ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Владимир Гройсман: 100 дней действий или заявлений
ТОП-10 ответов главы Минрегиона читателям
«Расцениваю работу министерства на 4 балла по пятибалльной системе» - Анатолий Близнюк
Отрасль ЖКХ ожидает преемника
Есть такая традиция в политике - подводить итоги работы органов власти через 100 дней после их назначения или избрания. 19 марта Премьер-министром Арсением Яценюком на заседании правительства был представлен план действий «100 дней-100 шагов правительства», который содержал в себе перечень мер, принятие которых должно было бы остановить экономический коллапс и заложить первые кирпичи реформирования национальной экономики на пути к европейскому сообществу.
Согласно этому плану, реализация стратегии децентрализации власти и введения в жизнь реформы местного самоуправления было возложено на Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ и лично на его главу профильного Вице-премьер-министра Владимира Гройсмана.
Следовательно задачи, которые должен реализовать господин Гройсман в первые три месяца пребывания на посту чиновника были:
1. Принять Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти;
2. Внести на рассмотрение Верховной Рады важнейших законопроектов, которые должны стать базой для дальнейшей децентрализации власти в регионах, в частности, - это проекты законов «О праве территориальных общин и их объединений»; «О муниципальном сотрудничестве; «Об органах самоорганизации населения»;
3. Разработать и предложить парламенту изменения в Бюджетный и Налоговый Кодексы относительно введения нового приниципа распределения доходов бюджета между центром и регионами;
4. Отдельным пунктом можно отметить разработку документа, который, в случае его принятия в парламенте, вносил бы соответствующие изменения в действующее законодательство относительно децентрализации функций органов исполнительной власти;
5. Упростить доступ жителей территориальных общин к Генеральным планам населенных пунктов;
6. Способствовать принятию проектов законов по регистрационным номерам 3793, 3669 для внедрения рыночных механизмов в сфере обеспечения жилищно-коммунальными услугами жителей многоквартирных домов.
Читайте также: Как украинские чиновники местную власть делили
При детальном анализе деятельности Минрегиона за март-июнь приходишь к выводу, что Владимиру Гройсману с далеко не всеми поставленными задачами удалось справиться. Попробуем разобраться, что удалось руководителю ведомства, а что осталось невыполненным.
Операция «Децентрализация»
Кабинет Министров распоряжением № 333-р от 1 апреля утвердил Концепцию реформы местного самоуправления в Украине, основные положения которой были наработаны рабочей группой из чиновников правительства Николая Азарова и специалистов Ассоциации городов Украины. Нужно отметить, что по содержанию - это вообще обоснованный документ, содержащий много нестандартных путей решения кризиса самоуправления. Большой его минус в том, что как всегда в Украине его принятия опоздало лет на пять. Кроме того, на фоне сепаратистских волнений на Востоке Украины положения принятой Концепции перестали отвечать вызовам времени. Уже через 2 недели после утверждения правительством Концепции, а именно - 13 апреля, тогдашний и.о. Президента Александр Турчинов своим приказом № 399 поручил Кабмину подготовить все необходимые законопроекты для расширения прав местных органов власти. Впрочем, уже новоизбранный Президент Петр Порошенко предложил совершенно другой план децентрализации власти. Поэтому Концепцию реформы местного самоуправления в Украине ждет перезагрузка.
Пока неизвестно, какие шаги были предприняты Минрегионом для переформатирования стратегии децентрализации, но времени до ее воплощения в жизни осталось не так много. Судите сами: «В 2014 году мы должны разработать изменения в законодательство и нормативно-правовую базу, а также утвердить их. С 2015 года должна начать работу новая децентрализованная система. И я не вижу никаких объективных причин, которые бы помешали это реализовать», - заявил господин Гройсман в интервью «Украине Коммунальной» (см. «У.К.» от 28 марта). Понятно, что, когда Вице-премьер называл эти сроки, никто не ожидал, что на Востоке Украины начнутся беспорядки и начата АТО. Впрочем, надо признать, что, судя по всему, ожидать заветной децентрализации украинцы будут долго.
Законодательные изменения или неизмененное законодательство?
Большинство законопроектов, принятие которых планировалось правительством в течение первых 100 дней, к сожалению, сейчас находятся либо в зачаточном состоянии, либо вообще еще не разрабатывались.
Изменения в Бюджетный и Налоговый Кодексы относительно введения нового приниципу распределения доходов бюджета между центром и регионами не удалось внести на рассмотрение Верховной Рады, хотя быстрое принятие этих изменений и введения реальной финансовой автономии регионов могло бы стать весомым аргументом в диалоге с Донбассом, в частности, на том этапе, пока еще такой диалог был возможен.
Проекты законов «О праве территориальных общин и их объединений»; «О муниципальном сотрудничестве; «Об органах самоорганизации населения», очевидно, следует принимать уже после внесения изменений в Конституцию, проект которых по словам Премьер-министра уже в ближайшее время будет направлен в Венецианскую комиссию для получения их видение по завершении конституционной реформы Украинского государства.
Читайте также: Децентрализация власти: обещания или реформы?
Еще два особых документа - проекты №3793 «Об отношениях собственности в многоквартирном доме», и №3669 «Об особенностях управления многоквартирными домами», которые были зарегистрированы в парламенте в прошлом году группой из 6 народных депутатов фракции «Партия регионов», но вошли как первоочередные к плану действий «100 дней-100 шагов», по неизвестным причинам были отозваны 25 марта.
