ГлавнаяПубликацииАналитикаГосударство «нагрузило» льготников платежами

Государство «нагрузило» льготников платежами

Этот Новый год малообеспеченным украинцам и льготникам придется встретить с «потолстевшими» счетами за жилье. Таков результат внедрения в Украине социальных норм пользования жилищно-коммунальными услугами.

В 2015 году Закону №2017-III «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» исполнится 15 лет. Все это время он требовал установления социальных норм потребления в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Однако в квартиры и дома украинцев жилищно-коммунальные социальные нормы потребления «постучались» лишь в этом октябре, со вступлением в силу постановления КМУ №409 от 6 августа 2014 года. Казалось бы, нужно радоваться. Сбылась мечта 2000 года об установлении государственных гарантий, «которые обеспечивают реализацию конституционного права гражданина на жилье». Ведь, по сути, социальные нормы потребления ЖКУ — это прожиточный минимум в жилищно-коммунальной сфере. К тому же, статья 16 Закона гласит, что государство гарантирует обеспечение основных потребностей граждан на уровне установленных законом государственных социальных стандартов и нормативов, а статья 26 предупреждает, что должностные лица, виновные в нарушении этого законодательства, несут ответственность. Но на практике радоваться нечему. Наполнение требований о введении социальных «квартирных» стандартов конкретными показателями значительно понизило уровень социальной защищенности населения. В отдельных случаях — более чем в 2 раза.

Не в кубометрах счастье

Проблема в том, что нормы пользования ЖКУ, установленные постановлением №409, далеко не единственные, а тарификация разных услуг осуществляется неодинаково. Наиболее показательна ситуация с водоснабжением. 
 
Нормы потребления воды утверждаются органами местного самоуправления. Правда, в Законе «О местном самоуправлении в Украине» об этом ни слова, зато в Законе «О жилищно-коммунальных услугах» местная власть не забыта. Статья 9 Закона наделяет ее правом на установление цен/тарифов на ЖКУ, а также утверждение норм их потребления. 
 
 
На практике нормирование водопотребления проводится с учетом местной специфики - климатических и экологических факторов, объемов фактического потребления воды за последние 3 года и т. п. - по Методике определения нормативов питьевого водоснабжения населения, утвержденной приказом Госжилкоммунхоза №148 от 27 сентября 2005 года. При этом нормы потребления устанавливаются посуточные (литрах на человека) отдельно для каждой квартирно-домовой номинации (частных домов, многоэтажек, квартир с душами, ваннами и т. п.).
 
Как следствие, типовой перечень нормативов водопотребления в населенном пункте состоит из трех десятков показателей, а сами нормы широко варьируются и не совпадают с нормами, утвержденными постановлением №409. Тем более, что базовый «водный» социальный норматив один — 4 куб. м в месяц на человека (около 133 литра в сутки). Он установлен для водоснабжения без централизованной поставки горячей воды и водоотвода. Для домов с централизованным горячим водоснабжением суммарный социальный норматив — тоже 4 куб. м: 1,6 куб. м горячей воды и 2,4 куб. м холодной. 
 
И все бы ничего, но 4 куб. м «очень далеки от народа». На местах похожие нормативы установлены лишь для некоторых категорий недвижимости, и то не во всех городах. Например, в Харькове для благоустроенных многоэтажек установлена норма в 11,1 куб. м воды на человека в месяц (то есть около 370 литров на человека в сутки), для домов без ванн - 6,1 куб. м, что все равно больше социального норматива. В Тернополе норма водопотребления в многоэтажках с газовыми колонками — 300 литров в сутки (около 9 куб. м в месяц), в домах без горячей воды — 200 литров (около 6 куб. м), в частных домах с водопроводом, канализацией и ваннами — 180 литров (около 5,4 куб. м). Вместе с тем, для частных домов с водой на улице норматив составляет всего 50 литров в сутки (около 1,5 куб. м, то есть почти втрое меньше социальной нормы). В Одессе и Львове для таких домов действует норма в 1,52 куб. м. 

