ЖКХ ранили бюджетные ножницы

В январе - апреле ЖКХ потратило меньше средств, чем в первом квартале, а дотации строительной отрасли выросли за счет финансирования новых проектов. Сэкономили на выплате тарифной разницы, но увеличили дотирование льготных жилищных программ.
Финансирование отрасли за 4 месяца текущего года увеличилось на 65% по сравнению с январем-мартом. Однако фактически выделено было всего на 200 млн грн больше, чем в предыдущем месяце. Блок ЖКХ потратил меньше средств, чем в первом квартале, а дотации строительной отрасли возросли за счет финансирования новых программ.
 
В январе – апреле 2013 года госбюджетное финансирование для Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ (включая программы и субвенции) увеличилось на 400 млн грн по сравнению с расходами в первом квартале – до 7,6 млрд грн. Из этих средств в апреле было предусмотрено потратить на 858 млн грн или на 65% больше, чем в январе – марте, а именно: с начала года предполагалось направить на нужды отрасли 1,3 млрд грн. Однако, фактически, за первые четыре месяца текущего года из этих средств было израсходовано на финансирование трех сегментов отрасли – ЖКХ, строительство и региональное развитие – всего 503,2 млн грн, что всего на 178,9 млн грн больше, чем было потрачено в первом квартале. 
 
За четыре месяца увеличение госбюджетных дотаций произошло за счет финансирования реализации программ Минрегиона. Сумма потраченных средств возросла почти вполовину, - до 447,7 млн грн, тогда как в первом квартале было израсходовано лишь 268,8 млн грн. Стоит отметить, что отрасль не потратила все предусмотренные на финансирование целевых программ средства – фактически было запланировано на 205 млн грн больше, чем было выделено на самом деле. 
 
Аналогичная тенденция прослеживается и с выплатой ключевых субвенций, направленных на компенсацию тарифной разницы, предотвращение техногенных катастроф, проведение капитального ремонта водопроводных сетей. Всего на дотации в госбюджете – 2013 года предусмотрено финансирование в размере 5,8 млрд грн. В первом квартале было потрачено столько, сколько и запланировали израсходовать в этот период – 55,5 млн грн. Но уже в январе-апреле сумма, которую предполагалось направить на субвенции, резко возросла, на 92%, - до 665,8 млн грн. Впрочем, из них реально выделено и освоено было столько же, сколько в январе-марте (55,5 млн грн).

Блок ЖКХ

Сэкономили госбюджетные средства как раз на финансировании отрасли ЖКХ. Примечательно, что в первом квартале из предназначенных в госказне на текущий год 6,1 млрд грн на ЖКХ, было потрачено ровно столько, сколько планировали – 152,3 млн грн. При этом за три месяца практически вся эта сумма была направлена на финансирование проектов по развитию городской инфраструктуры, а, в частности, на развитие системы водоснабжения и водоотведения в Николаеве – 151,3 млн грн. Оставшиеся средства (800,1 млн грн) были израсходованы на координацию реализации инфраструктурных проектов. То есть, в январе-марте на погашение тарифной разницы для тепло- и водоснабжающих предприятий, на мероприятия по предотвращению техногенных катастроф и капремонт сетей – средства не выделялись. 
 
В апреле ситуация изменилась не в лучшую сторону. Планировалось, что госбюджетное финансирование будет увеличено почти на 81%, - до 795,8 млн грн. Однако было выделено всего 52,4 млн грн. Это более, чем на треть (на 34,4%) меньше, чем было профинансировано в первом квартале.
По-прежнему не выделено ни копейки для выплаты межбюджетной субвенции по погашению задолженности в тарифах на тепловую энергию, услуги централизованного водоснабжения и водоотведения, которые поставлялись населению. Хотя на компенсацию тарифной разницы в апреле планировалось направить почти 570 млн грн. Этих денег в четвертом месяце отрасль ЖКХ так и не получила.
 
Впрочем, эту информацию, обнародованную в отчете ведомства, "Украине Коммунальной" уточнили в пресс-службе Минрегиона. В частности, нам пояснили, что ведомство, как главный распорядитель бюджетных средств, разработало Порядок и условия предоставления в 2013 году субвенции из компенсации тарифной разницы. Периодичность и объем финансирования расходов на возмещение определено согласно помесячной росписи, утвержденной Министерством финансов. «Основанием для проведения расчетов является договор об организации взаиморасчетов по погашению разницы в тарифах. Минфин принимает решение о перечислении субвенции на основании обобщенного реестра договоров об организации взаиморасчетов, представленных Минрегионом, и подтвержденных Госказначейством», - сообщили в Министерстве.

