В 2015 году Закону №2017-III «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» исполнится 15 лет. Все это время он требовал установления социальных норм потребления в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Однако в квартиры и дома украинцев жилищно-коммунальные социальные нормы потребления «постучались» лишь в этом октябре, со вступлением в силу постановления КМУ №409 от 6 августа 2014 года. Казалось бы, нужно радоваться. Сбылась мечта 2000 года об установлении государственных гарантий, «которые обеспечивают реализацию конституционного права гражданина на жилье». Ведь, по сути, социальные нормы потребления ЖКУ — это прожиточный минимум в жилищно-коммунальной сфере. К тому же, статья 16 Закона гласит, что государство гарантирует обеспечение основных потребностей граждан на уровне установленных законом государственных социальных стандартов и нормативов, а статья 26 предупреждает, что должностные лица, виновные в нарушении этого законодательства, несут ответственность. Но на практике радоваться нечему. Наполнение требований о введении социальных «квартирных» стандартов конкретными показателями значительно понизило уровень социальной защищенности населения. В отдельных случаях — более чем в 2 раза.
Не в кубометрах счастье
Проблема в том, что нормы пользования ЖКУ, установленные постановлением №409, далеко не единственные, а тарификация разных услуг осуществляется неодинаково. Наиболее показательна ситуация с водоснабжением.
Нормы потребления воды утверждаются органами местного самоуправления. Правда, в Законе «О местном самоуправлении в Украине» об этом ни слова, зато в Законе «О жилищно-коммунальных услугах» местная власть не забыта. Статья 9 Закона наделяет ее правом на установление цен/тарифов на ЖКУ, а также утверждение норм их потребления.
На практике нормирование водопотребления проводится с учетом местной специфики - климатических и экологических факторов, объемов фактического потребления воды за последние 3 года и т. п. - по Методике определения нормативов питьевого водоснабжения населения, утвержденной приказом Госжилкоммунхоза №148 от 27 сентября 2005 года. При этом нормы потребления устанавливаются посуточные (литрах на человека) отдельно для каждой квартирно-домовой номинации (частных домов, многоэтажек, квартир с душами, ваннами и т. п.).
Как следствие, типовой перечень нормативов водопотребления в населенном пункте состоит из трех десятков показателей, а сами нормы широко варьируются и не совпадают с нормами, утвержденными постановлением №409. Тем более, что базовый «водный» социальный норматив один — 4 куб. м в месяц на человека (около 133 литра в сутки). Он установлен для водоснабжения без централизованной поставки горячей воды и водоотвода. Для домов с централизованным горячим водоснабжением суммарный социальный норматив — тоже 4 куб. м: 1,6 куб. м горячей воды и 2,4 куб. м холодной.
И все бы ничего, но 4 куб. м «очень далеки от народа». На местах похожие нормативы установлены лишь для некоторых категорий недвижимости, и то не во всех городах. Например, в Харькове для благоустроенных многоэтажек установлена норма в 11,1 куб. м воды на человека в месяц (то есть около 370 литров на человека в сутки), для домов без ванн - 6,1 куб. м, что все равно больше социального норматива. В Тернополе норма водопотребления в многоэтажках с газовыми колонками — 300 литров в сутки (около 9 куб. м в месяц), в домах без горячей воды — 200 литров (около 6 куб. м), в частных домах с водопроводом, канализацией и ваннами — 180 литров (около 5,4 куб. м). Вместе с тем, для частных домов с водой на улице норматив составляет всего 50 литров в сутки (около 1,5 куб. м, то есть почти втрое меньше социальной нормы). В Одессе и Львове для таких домов действует норма в 1,52 куб. м.
От простого — к сложному
До введения социальных стандартов потребления ЖКУ все было просто. Субсидии и льготы назначались¸ исходя из местных нормативов. Введение социальных норм породило массу вопросов: как рассчитывать размер льгот и субсидий, если местные нормативы выше или ниже социальных.
Несколько недель назад Минрегион обнародовал разъяснение по этому поводу. Так, в случаях, когда местные нормы водопотребления выше социальных, для расчета льгот и субсидий должны применяться социальные нормы (если квартиры не оснащены счетчиками). С таким выводом сложно не согласиться. Государство гарантирует социальную защиту в пределах социальных норм, поэтому нормативные «излишества» в расчет не принимаются.