От простого — к сложному

До введения социальных стандартов потребления ЖКУ все было просто. Субсидии и льготы назначались¸ исходя из местных нормативов. Введение социальных норм породило массу вопросов: как рассчитывать размер льгот и субсидий, если местные нормативы выше или ниже социальных.
 
Несколько недель назад Минрегион обнародовал разъяснение по этому поводу. Так, в случаях, когда местные нормы водопотребления выше социальных, для расчета льгот и субсидий должны применяться социальные нормы (если квартиры не оснащены счетчиками). С таким выводом сложно не согласиться. Государство гарантирует социальную защиту в пределах социальных норм, поэтому нормативные «излишества» в расчет не принимаются. 
 
«Фокус» в том, что на практике это означает ущемление граждан в правах. Если раньше при назначении субсидий или льгот за высокие местные нормы потребления воды расплачивалось государство, то теперь платить придется самим «льготникам». В том же Харькове или Львове любой житель благоустроенной многоэтажки с октября обязан оплачивать поставку как минимум 7,1 куб. м или 7,6 куб. м воды в месяц на человека, независимо от уровня обеспеченности семьи. 
 
Вот и получается, что вместо повышения уровня социальной защиты, введение социальных жилищно-коммунальных норм его понизило, а основной эффект от принятия постановления №409 — перекладывание финансирования ЖКХ с государства на граждан.

Жизнь в джакузи

Впрочем, виной этому не столько социальные стандарты, сколько местные нормы потребления. Минрегион вынашивал их несколько лет, следовательно в ведомстве подчеркивают, что взяты они не с потолка, а являются результатом анализа фактического потребления ЖКУ 55 тыс. домохозяйств-получателей субсидий. И, в общем, 133 литра воды в сутки на человека — не такая уж маленькая норма. 
 
А вот к действующим во многих городах нормам в 9, 10, 11 куб. м в месяц претензии, действительно, есть. В Харькове, например, снижение норм потребления воды обсуждается уже несколько лет, а сами нормы периодически называются завышенными, что похоже на правду. Сложно представить, что каждая семья из 3 человек в день тратит больше 1 куб. м воды, то есть фактически живет в джакузи. Значит, нужно менять существующую методику расчета норм.

«За бортом» госгарантий

Примечательно, 4-кубовые социальные нормы на воду плохо ужились не только с высокими, но и с низкими местными нормативами. По мнению Минрегиона, в случаях, когда нормы потребления, установленные «на местах», меньше социальных стандартов, при расчете льгот и субсидий применять нужно их. Логика в этом есть. Когда кран на улице, 133 литра в день на человека — не столько социальный норматив, сколько мечта о городском комфорте. И то, что на местах нормы «низведены» до 50 литров — закономерно. 
 
Однако, по сути, такой подход можно расценить как дискриминацию. Коль законодательством предусмотрено, что социальные нормы — аналог прожиточного минимума, ниже падать некуда, и применять меньшие нормативы нельзя. Следовательно, в корректировке нуждаются и сами социальные нормы: во введении дополнительных показателей для отдельных «номинаций» квартир и домов, а лучше — в полной гармонизации местных и социальных норм. 

«Социальным» мусором не обделили

С социальными нормативами для других коммунальных услуг ситуация не столь показательна, но тоже не совершенна. Так, при расчете льгот и субсидий по вывозу бытовых отходов Минрегион рекомендует поступать так же, как и в случае с водоснабжением: если местные нормы меньше социальных нормативов — руководствоваться ими, если больше — социальными нормами. Правда, для большинства потребителей ничего не изменилось. Кабмин при установлении социальной нормы — 5 с «копейками» куб. м мусора в год, — не поскупился. В большинстве городов местные нормы скромнее. В Харькове, например, — 2,15 куб. м, в Днепропетровске – 2,01 куб. м. 
 
 
В сфере теплоснабжения Минрегион рекомендует применять социальные нормы, установленные Постановлением №409, с оглядкой на нормы затрат тепла на отопление жилых домов, установленные местными властями. 
 