По данным ведомства, на 10 июня, Минрегионом получено от местных финансовых органов реестров договоров об организации взаиморасчетов по погашению разницы в тарифах в объеме 94 млн грн, из них профинансировано 51,5 млн грн . 

Всего на компенсацию тарифной разницы в госбюджете на текущий год пока предусмотрено 5,1 млрд грн. В 2012 году статья расходов бюджета на выплату разницы в тарифах увеличивалась дважды, - до 15,9 млрд грн. Эти средства были израсходованы почти полностью – недоплата составила порядка 1,5 млрд грн. 
 
Эта разница формируется за счет того, что в тарифе на тепловую энергию для населения закладывается цена газа уровня 2008 года – 686 грн, а за поставку газа теплоснабжающие предприятия должны платить 1309 грн за тыс. кубометров (без НДС и транспортных расходов). У водоснабжающих предприятий проблема с долгами за электроэнергию так же связана с тем, что тарифы для бытовых абонентов не покрывают себестоимость услуг и ростом цены на энергоносители. Таким образом, формируется кредиторская задолженность у теплокоммунэнерго за потребленный газ и у водоканалов за электроэнергию. Задолженность отрасли за энергоресурсы на сегодня составляет порядка 24 млрд грн. Если в текущем году коммунальные предприятия еще не получали субвенцию, то в минувшем году, предприятия жаловались, что получают выплаты не в полном объеме, а лишь на 70-80%. Это отмечали в Донецкой, Луганской областях и Крыму. Существенно тормозит выплату субсидий, в том числе, сложная процедура их согласования и получения.

Строительный блок

Статья расходов на финансирование строительной отрасли пополнилась еще тремя пунктами. В частности, помимо существующих программ, в апреле планировалось профинансировать строительство приоритетных объектов Донецкой области: на эти цели в госказне на текущий год предусмотрено 100 млн грн, из которых в первом месяце второго квартала планировалось направить 10 млн грн. Также предусмотрены средства и для реконструкции водоочистных систем г. Словянска (Донецкая область) – предполагалось выделить 9 млн грн из 22,3 млн грн в госбюджете. Новой графой является и создание центров, предоставляющих административные услуги. На эти цели в госбюджете заложено 50 млн грн, однако в апреле их целевое использование не планировалось.
Всего в январе-апреле общие расходы бюджета на строительную отрасль увеличились на 325 млн грн по сравнению с первым кварталом, - до 1,15 млрд грн. Из них в апреле планировалось потратить почти 407 млн грн, из которых было освоено около 87%. В этом же месяце бюджетную прибавку получила программа предоставления господдержки для строительства или покупки доступного жилья: соответсвующие расходы увеличились до 89,5 млн грн против 50 млн грн в январе-марте. При этом, в апреле выделено было столько, сколько и планировали – 18,3 млн грн, тогда как в первом квартале не были потрачены даже предусмотренные 7 млн грн. Помимо того, было профинансировано предоставление долгосрочных льготных кредитов молодым семьям и одиноким гражданам (18 млн грн), чего не удалось сделать в предыдущем месяце. Существенно увеличены расходы на удешевление стоимости ипотечных кредитов – на 14 млн грн. 
 
Таким образом, можно говорить о сложившейся тенденции в использовании и перераспределении государственных средств. Реальное финансирование строительного сегмента отрасли растет. Если в январе-феврале было освоено 56,7 млн грн, то уже к апрелю эта сумма увеличилась почти на 300 млн грн. С блоком ЖКХ – ситуация сложнее. К февралю расходы не превышали 31 млн грн, тогда как в марте был скачок в финансировании – отрасли дали на 95,4 млн грн больше по сравнению с предыдущим месяцем. Но уже в апреле расходы сократились на 99,7 млн грн. При этом, и строительство, и ЖКХ не осваивают выделенные им средства в полном объеме. Отчасти, причины стоит искать и в том, что Министерство финансов утверждает выплату, а Госказначейство не способствует оперативному финансированию. На финансово-экономическом состоянии также сказывается накопление государством задолженности по выплате тарифной разницы. Поставщики газа и электроэнергии прекращают поставки энергоносителей тепло- и водоснабжающим предприятиям. В результате без коммунальных услуг остаются потребители, которые, кстати, не виноваты в убыточности ЖКХ. По данным Госстата, в январе-апреле украинцы выплатили 98,7% начисленных им сумм за коммунальные услуги.
 
Комментарии (0)