ГлавнаяВысшая лига ЖКХВысшая лига ЖКХГригорий Семчук: постоянство – не признак мастерства

Григорий Семчук: постоянство – не признак мастерства

Тем более что на днях, а именно 25 июля, ему исполнилось 63 года. Но, несмотря на возраст и общий стаж работы более 42 лет, Г.Семчук пока на пенсию не спешит. Или, точнее, его не спешат отправлять. Трудовой путь В 1972 г. Григорий Семчук окончил Украинский институт инженеров водного хозяйства (

Тем более что на днях, а именно 25 июля, ему исполнилось 63 года. Но, несмотря на возраст и общий стаж работы более 42 лет, Г.Семчук пока на пенсию не спешит. Или, точнее, его не спешат отправлять.

Трудовой путь
В 1972 г. Григорий Семчук окончил Украинский институт инженеров водного хозяйства (специальность – «водоснабжение и канализация»). В первые годы после института работал инженером и прорабом, а с 1975 г. на шесть лет молодого специалиста «прописали» в отделе строительства и городского хозяйства Ивано-Франковского городского комитета Компартии Украины. Потом с 1981 г. почти девять лет Г.Семчук занимал должность начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Ивано-Франковского горисполкома.

Стремительный старт карьеры Г.Семчука начался еще до независимости Украины. С 1990-1995 гг. он занимал должность начальника Управления инвестиций, ремонтно-строительных и дорожных работ Госжилкоммунхоза Украины, а следующие два года – он уже первый заместитель председателя Госжилкоммунхоза Украины. Фактически с 1997 г., с небольшим перерывом, Г.Семчук уже не оставляет руководящие должности в сфере ЖКХ и строительства. За последние 15 лет Г.Семчуку довелось поработать с Леонидом Кучмой, Виктором Ющенко, Виктором Януковичем, а также с десятком премьер-министров и фактическими всеми известными чиновниками.

Небольшой перерыв у него был только когда он, после ухода из министерства, получил почетную должность президента ассоциации «Питьевая вода Украины», а затем – президента Украинской ассоциации предприятий водопроводно-канализационного хозяйства «Укрводоканалэкология».
Но уйти на пенсию и покой Г.Семчуку не дали. В июне 2010 г. его снова возвращают в министерство. Теперь уже на должность первого заместителя министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины.
Источники в министерстве, близкие к Г.Семчуку отмечают, что столько лет продержаться на хорошем месте ему помогла позиция не относить себя к тому или другому политическому лагерю, а главное – умение подстраиваться под новую власть. В министерстве у Г.Семчука есть даже соответствующие прозвище «флюгель».

Недоработки
Однако чем же запомнился с профессиональной точки зрения человек, столько лет проработавший на ответственном посту в отрасли ЖКХ?

Сам Г.Семчук в 2007 г. говорил, что программа реформирования отрасли ЖКХ на период до 2011 г. предусматривает четыре основных направления. Первое, это совершенствование нормативно-правовой базы. Второе – совершенствование системы управления в отрасли с учетом рыночных отношений. Третье – финансовая стабилизация отрасли. И четвертое – техническое переоснащение ЖКХ.

Что касается первого пункта, то он действительно представлялся актуальным – до 2002 г. отрасль имела только два базовых закона: «О питьевом водоснабжении» и «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома». Учитывая это с 2002 по 2007 гг. профильное министерство подготовило ряд законов, которые и сегодня являются неплохой базой для реформирования жилищно-коммунальной отрасли. В частности, с 2005 по 2007 гг., когда Г.Семчук занимал должность заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Украины, министерство ежегодно выдавало от 17 до 26 нормативных документов. При этом главное, что госчиновникам удавалось довольно быстро лоббировать их принятие Верховной Радой.

Однако, с 2007 г., после последних выборов в Верховную Раду, законодательная работа министерства сбавила обороты. Уже более 10 лет идет работа над новым Жилищным кодексом Украины (ЖКУ). До сих пор законодательно не урегулированы важнейшие положения о создании и функционировании объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Не приняты и другие важнейшие для отрасли ЖКХ законы.

В частности, в 2010 г. Министерство по вопросам жилищно-комунального хозяйства выдало только 17 документов, а Министерство регионального развития и строительства Украины еще восемь. Для сравнения: Министерство охраны здоровья Украины выдало за этот же период 103 законодательных документа, Министерство обороны – 87, Министерство транспорта и связи – 91.
В этом же году, за почти восемь первых месяцев объединенное Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины наработало только 19 документов, значительная часть которых касается строительства.

При этом не секрет, что законодательные инициативы объединенного министерства поддержки ни на уровне Кабинета министров, ни на уровне Верховной Рады сегодня не находят. Не способствует усилению его работы также реорганизация министерства и частая смена министров за последние полтора года.