Однако рекомендации не устраняют коллизии между местными и социальными нормами. Сделать это могут только депутаты или Кабмин. Но, судя по всему, этим пока дело и ограничится, ведь законотворцы заняты большими делами. На днях в Верховную Раду подан старый-новый проект Закона «О жилищно-коммунальных услугах». Документ фиксирует нынешнее положение: предусматривает, что при предоставлении ЖКУ применяются социальные нормы и наделяет представителей местной власти правом на установление норм и тарифов. Несколькими неделями был подан законопроект, который предлагает реанимировать 10% и 15% нормативы предельных затрат на оплату ЖКУ. Это при том¸ что формульный подход определения предельных затрат на эти услуги, прописанный в постановлении №409, заметно лучше и повышает уровень социальной защищенности самых бедных семей. Посему украинцам, видимо, не остается иного, как относится к нововведениям по-философски.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (3)
Sergiy
26 декабря 2014 г. 09:52
Завищені норми завжди дозволяли не зовсім бідно жити підприємствам ЖКГ. А занижені політичні тарифи не сприяли раціональному використанню енергоносіїв та води. А для монополістів завищені норми- золоте дно,,сірники брав ,не брав,треба було брать,,.Якщо облік 100% будинкового обліку теплової енергії проблематично. То вода майже до 100% відсотків квартирного обліку залишилося не багато. Хто користується обліком води в квартирах знає, що у встановлені соціальні нормативи владається без проблем. А сміття також необхідно приймати на полігонах тільки через вісову. Сьогодні уже деякі двірники топчуть сміття в контейнерах, щоб рідше замовляти машини на вивоз.От Вам і реформи. Облік і договори та відповідно власна кишеня рухають реформи.
Коля Пухов
26 декабря 2014 г. 20:10
Людина звільнена з роботи ще у 2011 році з державної установи за п.1 ст.40 КЗпП за розпорядженням державних органів про "ліквідацію" цієї установи і не працевлаштована, тобто не має ніякого доходу саме з ініціативи держави. "Ліквідована " держустанова лише змінила код ЄДРПОУ, робоче місце звільненого працівника не скорочувалось. Більш того, на це робоче місце був прийнятий пенсіонер. Рік перебування на обліку у центрі зайнятості не дав позитивного результату. Тепер, у 2014 році, у наданні житлової субсидії цій людині відмовляють, тому що вона не працює. На усі доводи і докази, що вона не працює за розпорядженням державних органів ( тобто, фактично держава вирішила, щоб ця людина не працювала), можна почути роз"яснення посадовців, що це не має ніякого значення. Отже, не працює -- значить субсидії немає. Тоді ця людина звертається по так звану компенсацію, але ті самі посадовці рахують, що вона має дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн. на місяць, тобто, компенсації також немає. Виходить, що держава фактично забрала у цієї людини засоби існування, але на папері приписує їх наявність. Хіба це не очевидне шахрайство?
Коля Пухов
27 декабря 2014 г. 17:08
Жителям хрущёвок приходится сталкиваться с принудительной заменой почтовых ящиков в подъездах. Если в вашем подъезде всю зиму холодные батареи, годами не крашенные стены, осыпающаяся штукатурка, пыли слоем в два пальца, но абсолютно исправные железные, ещё советского производства почтовые ящики, то вам следует ожидать попыток "законного" изъятия ваших почтовых ящиков под видом их замены. Причём заменщики никогда не интересуются мнением хозяев почтовых ящиков: жителей ставят перед уже совершимся фактом пропажи добротных старых ящиков и появлением на их месте жалких аналогов. Дальше, естественно, от заменщиков следует ожидать вымогательства денег , т.е. продажу жителям ключей от установленных ящиков. Даже если предполагается выдача ключика бесплатно, то от вас потребуют расписаться за его получение в специальной книге. Разумеется, ещё по одному ключику от вашего почтового ящика будут иметь теперь Укрпочта и ЖЭК, т.е. теперь к содержимому вашего почтового ящика будете иметь доступ не только вы.