ГлавнаяПубликацииАналитикаКак бороться с нерадивыми коммунальщиками

Как бороться с нерадивыми коммунальщиками

Чтобы оградится от долгих судебных разбирательств из-за некачественного предоставления коммунальных услуг, иногда потребителю достаточно хорошо вчитываться в договора с их поставщиками. Что должно быть в таком договоре? – предлагаем ответ.

Потребители жилищно-коммунальных услуг часто сталкиваются с ненадлежащим их предоставлением. Доказать недобросовестность поставщика на практике часто оказывается довольно сложно, однако от долгих судебных разбирательств можно оградится. В частности, если разумно заключать договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг – вчитываться в его содержание.

Без договора нельзя 

Итак, первое что стоит отметить - отказаться, согласно действующего законодательства, от заключения такого договора нельзя, пишет «На пенсии». Он является главным документом, который регулирует отношения между потребителем услуг и их поставщиком или исполнителем. Соответственно, его условия обязательны к исполнению для всех сторон. Таким образом, заключая договор, потребитель будет точно знать, кому и за что платит, и с кого можно требовать соблюдения условий сделки. А если потребитель посчитает, что его права и интересы нарушены, он всегда сможет сослаться на пункты договора в суде и будет прав.
 
Заключить договор можно как с посредником (например, с ЖЭКом), так и напрямую с организацией, предоставляющей услуги (скажем, с водоканалом, облгазом или облэнерго). Для этого нужно обратиться в любое отделение этих предприятий, узнать перечень необходимых документов (в каждой организации он свой), и, собственно, подписать договор. Законодательство обязывает заключать коммунальные договора исключительно в письменном виде.
 
Бытует расхожее мнение, что если нет подписанного договора, то нет и взаимных обязательств, а значит, за жилищно-коммунальные услуги можно не платить. Однако, как отмечают специалисты, коммунальные службы вполне могут подать на должника в суд, который обычно оказывается не на его стороне. С другой стороны, без договора нельзя будет пожаловаться на качество услуг или же вернуть деньги в том случае, если услуги не были оказаны.

Что должно быть в договоре?

Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает, что договор, который поставщик услуг предлагает заключить потребителю, должен соответствовать типовому. В нем обязательно должны быть указаны:
• наименования сторон;
• предмет договора;
• исчерпывающий перечень предоставляемых услуг, тарифы и их составляющие на каждую услугу, общая стоимость услуг;
• порядок оплаты за потребленные услуги, порядок перерасчета платы в случаях, если услуги не предоставляются, предоставляются в неполном объеме или некачественно;
• права и обязанности сторон;
• порядок контроля и отчетности сторон, порядок измерения объемов и определения качества предоставленных услуг;
• определение точек распределения, в которых проходит передача услуг от исполнителя или производителя потребителю;
• порядок обслуживания сетей, распределение полномочий по их эксплуатации и ремонту, порядок осуществления ремонта;
• условия доступа в помещение или на земельный участок для устранения аварий, неполадок, осмотра сетей, снятия контрольных показаний счетчиков;
• ответственность сторон и штрафные санкции за невыполнение условий договора, порядок решения споров;
• перечень форс-мажорных обстоятельств;
• срок действия договора, условия изменения, продолжения, прекращения действия договора;
• дата и место заключения договора.

Можно ли изменить договор?

Следует отметить, что договоры, касающиеся централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения, согласно законодательству, являются договорами присоединения. В таких договорах, гласит Гражданский кодекс Украины, вторая сторона (в данном случае потребитель) не может внести свои условия.
 
Однако и поставщик услуг не имеет права изменять договор в одностороннем порядке. Любые изменения или дополнительные услуги могут быть внесены в договор только по взаимному согласию обеих сторон. К тому же, запрещается вводить дополнительные виды оплаты услуг, не предусмотренные типовым договором.
 
Текст договора по требованию поставщики услуг обязаны выдать для ознакомления. Его нужно тщательно изучить и сопоставить с типовым: если какие-либо пункты вызывают сомнения, прежде чем подписывать договор, стоит проконсультироваться со специалистами. Ведь когда на документе будет стоять подпись, доказать правоту будет очень сложно. 
 
Если недобросовестность поставщик услуг – уже установившийся факт. Тогда потребитель может задуматься о выставлении претензий. Более детально об этом читайте в публикации «Как не оплачивать услуги ЖКХ».
 
Комментарии (1)
Коля Пухов
20 февраля 2016 г. 22:06
Справжній Договір між двома сторонами напрацьовується спільно цими сторонами, а не пред"являється у готовому вигляді однією стороною іншій, як ультиматум. У такому Договорі обов"язково повинний бути пункт про те, що якщо надавач компослуги зазначить у платіжці, що споживач має борг, а споживач доведе, що цього боргу не має, то надавач повинен оплатити споживачу усі витрати, пов"язані з доведенням відсутності боргу (витрачений час, оплата проїзду, ксерокопіювання, поштові витрати і т.д.) та компенсувати моральну шкоду. Неправдиве повідомлення про борг є не чим іншим, як спробою обікрасти споживача, але комунальники чомусь вважають , що за цю спробу для них не буде відповідальності.