Фактически по той же причине, не удалось усовершенствовать и систему управления в отрасли с учетом рыночных отношений. Понятно, что работа в этом направлении зависела не только от Г.Семчука, но также и от других руководителей министерства, но по факту – велась она не очень активно.
Руководители коммунальных предприятий, в частности предприятий ТКЭ, сетуют, что министерство не отстаивает их интересы в борьбе с НАК «Нафтогаз Украины» и ДК «Газ Украины». О финансовой стабилизации отрасли и техническом переоснащение ЖКХ речи на сегодняшний день вообще не идет.

«На сегодняшний день ситуация в ЖКХ, если в целом, можно сказать, критическая. Есть и качество услуг, на что сегодня существует очень много жалоб, и это вызывает, естественно, напряжение в обществе. Плохо складывается экономика. Практически все предприятия ЖКХ убыточные, и что самое страшное, эти убытки растут из года в год. Заполитизированная тарифная политика. На сегодня тарифы не покрывают затраты практически ни по одной подотрасли. Имеется в виду и в жилье, и в тепле, и в водоснабжении-водоотводе, и т.д. Большой износ систем», - признает сам Г.Семчук.

Факты работы
Широким массам Г.Семчук известен, в первую очередь, как противник ЖЭКов и ярый сторонник создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Этой линии он придерживается уже несколько лет. По его мнению, создание ОСМД – единственная альтернатива ЖЭКам, которая позволит избавиться от некачественного обслуживания домов. 

«Я могу ответить одним словом: ЖЭКи – вчерашний день, и они не должны быть в той форме, в которой они сегодня есть. Только порядка 30% полученных средств остается на содержание дома – это в среднем идет 7-8% на электроэнергию, до 8% – на лифты, и этих денег не хватает. Около 10% – на текущий ремонт, и практически не накапливаются деньги на капитальный ремонт. Поэтому альтернативы созданию ообъединения совладельцев нет», – отмечает Г.Семчук.

Отметим, что в профильном министерстве уже несколько лет понимают, что ОСМД создавать нужно. Понимают чиновники и то, что нужны значительные средства (а это хотя бы несколько миллиардов гривен ежегодно) для капитального ремонта домов, чтобы затем передать их на баланс объединениям совладельцев. Деньги нужны и на ремонт сетей и другие потребности отрасли.

Тут нужно отметить, что Г.Семчук – человек, проработавший в отрасли более 30 лет и искренне переживающий за нее, автор многих публикаций на темы реформирования ЖКХ – любит постоянно повторять, что ЖКХ – это сфера жизнеобеспечения. Однако, как уже отмечалось, пока ни он, ни другие руководители министерства явно не желают идти на конфликт, «выбивая» у правительства деньги. Единственный успех за последние полтора года – это получение от Кабмина денег на программу «Питьевая вода», которая так близка Г.Семчуку.

В тоже время, по словам Г.Семчука, в Украине в 2011 г. из-за недостаточного финансирования не планируется проводить массовую замену тепло- и водопроводных сетей. «В этом году больших сдвигов в замене сетей не будет. Средства, выделенные правительством, незначительны. Выделено на программу «Питьевая вода» 400 млн грн министерству, и по программе (реформирования сферы энергосбережения) – 100 млн грн на пилотные проекты под реформирование. На аварийных сетях эти работы будут вестись... Органы местной власти планируют уже, как и каждый год, свои мероприятия по ликвидации аварийных сетей. Чтобы заменить все сети, нужны очень значительные средства», – отметил Г.Семчук.

В тоже время, замминистра очень жестко относится к тем, кто не платит за жилищно-коммунальные услуги. «В нем (новой редакции Жилищного кодекса – ред.) прописана норма, согласно которой неплательщики могут быть принудительно выселены из жилья. Время показало, что уговоры, обход неплательщиков, объявления на подъездах никакого воздействия на них не оказывают. Во всем цивилизованном мире неплательщиков выселяют, поэтому и уровень платежей за жилищно-коммунальные услуги там составляет 95-97%. Если ты бедный – оформляй субсидию. Все остальные должны привыкнуть, что оплата должна производиться своевременно и в полном объеме», – высказывал свою позицию в 2007 г. Г.Семчук.

Участникам рынка, руководителям коммунальных предприятий, Г.Семчук запомнился еще и, озвученными в 2007 году планами, о том, что уже в 2008 г. предприятия ЖКХ смогут привлекать кредиты под модернизацию основных фондов на льготных условиях. Речь шла о частичном погашении процентной ставки по кредитам коммерческих банков за счет госбюджета. Ведомство готовило это предложение, однако ему не было суждено реализоваться.

Удастся ли Г.Семчуку сработаться с новым шефом Анатолием Близнюком и его первым замом Александром Алиповым? Сомнений в этом нет. А что ему и другим руководителям министерства удастся сделать – покажет время.

Максим Файдор специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)