ГлавнаяПубликацииАналитикаСтоличное мошенничество, Или «джентельмены» меняют правила

Столичное мошенничество, Или «джентельмены» меняют правила

Лучше чашки горячего кофе стимулирует утром новость о внезапном поднятии цены на проезд в маршрутном такси. И просыпаешься быстро, и о насущных заботах на время забываешь.

В октябре подорожал проезд в маршрутке № 18 «ул. Здолбуновская - м. Харьковская». Казалось бы, ненамного - на 50 копеек, но учитывая, что 2 гривны стоит проезд в метрополитене, а за 2,50 грн. можно доехать без проблем с левого на правый берег - то цена за продолжительность маршрута возмутила жителей, пользующихся услугами соответствующего перевозчика.

В субботу, 22 октября, киевляне, пользующиеся этим маршрутом, читали объявление, что водители вынуждены поднять плату за проезд в связи с подорожанием бензина, да и качество предоставления услуг следует поддерживать на должном уровне.

Вот только о подорожании бензина, как ни странно, в стране не слышали. Согласно данным Национального института стратегических исследований при Президенте Украины, последнее существенное подорожание цен на рынке нефтепродуктов наблюдалось на рубеже 2010-2011 гг. Специалистами Отдела энергетической и ядерной безопасности А.Сменковским и С. Воронцовым, в феврале 2011 года была подготовлена соответствующая аналитическая записка «О ситуацию на рынке нефтепродуктов Украины», где отмечалось: «Тенденция к прогрессирующему росту цен на основные виды топлива в Украине наметилась в начале ноября прошлого года... в январе 2011 года рост стоимости топлива на 30-40 копеек произошел за три неполных недели. В целом же, за последние три месяца... по абсолютным значениям цены на горючее в Украине достигли своего исторического максимума».

Резкое подорожание нефтепродуктов в первом квартале вызвало не только оживленные дискуссии и обсуждения, как в кругах экспертов, так и у простого населения, но и способствовали массовому повышению цен на транспортные услуги. В то время проезд на маршруте № 18 подорожал с 1 гривны до 1,50 гривны. И хотя население тоже было недовольно таким явлением, однако понять его можно.

А что же теперь? Напротив, в июне был снижен верхний предел ценового коридора на топливо, как на бензин марки А-95, так и на дизтопливо. Учитывая, что никакого подорожания бензина в стране не произошло, решено было обратиться в Главное Киевское городское управление по делам защиты прав потребителей и Коммунальную службу перевозок исполнительного органа Киевсовета (КГГА) за соответствующими разъяснениями. Соответствующие телефоны указаны на информационном листке в салоне автомобиля.

Не могу утверждать, что верилось в помощь этих служб и в возвращении цены к прежнему уровню, но надежда теплилась. Полученные результаты обращений удивили...

Оказалось, что найти Главное управление по делам защиты прав потребителей не так уж и просто. Хотя на информационных листах указан контактный телефон - пообщаться ни с кем не удалось - номер недействителен. Телефонные номера, указанные на различных интернет-источниках также или давно не обслуживаются, или же по ним никто не отвечает. Запросы, направленные на указанные электронные адреса, остались без ответа. Известным издавна методом «сарафанного радио» удалось найти почтовый адрес на который можно сделать запрос... Вот только ответ где-то потерялся вместе с работниками управления.

Письмо от Коммунальной службы перевозок исполнительного органа Киевского городского совета пришлось ждать две недели, но каков ответ!



vidp

После прочтения письма осталось единственный вопрос - о каких проверках можно мечтать? В Службе явно не владеют ситуацией. С первых строк письма внимание акцентировали на ошибке в номере маршрута, чем только подтвердили - им безразличны обычные пассажиры.

Согласно документам, перевозки осуществляет маршрутное такси № 214 («правильная нумерация маршрута», как было указано в письме). Вот правда на маршруте - на каждом авто все же стоит цифра «18» на одной или двух машинах указано «214 (18)». А иногда та или иная машина курсирует даже без номера маршрута - пассажиры, зная внешний вид машины, уверенно доезжают до метро.

В письме подробно расписали, что «Перевозка пассажиров в режиме маршрутного такси в г.Киеве введена, исключительно, как дополнительный вид предоставления услуг и осуществляется на бездотационной основе, то есть полностью за собственный счет перевозчиков, которые не в состоянии полностью обеспечить перевозку пассажиров».

Однако, как пассажир маршрутных такси, я не могу понять, почему, если маршрутные такси являются дополнительным видом транспорта, они имеют численное превосходство над теми видами транспорта, которые работают в обычном режиме: трамваи, троллейбусы, автобусы? И почему на отдельных рейсах отсутствует альтернатива общественного транспорта? Большинство пассажиров у нас не слишком горды - они и на автобусах поедут, но отдельные маршруты полностью отдано в частные руки, выбирать не приходится! А, соответственно, нет смысла говорить о такой важной составляющей, как график движения (по определению ст. 1 закона Украины «Об автомобильном транспорте») - сведения о времени и последовательности выполнения рейса. Есть приблизительные графики, примерные интервалы и никаких гарантий.

Согласно ст. 31 закона Украины «Об автомобильном транспорте», отношения автомобильного перевозчика с Заказчиком перевозок в г.Киеве (Главным управлением транспорта и связи) регулирует Договор об организации перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте общего пользования.

