Бюджетный кризис «съел» ЖКХ

Сегодня уже не является государственной тайной тот факт, что в Украине бушует настоящий бюджетный кризис. О несоответствии запланированных в госказне показателей реальным темпам развития украинской экономики эксперты предупреждали еще в начале этого года.

Бюджет дождался секвестра

Но, когда по результатам первого квартала, расходы бюджета так и не пересмотрели, а экономика так и не возобновила рост, эксперты стали говорить, что скоро единственным источником покрытия нехватки доходов станут займы - как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и неизбежным - секвестр государственных расходов. Впрочем, в начале июня, после обнародования данных официальной статистики относительно майского падения производства, сразу два бывшие Министра финансов Виктор Пинзеник и Игорь Уманский в один голос заговорили о немедленной необходимости пересмотра бюджета с сокращением его расходов.
 
И действительно, статистические данные Госстата не дают поводов для оптимизма. Во втором квартале 2013 года доходы государственного бюджета упали на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Недовыполнение доходной части бюджета-2013 ожидается на уровне 25 млрд грн или 1,7% ВВП. Высокий уровень текущих расходов в структуре бюджета - 95,4%, а это в основном, защищенные статьи - также ограничивает возможность недофинансирования запланированных обязательств. Поэтому по итогам 2013 года кассовый дефицит госфинансов с учетом потребностей НАК «Нафтогаз-Украина» составит 70 млрд грн, или 4,7% ВВП. Во второй половине года потребность в дополнительном финансировании бюджета составляет 40 млрд грн. Единственным вариантом решения этой финансовой проблемы в правительстве видят масштабное сокращение государственных расходов, которого нужно достичь любой ценой.
 
Прежде всего, начали сокращения расходов с того, что по всей стране средства, выделяемые для местных органов власти были заморожены на счетах Государственного казначейства. Следовательно, местные власти обнаружили, что они не могут, например, оплатить замену крыши в школе, отремонтировать троллейбусы или подготовить отопительные системы к зиме. Министерство финансов и Госказначейство поступили довольно хитро, полностью финансируя защищенные статьи (например, заработная плата работникам бюджетной сферы), а задерживало, как правило, выплаты по таким статьям, как восстановление инфраструктуры и обслуживание коммунального хозяйства.

Пояса затягивают сильнее

В Ассоциации городов Украины (АГУ) утверждают, что такая финансовая ситуация сложилася с декабря прошлого года. И средства, которые все же поступают в регионы, области и города получают с задержкой в несколько месяцев.
 
«Началось это в четвертом квартале 2012 года. В первом квартале текущего года ситуация продолжилась, но там были определенные окна, когда выплаты проходили. Затем ситуация стала такой, какой и была раньше. И, вообще, различий между регионами по блокированию выплат нет, то есть, это проблема массовая, и она характерна для всех органов местного самоуправления», - подчеркивает аналитик АГУ Александр Слобожан.
 
Однако, такие искусственные преграды оказались неэффективными, поскольку от того, что Казначейство не пропускает платежные поручения предприятий, учреждений и организаций, их не становится меньше, ведь хозяйственная деятельность является непрерывным процессом. Следовательно, есть угроза того, что почти 75% финансовых обязательств (а это почти 80 млрд грн) перейдет как задолженность на 2014 бюджетный год, а это неизбежно приведет к техническому дефолту украинского правительства уже по итогам первого квартала 2014 года
Ничего лучшего, чем просто уменьшить количество финансовых обязательств, взятых на себя распорядителями бюджетных средств, в правительстве предложить не смогли. А чтобы такое уменьшение произошло естественным путем и на законных основаниях, 1 августа Кабинет Министров принял постановление №631 «Об утверждении Порядка проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами и внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины». С вступлением в силу этого документа, Госфининспекция получила полное право проводить аудит государственных закупок как отдельного вида проверок на подконтрольных учреждениях и требовать устранения выявленных нарушений. Такой контроль может осуществляться во время инспектирования и государственного финансового аудита как отдельный вопрос программы соответствующего контрольного мероприятия, а также как отдельное контрольное мероприятие - проверка государственных закупок при наличии оснований, определенных государственным документом.

Неограниченные права контроллеров

Согласно новому Порядку, Госфининспекция имеет право получать от должностных и материально ответственных лиц, в том числе и коммунальных предприятий - распорядителей бюджетных средств, письменные объяснения по вопросам, которые возникают во время проведения проверки. От государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, физических лиц-предпринимателей - информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на органы Госфининспекции задач. Также инспекция сможет проводить встречные сверки, составлять протоколы об административных нарушениях с последующей передачей материалов в суд для внесения соответствующего постановления, передавать материалы проверки в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности. 
 
По словам начальника Управления мониторинга рисковых операций и государственных закупок Госфининспекции Анны Єрмиловой, новый Порядок существенно повысит роль органов Инспекции и положительно повлияет на весь процесс контроля в сфере государственных закупок. Так, по данным Госфининспекции, в течение 9 месяцев текущего года территориальные органы ведомства предупредили лишние расходы государственных средств в сфере госзакупок на сумму почти 1,33 млрд грн.
 
При этом, Инспекция отмечает, что основным задачами для нее отныне является не карающая функция, а дерегуляция, ориентирована на уменьшение фискального давления на субъектов хозяйствования. При реализации положений вышеуказанного постановления, Госфининспекция формирует свои требования к объекту контроля исключительно на основании оценки рисков допущения финансовых нарушений и предотвращения неэффективного расходования средств государственного бюджета путем предоставления ему соответствующих рекомендаций. 
 
Выходит теперь, основной задачей ревизоров Госфининспекции не будут поиски перерасходов государственного бюджета, а вообще недопущение освоения бюджетных средств предприятиями, учреждениями, организациями - распорядителями средств государственной казны.
Это предположение подтверждается отчетом деятельности Инспекции за 9 месяцев 2013 года, обнародованном на официальном сайте ведомства в Частности, выявлены финансовые нарушения отменен конкурсные торги на общую сумму 567,4 млн грн и расторгнут заключены договоры на сумму 760,6 млн грн. Самые значительные результаты работы по предупреждению потерь Госфининспекцией в Донецкой (461,8 млн грн, или 34,8% потери государственных средств от общей суммы), Львовской (152,9 млн грн, или 11,5%), Луганской (81,9 млн грн, или 6,2%), Днепропетровской (66,7 млн грн, или 5%), Одесской (66 млн грн, или 5%) и Черкасской (63,3 млн грн, или 4,8%) областях и в Киеве (66,3 млн грн, или 5%).
 
Письма с требованиями об отмене конкурсных торгов по закупкам работ по реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, финансирование которых планировалось за средства государственного бюджета, на протяжении сентября получили почти все коммунальные предприятия страны, которые являются распорядителями бюджетных средств.
 
КП «Полтававодоканал», среди прочих, также получило письмо от областного отделения Госфининспекции с требованием отменить процедуры закупки работ по реконструкции канализационного коллектора мясокомбината по ул. Ковпака и ул. Курчатова за выявленные проверкой процедурные недостатки.
 
Отмена результатов торгов и расторжения договоров о закупке работ на этом объекте непременно приведет к техногенной катастрофе областного масштаба, ведь через аварийность коллектору может в любой момент произойти вылил стоков. Но то такое. Главное, что удалось не допустить расходования средств государственного бюджета...
 
Комментарии (0)