ГлавнаяПубликацииАналитикаБитвы транспортных гладиаторов на футбольном поле

Битвы транспортных гладиаторов на футбольном поле

Производители общественного транспорта дождались лучших времен: Евро-2012 открывает перспективы для них и для коммунальных служб.

По данным Центра политического и экономического анализа, парк автобусов в Украине насчитывает около 50 тыс. единиц, троллейбусов – более 4 тыс. единиц. Из них полностью выработали свой ресурс и требуют замены 70% автобусов и до 90% троллейбусов. Города не могут обновлять транспорт самостоятельно, так как коммунальные предприятия терпят убытки из-за перевозки большого количества льготников. В период с 1991 по 2011 год темпы закупок были минимальны. Сейчас основа парка троллейбусов в городах Украины (кроме Киева, Харькова, Донецка и Полтавы) – это машины, выпущенные в 1980-х, трамвайного – в 1970-1980-х годах прошлого века, признают эксперты.

Футбольные деньги покатаются
Проведение в Украине финальной части европейского чемпионата по футболу позволит городам, в которых пройдут матчи турнира, хотя бы частично решить проблему устаревшего парка. Согласно Государственной программе подготовки к Евро-2012, за счет бюджетных средств планируется закупить более 2 тыс. автобусов и троллейбусов, потратив на это около 4 млрд грн. Бюджетное финансирование открыло возможность для масштабных закупок транспорта, которые до сих пор не проводились.

Помимо средств госбюджета, руководители принимающих городов рассчитывают на кредиты. Ранее муниципалитеты пытались привлечь деньги за счет выпуска облигаций, однако Министерство финансов запретило эту практику, введя по требованию Международного валютного фонда мораторий на наращивание муниципальных долгов. При этом государство затягивало перечисление средств на закупку городского транспорта, чем фактически лишало местные власти возможности обновлять парк. Проблема с финансированием закупок была решена только в августе прошлого года, когда Кабмин принял постановление, упрощающее привлечение займов городами, которые примут матчи чемпионата. Они получили возможность брать у госбанков кредиты, не согласовывая это с Минфином. Кроме того, сегодня государство покрывает половину процентной ставки по таким займам.

Кому выгодно модернизировать парк?
Производители прекрасно понимают, что государство связано обязательствами перед UEFA и вынуждено потратиться на закупку коммунального транспорта. Поэтому многие из них начали организацию новых производств, которые могли бы побороться за эти средства. В прошлом году корпорация «Эталон» вместе с белорусским «Белкоммунмашем» создала СП по выпуску 11-метрового низкопольного троллейбуса «Ромашка». Пионер среди украинских производителей троллейбусов, Южный машиностроительный завод, выпускавший их с 1992 по 2008 год, создал СП с российской «Тролзой», в рамках которого планируется наладить производство 12-метровых троллейбусов на базе модели «Мегаполис».

Машиностроители активно ищут партнеров и среди производителей в странах ЕС. Корпорация «Богдан» создала СП с чешским Cegelec по производству 12-метровых троллейбусов. Заработал даже Львовский автобусный завод (ЛАЗ), который остановился в 2009 году, так как не мог загрузить свои мощности заказами. В начале марта ЛАЗ заявил о поиске европейского партнера для организации выпуска в Украине современных трамваев. «Евро-2012 для нас - импульс, который позволяет расширить возможности. Сейчас хорошее время, чтобы рискнуть и инвестировать в создание нового производства», - говорит председатель наблюдательного совета ЛАЗа Игорь Чуркин. Следуют этой тенденции и сами муниципалитеты. Харьков ведет переговоры по организации производства трамваев совместно с польской компанией Solaris Bus & Coach. Харьковский горсовет и представители Solaris уже посетили две площадки, где предполагается наладить выпуск, - КП «Горэлектротранс» и один из заводов Минобороны.

Драка за троллейбусы
К настоящему моменту произошло неформальное разделение крупнейших госзаказов между основными производителями. Так, ЛАЗ был выбран правительством основным поставщиком муниципальных автобусов и троллейбусов, а корпорация «Богдан» - туристических автобусов и машин для аэропортов. Во многом выбор «Богдана» объясняется тем, что корпорация подписала в декабре прошлого года меморандумы об организации совместного производства туристических автобусов «Богдан-MAN» с MAN и автобусов для аэропортов «Богдан-Neoplan» с компанией Viseon Bus (ТМ Neoplan).