«Фокус» в том, что на практике это означает ущемление граждан в правах. Если раньше при назначении субсидий или льгот за высокие местные нормы потребления воды расплачивалось государство, то теперь платить придется самим «льготникам». В том же Харькове или Львове любой житель благоустроенной многоэтажки с октября обязан оплачивать поставку как минимум 7,1 куб. м или 7,6 куб. м воды в месяц на человека, независимо от уровня обеспеченности семьи.
Вот и получается, что вместо повышения уровня социальной защиты, введение социальных жилищно-коммунальных норм его понизило, а основной эффект от принятия постановления №409 — перекладывание финансирования ЖКХ с государства на граждан.
Жизнь в джакузи
Впрочем, виной этому не столько социальные стандарты, сколько местные нормы потребления. Минрегион вынашивал их несколько лет, следовательно в ведомстве подчеркивают, что взяты они не с потолка, а являются результатом анализа фактического потребления ЖКУ 55 тыс. домохозяйств-получателей субсидий. И, в общем, 133 литра воды в сутки на человека — не такая уж маленькая норма.
А вот к действующим во многих городах нормам в 9, 10, 11 куб. м в месяц претензии, действительно, есть. В Харькове, например, снижение норм потребления воды обсуждается уже несколько лет, а сами нормы периодически называются завышенными, что похоже на правду. Сложно представить, что каждая семья из 3 человек в день тратит больше 1 куб. м воды, то есть фактически живет в джакузи. Значит, нужно менять существующую методику расчета норм.
«За бортом» госгарантий
Примечательно, 4-кубовые социальные нормы на воду плохо ужились не только с высокими, но и с низкими местными нормативами. По мнению Минрегиона, в случаях, когда нормы потребления, установленные «на местах», меньше социальных стандартов, при расчете льгот и субсидий применять нужно их. Логика в этом есть. Когда кран на улице, 133 литра в день на человека — не столько социальный норматив, сколько мечта о городском комфорте. И то, что на местах нормы «низведены» до 50 литров — закономерно.
Однако, по сути, такой подход можно расценить как дискриминацию. Коль законодательством предусмотрено, что социальные нормы — аналог прожиточного минимума, ниже падать некуда, и применять меньшие нормативы нельзя. Следовательно, в корректировке нуждаются и сами социальные нормы: во введении дополнительных показателей для отдельных «номинаций» квартир и домов, а лучше — в полной гармонизации местных и социальных норм.
«Социальным» мусором не обделили
С социальными нормативами для других коммунальных услуг ситуация не столь показательна, но тоже не совершенна. Так, при расчете льгот и субсидий по вывозу бытовых отходов Минрегион рекомендует поступать так же, как и в случае с водоснабжением: если местные нормы меньше социальных нормативов — руководствоваться ими, если больше — социальными нормами. Правда, для большинства потребителей ничего не изменилось. Кабмин при установлении социальной нормы — 5 с «копейками» куб. м мусора в год, — не поскупился. В большинстве городов местные нормы скромнее. В Харькове, например, — 2,15 куб. м, в Днепропетровске – 2,01 куб. м.
В сфере теплоснабжения Минрегион рекомендует применять социальные нормы, установленные Постановлением №409, с оглядкой на нормы затрат тепла на отопление жилых домов, установленные местными властями.
Однако рекомендации не устраняют коллизии между местными и социальными нормами. Сделать это могут только депутаты или Кабмин. Но, судя по всему, этим пока дело и ограничится, ведь законотворцы заняты большими делами. На днях в Верховную Раду подан старый-новый проект Закона «О жилищно-коммунальных услугах». Документ фиксирует нынешнее положение: предусматривает, что при предоставлении ЖКУ применяются социальные нормы и наделяет представителей местной власти правом на установление норм и тарифов. Несколькими неделями был подан законопроект, который предлагает реанимировать 10% и 15% нормативы предельных затрат на оплату ЖКУ. Это при том¸ что формульный подход определения предельных затрат на эти услуги, прописанный в постановлении №409, заметно лучше и повышает уровень социальной защищенности самых бедных семей. Посему украинцам, видимо, не остается иного, как относится к нововведениям по-философски.
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»