ГлавнаяПубликацииВысшая лига ЖКХВладимир Гройсман: 100 дней действий или заявлений

Владимир Гройсман: 100 дней действий или заявлений

Итак, уже прошло более 3 месяцев со дня назначения Владимира Гройсмана на должность Вице-премьера и главы Минрегиона. Что удалось сделать, что осталось неосуществленным, - выяснила «У.К.»

Есть такая традиция в политике - подводить итоги работы органов власти через 100 дней после их назначения или избрания. 19 марта Премьер-министром Арсением Яценюком на заседании правительства был представлен план действий «100 дней-100 шагов правительства», который содержал в себе перечень мер, принятие которых должно было бы остановить экономический коллапс и заложить первые кирпичи реформирования национальной экономики на пути к европейскому сообществу.

Согласно этому плану, реализация стратегии децентрализации власти и введения в жизнь реформы местного самоуправления было возложено на Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ и лично на его главу профильного Вице-премьер-министра Владимира Гройсмана.

Следовательно задачи, которые должен реализовать господин Гройсман в первые три месяца пребывания на посту чиновника были:

1. Принять Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти;

2. Внести на рассмотрение Верховной Рады важнейших законопроектов, которые должны стать базой для дальнейшей децентрализации власти в регионах, в частности, - это проекты законов «О праве территориальных общин и их объединений»; «О муниципальном сотрудничестве; «Об органах самоорганизации населения»;

3. Разработать и предложить парламенту изменения в Бюджетный и Налоговый Кодексы относительно введения нового приниципа распределения доходов бюджета между центром и регионами;

4. Отдельным пунктом можно отметить разработку документа, который, в случае его принятия в парламенте, вносил бы соответствующие изменения в действующее законодательство относительно децентрализации функций органов исполнительной власти;

5. Упростить доступ жителей территориальных общин к Генеральным планам населенных пунктов;

6. Способствовать принятию проектов законов по регистрационным номерам 3793, 3669 для внедрения рыночных механизмов в сфере обеспечения жилищно-коммунальными услугами жителей многоквартирных домов.

Читайте также: Как украинские чиновники местную власть делили

При детальном анализе деятельности Минрегиона за март-июнь приходишь к выводу, что Владимиру Гройсману с далеко не всеми поставленными задачами удалось справиться. Попробуем разобраться, что удалось руководителю ведомства, а что осталось невыполненным.

Операция «Децентрализация»

Кабинет Министров распоряжением № 333-р от 1 апреля утвердил Концепцию реформы местного самоуправления в Украине, основные положения которой были наработаны рабочей группой из чиновников правительства Николая Азарова и специалистов Ассоциации городов Украины. Нужно отметить, что по содержанию - это вообще обоснованный документ, содержащий много нестандартных путей решения кризиса самоуправления. Большой его минус в том, что как всегда в Украине его принятия опоздало лет на пять. Кроме того, на фоне сепаратистских волнений на Востоке Украины положения принятой Концепции перестали отвечать вызовам времени. Уже через 2 недели после утверждения правительством Концепции, а именно - 13 апреля, тогдашний и.о. Президента Александр Турчинов своим приказом № 399 поручил Кабмину подготовить все необходимые законопроекты для расширения прав местных органов власти. Впрочем, уже новоизбранный Президент Петр Порошенко предложил совершенно другой план децентрализации власти. Поэтому Концепцию реформы местного самоуправления в Украине ждет перезагрузка.

Пока неизвестно, какие шаги были предприняты Минрегионом для переформатирования стратегии децентрализации, но времени до ее воплощения в жизни осталось не так много. Судите сами: «В 2014 году мы должны разработать изменения в законодательство и нормативно-правовую базу, а также утвердить их. С 2015 года должна начать работу новая децентрализованная система. И я не вижу никаких объективных причин, которые бы помешали это реализовать», - заявил господин Гройсман в интервью «Украине Коммунальной» (см. «У.К.» от 28 марта). Понятно, что, когда Вице-премьер называл эти сроки, никто не ожидал, что на Востоке Украины начнутся беспорядки и начата АТО. Впрочем, надо признать, что, судя по всему, ожидать заветной децентрализации украинцы будут долго.

Законодательные изменения или неизмененное законодательство?

Большинство законопроектов, принятие которых планировалось правительством в течение первых 100 дней, к сожалению, сейчас находятся либо в зачаточном состоянии, либо вообще еще не разрабатывались.

Изменения в Бюджетный и Налоговый Кодексы относительно введения нового приниципу распределения доходов бюджета между центром и регионами не удалось внести на рассмотрение Верховной Рады, хотя быстрое принятие этих изменений и введения реальной финансовой автономии регионов могло бы стать весомым аргументом в диалоге с Донбассом, в частности, на том этапе, пока еще такой диалог был возможен.

Проекты законов «О праве территориальных общин и их объединений»; «О муниципальном сотрудничестве; «Об органах самоорганизации населения», очевидно, следует принимать уже после внесения изменений в Конституцию, проект которых по словам Премьер-министра уже в ближайшее время будет направлен в Венецианскую комиссию для получения их видение по завершении конституционной реформы Украинского государства.

