ГлавнаяПубликацииАльтернативная энергетикаКак заставить население экономить энергоносители

Как заставить население экономить энергоносители

В Украине «энергосбережение» стало модным словом, но, назвать пока переход на альтернативные источники энергии и экономию ресурсов – тенденцией государственной политики вряд ли представляется возможным.

Популяризация энергосберегающих технологий началась в 2009 году, тогда правительство госпожи Тимошенко утвердило мораторий на использования ламп накаливая в государственных учреждениях и бюджетных организациях. С тех пор, правительство регулярно заявляет о необходимости законодательного урегулирования вопроса термосанации жилищного фонда (закон «Об энергетической эффективности зданий не могут принять уже 3 год), о переоснащение предприятий ЖКХ, высказывались идеи о повсеместном переводе украинских котельных на уголь. На деле, до сегодняшнего дня энергосберегающие проекты в энергетике и жилищной сфере реализуются в Украине избирательно. В основном, это проекты, профинансированные ЕББР, ЕИБ, МБРР, и Всемирным банком. Вместе с тем, зависимость от импорта российского газа все так же высока, тепловые потери в сетях составляют около 40%, многоквартирный жилищный фонд – и того больше – до 50%.

В связи с напряженной политической ситуацией, Кабинет Министров утвердил программу энергосбережения, которая предполагает сокращение использования природного газа в отопительный период на 30%, также правительство обещает льготы и преференции предприятиям и физлицам, которые будут заменять тепловую энергию электрической. Очевидно, что это не продуманные комплексные мероприятия, а вынужденные меры экономии, реализация которых возможно позволит Украине пережить холодные месяцы года. Вместе с тем, зарубежный опыт демонстрирует, что системный подход и реализация национальных программ позволяют всего за несколько лет сократить энергозависимость государства на треть.

Читайте также: Энергетическая дилемма: отказ от газа или путь к энергоэффективности

Во многих странах разработаны национальные целевые программы экономии использования топливно-энергетических ресурсов, которые охватывают обширный комплекс мероприятий по совершенствованию структуры потребления энергоносителей, развитию материально-технической базы экономии ресурсов, более полному извлечению полезных компонентов, сбору и использованию вторичного сырья, контролю и учету энергопотребления.

Энергоэффективные меры:

Экономия по принуждению

Речь идет о законодательно закрепленных нормах и инициативах, которыми устанавливаются лимиты потребления ресурсов и энергии. Подобные решения наиболее популярны в странах Европы, где законопослушное население и производители поддерживают обязательные государственные программы. Приведем несколько примеров.

К 2015 году из продажи и импорта стран Евросоюза полностью исчезнут лампы накаливания.

В период 2009-2017 годов реализуется программа по сокращению продаж бытовой техники с повышенным уровнем потребления электричества. Эти правила затронут промышленные двигатели, насосы, используемые в системах отопления, домашние холодильники и телевизоры.

С 1997 года в США действует национальная программа «Миллион солнечных крыш», предусматривающая установку солнечных энергосистем. В 2010 году солнечные системы были установлены на крышах 1 млн домов в 13 «солнечных городах» страны.

Германия является признанным лидером сферы ветроэнергетики - на территории страны размещены и успешно действуют не менее 20 тыс. ветрогенераторов. Более того, их производство активно работает на экспорт - около 70% установок продаются внешним покупателям. Совокупная мощность немецких ветрогенераторов составляет 24 тыс. МВт.

Стимул к экономии

Стимулирующие мероприятия подразумевают воздействие на производителя. В странах, активно использующих этот метод, в ход идут инструменты финансового стимулирования, а также PR-инструменты. Просчитать экономическую эффективность подобных решений сложнее, нежели в случае с государственной программой.

В штате Коннектикут, США успешно действует финансовая программа, поощряющая «энергоэффективный бизнес». Согласно ее условиям, владельцы бизнеса, решившие повысить энергоэффективность собственного предприятия, могут рассчитывать на существенную скидку от энергосбытовых компаний, а также беспроцентный кредит на внедрение новых технологий.

Читайте также: Европейские рецепты "энергетической диеты"

В Японии успешно функционирует программа «Победитель гонки». В ее рамках названия компаний, не справившихся с выполнением обязательств в сфере энергоэффективности, становятся достоянием гласности.

В Китае правительство регулярно проводит тестирование продукции различных компаний и исследует соответствие решений стандартам энергосбережения. Безусловно, компании, не справившиеся с обязательствами, становятся известны буквально всей стране. Кроме того, в Китае действует программа добровольной маркировки товаров, ориентированная на производителей. В условиях жесткой конкуренции китайские компании крайне заинтересованы в том, чтобы выделить свой продукт в ряду аналогичных. в Китае на производство одной единицы продукции на энергию приходится 19% затрат.

«Энергоэффективный менталитет»

Просветительские методы подразумевают воздействие на непосредственного потребителя, формирование новой потребительской культуры, основанной на бережном природопользовании и сознательном выборе энергосберегающих технологий.

В США с 1992 года действует программа Energy Star, разработанная Агентством по охране окружающей среды и Министерством энергетики. В рамках программы, устройства со средним энергопотреблением на 20-30% ниже аналогов маркируются престижным логотипом Energy Star. Сегодня логотип Energy Star можно увидеть на товарах более 60 категорий. Лицензионные и партнерские соглашения действуют с промышленниками (более 2 тыс.), предприятиями розничной торговли (более 2 тыс.), строительными компаниями (более 6 тыс.) и другими сферами бизнеса. С 2000 по 2012 годы покупатели приобрели более 3,5 млрд энергоэффективных товаров. Потребители, отдавшие предпочтение продуктам Energy Star год назад, уже сэкономили 19 млрд долл США на счетах за коммунальные услуги и предотвратили выбросы парниковых газов, эквивалентные выхлопам 29 млн автомобилей.

В марте 2010 года правительство Великобритании утвердило новый законопроект, направленный на борьбу с изменением климата и топливной бедностью. В рамках законопроекта британские домовладельцы смогут брать льготные кредиты с целью повышения энергоэффективности своих домов.

В марте 2010 года США начали новую программу поддержки американцев. Теперь покупатели теплоизоляционных материалов для своих домов и энергосберегающего оборудования могут прямо в магазине получать субсидии из бюджета. Размер скидки будет составлять до 50% от суммы покупки, но не более 3 тыс. долл.  

Анализ основывается на статистике, иными словами осуществляется сбор информации. Сюда входит множество способов ее сбора. Опрос населения - один из таковых. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте testograf.ru.

 
Комментарии (1)
Sergiy
23 июля 2014 г. 08:28
Змушувати нікого не треба. Перший крок уже зроблено.Висока вартість енергоносіїв ,або їх відсутність це найкраший стимул займатися енергоефективними заходами у своїй власності.В селі коли продуває стару хату, то кукурудзинням обставляють стіни хати з північної сторони. Тому по телебаченню необхідно розказувати про реальний стан речей, а не про крем Корега. Бо зуби на полицю і не треба буде їх клеїти.Та давати рекомендації щодо підготовки власного житла до екстремальних зимових умов. А уряд має нарешті створити законодавчий механізм стимулювання ефективного використання енергоносіїв і в першу чергу споживачів(власників- співласників житла).