В прошлом году обновлением автобусного парка занялись и в Крыму. Власти автономии объявили о планах приобрести 300 троллейбусов в течение трех лет за счет механизма внутреннего займа. Основная борьба за этот заказ развернулась между «Богданом» и ЛАЗом. Напомним, победа корпорации «Богдан» в тендере на поставку 61 троллейбуса в автономную республику закончилась конфликтом, и заключить соглашение с властями автономии удалось не сразу из-за жалобы ЛАЗа в Антимонопольный комитет. Последний приостановил закупку, но в МинЖКХ Крыма, проводившем тендер, претензии ЛАЗа сочли необоснованными и добились в суде подтверждения результатов тендера. Отметим, что конкуренция между этими производителями жесткая, а разбирательства нередко переводятся в судебную плоскость. Так, «Богдан» предпринял попытки получить часть госзаказов ЛАЗа и обжаловал в АМКУ процедуру закупки муниципального транспорта Киевом, Харьковом, Донецком и Львовом. Однако позже комитет отклонил жалобу корпорации. Постоянная комиссия Верховной рады АРК по бюджетной, экономической и инвестиционной политике поддержала инициативу создания республиканского предприятия «Крымавтобус» 23 ноября. Оно будет создано на базе «Крымтроллейбус». «Мы создаем коммунальное предприятие отдельное, которому мы передадим 24 или 25 машин «Богдан», которые будут покрашены так же, как и крымские троллейбусы», –отметил глава комиссии Виталий Нахлупин.

Он также отметил, что между двумя предприятиями планируется сделать единую диспетчерскую связь. «Чтобы в самые острые пиковые часы была возможность маневрировать. Оборвалась линия – мы снимаем троллейбусы, посылаем автобусы туда, чтобы поток не уменьшался, или уменьшался, но ненадолго», – отметил он. По мнению заместителя министра регионального развития и ЖКХ АРК Анатолия Павлова, создание «Крымавтобуса» обеспечит формирование конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок, оптимизирует транспортное движение, а также улучшит услуги по перевозке льготных категорий граждан.

Украинским автобусом по Европе
Производители осознают, что одних госзаказов будет недостаточно, и пытаются использовать Евро-2012 для освоения новых рынков. В ЛАЗе заявляют, что вложили в развитие модельного ряда автобусов более 500 млн грн, троллейбусов -- около 200 млн грн. В ЛАЗе отмечают, что госзаказы дают возможность создать платформу для производства нового модельного ряда, а сотрудничество с европейскими партнерами при выполнении госзаказов открывает возможность поставок продукции на европейский рынок.

Рассчитывают на европейский рынок и в корпорации «Богдан». Компания сертифицировала свои троллейбусы в Евросоюзе и намерена участвовать в ближайших тендерах на рынках ЕС и СНГ. В корпорации рассказали, что имеют ряд договоров на поставку европейскими партнерами комплектующих, которые специально заключались с возможностью продавать транспорт украинского производства на их рынках. В частности, источник ИА «Украина Коммунальная» сообщил, что одним из таких партнеров является компания MAN.

Вместе с тем, выйти на европейские рынки украинским производителям общественного транспорта будет непросто. Прежде всего из-за необходимости соответствовать более жестким критериям качества транспорта. Помимо того, в Украине еще не готовы производить двигатели для автобусов, которые бы соответствовали экологическим нормам потребления биотоплива, которые уже введены в Европе, такие как «Евро-5». Пока наши автобусы соответствуют стандартам лишь «Евро-2». При этом отечественным производителям общественного транспорта придется использовать европейские комплектующие при сборке машин, а при этом выставлять на свою продукцию невысокую цену будет сложно. Тем не менее, в Европе существует практика, согласно которой муниципалитеты закупают общественный транспорт только у известных производителей, а потому украинским компаниям лучше начинать продажи в тех странах, где украинская техника ранее уже реализовывалась, например в России. «Наши заводы шагнули вперед по сравнению с российскими и могут предложить рынку более современную продукцию, имея широкий модельный ряд», - утверждает директор Черниговского автозавода Валерий Купцов.

Мария Ъ-Цатурян, специально для ИА «Украина Коммунальная».

Каждый матч – это составление турнирной таблицы. Исходя из данных, проводится анализ, какая из команд проходит в следующий тур и так далее. Более детально ознакомиться с ней можно, просто перейти на сайт soccer365.ru. Здесь, вот например, представлена турнирная таблица чемпионата Германии по футболу.

 
Комментарии (0)