Согласно этому документу, сторонами подписано Дополнительное соглашение № 1 от 25 октября 2011г. к Договору об организации перевозок пассажиров городским автобусным маршрутом г. Киева, заключенным между перевозчиком и Главным управлением транспорта и связи (Заказчиком перевозок в г. Киеве) от 1 июля 2011 p. По этому дополнительному соглашению на маршруте № 214 действует тариф 2,00 грн. Итак, в Коммунальной службе перевозок исполнительного органа Киевского городского совета заключили, что стоимость проезда (тариф) на перевозки пассажиров на городском автобусном маршруте общего пользования в режиме маршрутного такси № 214 полностью соответствует требованиям действующего законодательства Украины.

Уровень тарифов должен обеспечивать перевозчику: возмещение обоснованных текущих расходов, прибыльность работы, возможность обновления подвижного состава, что прописано в п. 2.2 Методических рекомендаций определения уровня тарифов на услуги пассажирского автотранспорта общего пользования, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 25.06.2003 г. № 461 . Вот только обновленного подвижного состава не наблюдается. Наоборот, даже тех машин, которые вот-вот развалятся, кажется, стало меньше. Если еще месяц назад интервал движения между машинами в часы-пик был на уровне 1-2 минут, то теперь киевлянам приходится ждать по 4-5 минут. Очередь в маршрутки ничем не уступает очередям в магазины в советское время - и поговорить можно, и скупиться в подземном переходе успеть.

Согласно законодательству, перевозчик предоставляет Главному управлению транспорта и связи расчет и обоснование изменения тарифа, которое, в свою очередь рассматривает эти обоснования и самостоятельно принимает соответствующее решение. Все формальности соблюдены, но интересным остается тот факт, что подписан Дополнительный договор 25 октября, а тариф подняли 22 октября. Кажется это уже несоответствие, но компетентные органы на это внимания не обратили. Три дня, конечно же, небольшой срок, но возникает встречный вопрос: почему цены не подняли, например, 28 октября?

Уточняя данные по тарифу, нельзя было не обратить внимание и на то, что пассажирам не выдаются билеты. Ведь для большинства маршрутных такси Киева этот вопрос остается актуальным - иногда эти билеты нужно просто выпрашивать.

Как объяснили в письме, «в соответствии с Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденных Постановлением КМУ от 18.02.1997 № 176, ч. З ст. 40 ЗУ «Об автомобильном транспорте»: водитель обязан продавать билеты пассажирам до начала движения автобуса в предусмотренных законом случаях. Водителю запрещается продавать пассажирам билеты во время движения автобуса. Довольно часто встречаются случаи передачи водителю, платы за проезд, во время управления транспортным средством, когда водитель принимает все необходимые меры по обеспечению безопасности пассажиров при движении маршрутного такси, в результате чего водитель не в состоянии проконтролировать выдачу каждому пассажиру сдачи и билета. Вместе с тем пассажир имеет право требовать выполнения требований Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и требовать от водителя билет при остановке транспортного средства».

Казалось бы, ничего нового, но ведь речь идет об одном конкретном маршруте. Маршрут, где подавляющее большинство пассажиров не просто заходит, а «набивается» в авто на конечной остановке, а дальше все просто «вытряхиваются» на своих остановках. О какой безопасности может идти речь? Никто не требует выдачи билета во время движения. А если вспомнить о маршрутах, курсирующих с кондуктором? Он тоже не выдает пассажирам билеты, хотя в каждой машине в информационных письмах указано, что пассажир должен иметь билет на проезд.

Как же быть с тем, что пассажиры занимают не только сидячие места, но и стоячие. Причем стоячих мест иногда бывает больше, чем сидячих. Конечно, «лучше плохо ехать, чем хорошо идти» утверждает народная мудрость, но вспоминая, что в некоторых городах не перевозят стоячих пассажиров с целью обезопасить их жизни, задумываешься: почему власть твоего города не заботится о твоей безопасности?

Читаем в Постановлении: «На сегодняшний день перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, работающих в режиме маршрутного такси, перевозчиками частной формы собственности в соответствии с требованиями Постановления КМУ от 03 декабря 2008 года № 1081 Об утверждении Порядка проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования и Решения Киевского городского совета от 15 марта 2007 года № 260/921.

Общее количество пассажирских мест в маршрутном такси определяется технической характеристикой транспортного средства. В целом транспортные средства, осуществляющие перевозки по Киеву в режиме маршрутного такси типа Богдан А-091, А-092, содержат 21 место для сидения и 45 мест стоячих, или 22 посадочных места и 43 места стоячих».

Просто нет комментариев! На маршруте № 18 курсируют микроавтобусы марок Mersedes, Iveco и Volkswagen. Какие «Богданы»? Жители видели один автобус марки «Богдан» зеленого цвета, но он с рейса исчез так же неожиданно, как и появился. Выходит, в соответствующих службах не знают об этих перевозчиков? А если знают, то почему данные предоставляют другие?

marshrutki

Отсутствие альтернативы обязывает или пользоваться не слишком качественными услугами перевозчиков с завышенными тарифами, либо ходить пешком. Хотя прогулка продолжительностью 40 минут не всем жителям по силам.

Вот и получается, что подписываются некоторые договоры формально. Никого не интересует ни качество перевозки пассажиров, ни их безопасность. Хотя из обычных жителей, как с потребителей, договоры требуют повсюду - и по использовании придомовой территории, и по поставкам услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения, и о пользовании электроэнергией... Требуют подписания этих договоров, далеких от типовых, а куда обращаться? А обратиться, собственно, некуда, разве что в суд? А для этого у украинцев не хватает либо времени, либо денег.

Оксана Бойко, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 

 

 
Комментарии (0)