмотреть пример Канады, где такие исследования обнародованы. В частности, при движении транспортных средств со скоростью 50-60 км/ час степень скольжения увеличивается уже после проезда 10-15 автомобилей по обработанному песком покрытию. А через 15-20 мин. после посыпания дороги песком коэффициент сцепления колес автомобиля со скользким покрытием дороги становится таким же, как и до посыпания. И поэтому выходом является либо увеличение нормы расхода песка, либо частоты егонанесения.

А вот самым главным аргументом этого «соленья» является то, что так нравится нашим городским руководителям - стоимость этой чудо-смеси. Дешевую чудо-смесь (стоимость карьерного песка - около 55 грн / т и технической соли - около 425 грн / т) можно «засыпать» в существующий автопарк, который в основной своей обновлялся еще лет 20-30 назад. Альтернативный вариант, по словам руководителей фирм, занимающихся реализацией современных противогололедных материалов дороже, чем песочно-соляная смесь в 2,5-3 раза.

Вечная альтернатива «скользкой» ситуации
Кстати, европейские страны еще в прошлом веке отказались от использования смеси из соли и песка, дополнив методы борьбы с гололедом менее вредными для природы и здоровья человека реагентами, которые применяются в медицине (например, на основе хлоридов) и природных материалов - использование гранита). Хотя и на этом изучение и применение новейших технологий в борьбе с гололедом не прекращается.

А основным советом специалистов в борьбе за наши с вами не сломанные руки-ноги, безопасное движение автотранспорта и безопасную среду продолжает оставаться эффективным способом - вовремя убирать снег с тротуаров и проезжей части. И чаще.

Татьяна Ларина, специально для ИА «Украина Коммунальная»


Возникла неприятность, а именно пробило колесо на автомобиле. Что необходимо сделать в данном случае? Следующая ссылка поможет Вам http://fortol.ru/shop/CID_955.html, так как здесь представлены домкраты. Заходите и делайте свой выбор.

 
Комментарии (0)