В рамках децентрализации полномочий центральных органов исполнительной власти Вице-премьер Владимир Гройсман предложил передачу полномочий инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля на уровень органов местного самоуправления, которые создают свои органы архстройнаблюдения в полном объеме. По мнению чиновника центральный орган - ГАСК - должен осуществлять только контроль за качеством строительства, соблюдением законодательства. Соответствующий проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования градостроительной деятельности и государственного архитектурно-строительного контроля (реестр. № 4629) 3 апреля было подано на рассмотрение в Верховную Раду. Впрочем, уже 13 мая этот законопроект был отклонен народными депутатами, не смотря на то, что его рекомендовал принять за основу профильный комитет по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики. Отклонены были также альтернативные законопроекты 4629-1 и 4629/П.
Кстати, не понятно решение об открытии генеральных планов населенных пунктов. Согласно заявлениям Владимира Гройсмана журналистам, которые он сделал 5 апреля, в ходе заседания правительства было принято соответствующее решение об открытии доступа к главным градостроительным документам украинских городов. Впрочем, ни в официальной базе законодательства, ни на официальном сайте Кабинета Министров нет документа от 5 апреля, которым было бы утверждено соответствующее решение. Возможно, открытие генпланов прописано в протокольном решении правительства, а такие документы не подлежат обнародованию. Но вопрос до сих пор остается без ответа. Кроме того, уместно добавить, что лишь 84% украинских населенных пунктов (статистика Минрегиона) имеют разработанные и утвержденные генпланы своей застройки. И также надо учесть то, что в целом, градостроительные документы находятся больше на бумаге, чем в электронном виде, поэтому сделать их доступными для населения будет сложно. Минрегион с 2011 года отмечает необходимость разработать и утвердить генпланы населенных пунктов, даже давались соответствующие задачи с четкими сроками реализации местным органам власти, но сейчас этот виз никак не сдвинется.
ЖКХ осталось «вне игры»?
Крайне необходим, особенно в условиях перспективы сокращения поставок природного газа от РАО «Газпром», законопроект скорее всего будет похоронено в недрах чиновничьих кабинетов. Речь идет о проекте закона «Об энергетической эффективности зданий», который сейчас обсуждается рабочей группой, созданной под председательством чиновников Минрегиона. С начала работы этой группы за период с 15 апреля по 5 июня состоялось, представьте себе, семь заседаний этой рабочей группы, и каждый раз результатом такого заседания становится решение доработать законопроект с учетом предложенных замечаний членов группы. Семь заседаний - и никакого результата, никакой конкретики. И это еще законопроект не попал на рассмотрение Кабмина на утверждение, а также в профильный комитет Верховной Рады.
Тем временем, Арсений Яценюк поручил профильным министерствам, руководству «Нафтогаза» и областным государственным администрациям переходить на план функционирования энергетической отрасли, который предусматривает прекращение поставок газа Российской Федерацией с 16 июня. А Минрегион все рабочие группы создает...
Читайте также: «Политическим камикадзе» не хватает средств на ЖКХ
Самый главный аспект деятельности Минрегиона за 100 дней - это в том числе отсутствие четкого плана действий или стратегии по выводу отрасли ЖКХ из кризисного состояния. О том, что не существует новой концепции или программы реформирования, даже не стоит упоминать - состояние отрасли говорит сам за себя: убытки коммунальщиков сейчас составляют около 20 млрд грн., примерно этой же отметки постепенно достигают показатели кредиторской задолженности, в частности, за энергоносители. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, и уменьшить нагрузку на государственный бюджет - по инициативе правительства национальные регуляторы повысили тарифы для бытовых потребителей на тепловую и электрическую энергию. Платить по новым тарифам, которые приближают отрасль до экономического обоснования услуг ЖКХ, граждане начнут уже с 1 июля. С этого же дня они смогут обращаться и за субсидиями и компенсациями, порядок предоставления, которых предусмотрен постановлением правительства №83. Но механизм, закрепленный этим документом все же не достаточно четкий: люди не понимают, куда обращаться, подпадают ли они под льготы и др. Правительство уже неоднократно заявляло о том, что этот документ будет доделываться, но пока о результатах такой работы ничего не известно. Также неизвестно, есть ли вообще, а если есть, то сколько средств будет потрачено на предоставление субсидий и компенсации за услуги ЖКХ потребителям, которые имеют право на ее получение.
Какое-то зазеркалье выходит. С одной стороны зеркала - Вице-премьер министр Владимир Гройсман, который на всех телеканалах и во всех СМИ рассказывает о том, что власть готова меняться, что мы должны создать такую систему управления государством, которая была бы эффективной. С другой стороны - все эти намерения так и остаются уже 100 дней красивыми лозунгами и не больше. Ни одного реального наполнения они не получили, законопроекты не принимаются, коммуникации между Минрегионом и большинством в парламенте не имеет. Не существует также коммуникаций между Минрегионом и национальным отраслевым регулятором. Об этом свидетельствуют ход и результаты многих рабочих групп, на которых присутствуют чиновники Минрегиона и Регулятором. Это, видимо, и является одним из главных упущений Минрегиона.
Потому что реальное рабочее место Министра - это не телевизионные студии, полосы газет, и даже не рабочий кабинет в Минрегионе. Настоящим рабочим местом профильного Министра в этой области должен быть комитет парламента, где есть рабочий диалог между Министерством и нардепами, диалога не хватает господину Гройсману и с регуляторами, и с облгосадминистрациями. Рабочие группы - это экспертная среда, но, если это среда не приносит пользы - его создание бесполезное. Впрочем, все же, сделаем скидку на ситуацию в стране и очень незначительный срок - за сто дней нельзя изменить устаревшую систему. Реальных действий мы подождем еще 100 дней, но подождет ли Украина?