Потребители жилищно-коммунальных услуг часто сталкиваются с ненадлежащим их предоставлением. Доказать недобросовестность поставщика на практике часто оказывается довольно сложно, однако от долгих судебных разбирательств можно оградится. В частности, если разумно заключать договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг – вчитываться в его содержание.
Без договора нельзя
Итак, первое что стоит отметить - отказаться, согласно действующего законодательства, от заключения такого договора нельзя, пишет
«На пенсии». Он является главным документом, который регулирует отношения между потребителем услуг и их поставщиком или исполнителем. Соответственно, его условия обязательны к исполнению для всех сторон. Таким образом, заключая договор, потребитель будет точно знать, кому и за что платит, и с кого можно требовать соблюдения условий сделки. А если потребитель посчитает, что его права и интересы нарушены, он всегда сможет сослаться на пункты договора в суде и будет прав.
Заключить договор можно как с посредником (например, с ЖЭКом), так и напрямую с организацией, предоставляющей услуги (скажем, с водоканалом, облгазом или облэнерго). Для этого нужно обратиться в любое отделение этих предприятий, узнать перечень необходимых документов (в каждой организации он свой), и, собственно, подписать договор. Законодательство обязывает заключать коммунальные договора исключительно в письменном виде.
Бытует расхожее мнение, что если нет подписанного договора, то нет и взаимных обязательств, а значит, за жилищно-коммунальные услуги можно не платить. Однако, как отмечают специалисты, коммунальные службы вполне могут подать на должника в суд, который обычно оказывается не на его стороне. С другой стороны, без договора нельзя будет пожаловаться на качество услуг или же вернуть деньги в том случае, если услуги не были оказаны.
Что должно быть в договоре?
Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает, что договор, который поставщик услуг предлагает заключить потребителю, должен соответствовать типовому. В нем обязательно должны быть указаны:
• наименования сторон;
• предмет договора;
• исчерпывающий перечень предоставляемых услуг, тарифы и их составляющие на каждую услугу, общая стоимость услуг;
• порядок оплаты за потребленные услуги, порядок перерасчета платы в случаях, если услуги не предоставляются, предоставляются в неполном объеме или некачественно;
• права и обязанности сторон;
• порядок контроля и отчетности сторон, порядок измерения объемов и определения качества предоставленных услуг;
• определение точек распределения, в которых проходит передача услуг от исполнителя или производителя потребителю;
• порядок обслуживания сетей, распределение полномочий по их эксплуатации и ремонту, порядок осуществления ремонта;
• условия доступа в помещение или на земельный участок для устранения аварий, неполадок, осмотра сетей, снятия контрольных показаний счетчиков;
• ответственность сторон и штрафные санкции за невыполнение условий договора, порядок решения споров;
• перечень форс-мажорных обстоятельств;
• срок действия договора, условия изменения, продолжения, прекращения действия договора;
• дата и место заключения договора.
Можно ли изменить договор?
Следует отметить, что договоры, касающиеся централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения, согласно законодательству, являются договорами присоединения. В таких договорах, гласит Гражданский кодекс Украины, вторая сторона (в данном случае потребитель) не может внести свои условия.
Однако и поставщик услуг не имеет права изменять договор в одностороннем порядке. Любые изменения или дополнительные услуги могут быть внесены в договор только по взаимному согласию обеих сторон. К тому же, запрещается вводить дополнительные виды оплаты услуг, не предусмотренные типовым договором.
Текст договора по требованию поставщики услуг обязаны выдать для ознакомления. Его нужно тщательно изучить и сопоставить с типовым: если какие-либо пункты вызывают сомнения, прежде чем подписывать договор, стоит проконсультироваться со специалистами. Ведь когда на документе будет стоять подпись, доказать правоту будет очень сложно.
Если недобросовестность поставщик услуг – уже установившийся факт. Тогда потребитель может задуматься о выставлении претензий. Более детально об этом читайте в публикации
«Как не оплачивать услуги ЖКХ».