Читайте также: Децентрализация власти: обещания или реформы?

Еще два особых документа - проекты №3793 «Об отношениях собственности в многоквартирном доме», и №3669 «Об особенностях управления многоквартирными домами», которые были зарегистрированы в парламенте в прошлом году группой из 6 народных депутатов фракции «Партия регионов», но вошли как первоочередные к плану действий «100 дней-100 шагов», по неизвестным причинам были отозваны 25 марта.

В рамках децентрализации полномочий центральных органов исполнительной власти Вице-премьер Владимир Гройсман предложил передачу полномочий инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля на уровень органов местного самоуправления, которые создают свои органы архстройнаблюдения в полном объеме. По мнению чиновника центральный орган - ГАСК - должен осуществлять только контроль за качеством строительства, соблюдением законодательства. Соответствующий проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования градостроительной деятельности и государственного архитектурно-строительного контроля (реестр. № 4629) 3 апреля было подано на рассмотрение в Верховную Раду. Впрочем, уже 13 мая этот законопроект был отклонен народными депутатами, не смотря на то, что его рекомендовал принять за основу профильный комитет по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики. Отклонены были также альтернативные законопроекты 4629-1 и 4629/П.

Кстати, не понятно решение об открытии генеральных планов населенных пунктов. Согласно заявлениям Владимира Гройсмана журналистам, которые он сделал 5 апреля, в ходе заседания правительства было принято соответствующее решение об открытии доступа к главным градостроительным документам украинских городов. Впрочем, ни в официальной базе законодательства, ни на официальном сайте Кабинета Министров нет документа от 5 апреля, которым было бы утверждено соответствующее решение. Возможно, открытие генпланов прописано в протокольном решении правительства, а такие документы не подлежат обнародованию. Но вопрос до сих пор остается без ответа. Кроме того, уместно добавить, что лишь 84% украинских населенных пунктов (статистика Минрегиона) имеют разработанные и утвержденные генпланы своей застройки. И также надо учесть то, что в целом, градостроительные документы находятся больше на бумаге, чем в электронном виде, поэтому сделать их доступными для населения будет сложно. Минрегион с 2011 года отмечает необходимость разработать и утвердить генпланы населенных пунктов, даже давались соответствующие задачи с четкими сроками реализации местным органам власти, но сейчас этот виз никак не сдвинется.

ЖКХ осталось «вне игры»?

Крайне необходим, особенно в условиях перспективы сокращения поставок природного газа от РАО «Газпром», законопроект скорее всего будет похоронено в недрах чиновничьих кабинетов. Речь идет о проекте закона «Об энергетической эффективности зданий», который сейчас обсуждается рабочей группой, созданной под председательством чиновников Минрегиона. С начала работы этой группы за период с 15 апреля по 5 июня состоялось, представьте себе, семь заседаний этой рабочей группы, и каждый раз результатом такого заседания становится решение доработать законопроект с учетом предложенных замечаний членов группы. Семь заседаний - и никакого результата, никакой конкретики. И это еще законопроект не попал на рассмотрение Кабмина на утверждение, а также в профильный комитет Верховной Рады.

Тем временем, Арсений Яценюк поручил профильным министерствам, руководству «Нафтогаза» и областным государственным администрациям переходить на план функционирования энергетической отрасли, который предусматривает прекращение поставок газа Российской Федерацией с 16 июня. А Минрегион все рабочие группы создает...

Читайте также: «Политическим камикадзе» не хватает средств на ЖКХ

Самый главный аспект деятельности Минрегиона за 100 дней - это в том числе отсутствие четкого плана действий или стратегии по выводу отрасли ЖКХ из кризисного состояния. О том, что не существует новой концепции или программы реформирования, даже не стоит упоминать - состояние отрасли говорит сам за себя: убытки коммунальщиков сейчас составляют около 20 млрд грн., примерно этой же отметки постепенно достигают показатели кредиторской задолженности, в частности, за энергоносители. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, и уменьшить нагрузку на государственный бюджет - по инициативе правительства национальные регуляторы повысили тарифы для бытовых потребителей на тепловую и электрическую энергию. Платить по новым тарифам, которые приближают отрасль до экономического обоснования услуг ЖКХ, граждане начнут уже с 1 июля. С этого же дня они смогут обращаться и за субсидиями и компенсациями, порядок предоставления, которых предусмотрен постановлением правительства №83. Но механизм, закрепленный этим документом все же не достаточно четкий: люди не понимают, куда обращаться, подпадают ли они под льготы и др. Правительство уже неоднократно заявляло о том, что этот документ будет доделываться, но пока о результатах такой работы ничего не известно. Также неизвестно, есть ли вообще, а если есть, то сколько средств будет потрачено на предоставление субсидий и компенсации за услуги ЖКХ потребителям, которые имеют право на ее получение.

Какое-то зазеркалье выходит. С одной стороны зеркала - Вице-премьер министр Владимир Гройсман, который на всех телеканалах и во всех СМИ рассказывает о том, что власть готова меняться, что мы должны создать такую систему управления государством, которая была бы эффективной. С другой стороны - все эти намерения так и остаются уже 100 дней красивыми лозунгами и не больше. Ни одного реального наполнения они не получили, законопроекты не принимаются, коммуникации между Минрегионом и большинством в парламенте не имеет. Не существует также коммуникаций между Минрегионом и национальным отраслевым регулятором. Об этом свидетельствуют ход и результаты многих рабочих групп, на которых присутствуют чиновники Минрегиона и Регулятором. Это, видимо, и является одним из главных упущений Минрегиона.

Потому что реальное рабочее место Министра - это не телевизионные студии, полосы газет, и даже не рабочий кабинет в Минрегионе. Настоящим рабочим местом профильного Министра в этой области должен быть комитет парламента, где есть рабочий диалог между Министерством и нардепами, диалога не хватает господину Гройсману и с регуляторами, и с облгосадминистрациями. Рабочие группы - это экспертная среда, но, если это среда не приносит пользы - его создание бесполезное. Впрочем, все же, сделаем скидку на ситуацию в стране и очень незначительный срок - за сто дней нельзя изменить устаревшую систему. Реальных действий мы подождем еще 100 дней, но подождет ли Украина?

 
Комментарии (8)
Читатель7
17 июня 2014 г. 10:20
Найгірше, що могло статися з галуззю ЖКГ, це, на жаль, призначення на посаду пана Гройсмана. Я не знаю, що він робив у себе в Вінниці, але я багато читав та чув, що він афігений міський голова, і хоч є якісь схеми, де він тирить бабло, для міста все ж щось, але зробив. Я вважав,що нарешті, в галузі ЖКГ буде керівник, який знає напевно, що робити. Але як і при цьому крокодилі Темнику, як і при дідугані Близнюку, як і при всіх інших до них рептилій замість міністрів - всі збагачують лише забудовників, дбають про будівельну галузь (ясно чому), а ЖКГ отримує фігу з маком. ЖКГ в цій країні нікому не потрібно! Зрозумійте це, люди! Все що вони можуть - підняти тарифи і все. Ніколи це зростання не зупиниться, тому що не робиться нічого для того, щоб перевести галузь на менше енергоспоживання!!! Не робиться нічого, щоб змінити систему формування тарифів. Підприємствам нічого не дають робити, регулятор - ми його так всі хаяли, а тепер замість нього буде хаос!!! Гройсмана вже бачити не можу - як ящик увімкну так його фейс! І одне і теж саме молотить! Йому б треба бути міністром нездійсненої децентралізації! Вибачте за емоції - наболіло!!!!!
Михаил5
17 июня 2014 г. 10:26
Заботиться о строительной галузи - это святое -)) Да и когда исчезнут у нас хрущевки, а останутся только новострои с собственными котельнями, проблема изношенных сетей сама сойдет на нет. Лет через 50.
Олена4
17 июня 2014 г. 10:30
Что вы к нему пристали? Он только пришел, сейчас разберется, сколотит свою команду, введет децентрализацию по всей стране. Деньги будут в оставаться в городских бюджетах, вот тогда и посмотрим кто кого кормит.
Андрей 4
17 июня 2014 г. 10:33
Мужики, подождите Вовку ругать! вчера ж говорил ему пан Рошен иди ко мне замом главы администрации,нет отказался...а если серьезно - то бля пойдите сами и поруководите страной в ситуации войны, а я б на вас посмотрел, много б вы наворотили за 100 гребанных дней когда на границе эти ублюдки наших пацанов стреляют...
Ярослав4
17 июня 2014 г. 10:41
Не погоджуся з автором, в частині розділу "операція "Децентралізація". положення Концепції місцевого самоврядування були напрацьовані ще до уряду Азарова (розпорядженя КМУ № 900-р від 29.07.2009, № 1456-р від 02.12.2009). Крім цього положення затвердженої в 2014 році Концепції реформи місцевого самоврядування відповідають політичним заявам як Турчинова так і Порошенка. Автору слід було б аргументувати конкретними фактами свою позицію щодо "невідповідають викликам часу" і "запропнував інший план децентралізації"
Sergiy4
17 июня 2014 г. 11:26
Дуже цікаво, як Закон № 1198-VI фактично збільшивши монополізм тепло-,водопостачальних підприємств,ліквідувавши енергосервісний бізнес може сприяти ринковим відносинам в сфері надання компослуг. Не кажу уже про так звану адаптованість його до Директиви ЄС 2006/32/ЄС. Реформатори з вічним стажем підставили пана Міністра! А про кореспондування з чинним законодавством годі й говорити.Не вистачить місця в коментарях.
Sergiy1
17 июня 2014 г. 13:33
Вибачаюся! Правка-№1198-VII
Sergiy3
18 июня 2014 г. 08:36
Шановний Олексію Юрієвичу! Ми не тільки не домовлялися ,а і Ваш коментар я прочитав тільки сьогодні.Якщо у фахівців співпадають думки ,то так воно і є!