ГлавнаяПубликацииАналитикаЭнергетическая дилемма: отказ от газа или путь к энергоэффективности

Энергетическая дилемма: отказ от газа или путь к энергоэффективности

В Украине заговорили о необходимости резкого сокращения зависимости энергетики от природного газа и поиске новых источников. Это не новая тема для Украины, но власти не могут сдвинуть процесс с мертвой точки уже не один год.

В Украине до сих пор не закреплены на законодательном уровне стандарты и нормы энергоэффективности в многоквартирном жилищном фонде, не введены стимулы и санкции, которые обуславливают переход к ресурсосберегающей энергетической политике, не прописаны роли государства, энергетиков и потребителей услуг. Но с осложнением отношений НАК «Нафтогаза» и ОАО «Газпром» власти заговорили о немедленном сокращении потребления природного газа, об экономии, о срочном поиске альтернативных источников энергии. «Украина Коммунальная» начинает серию публикации о том, почему наша страна до сих пор энергоемкая, и как это изменить. Начать уместно с того, как это делают в содружестве стран, с которыми Украина подписала Соглашение об ассоциированном членстве – в Евросоюзе. Думаем, у читателя будет возможность сравнить европейский путь к энергоэффективности с нашим.

Равнение на Европу

В целях повышения запасов энергии и сокращения выбросов углекислого газа, Европейский Союз сосредоточился на достижении эффективности использования энергии. В частности, на увеличении энергоэффективности жилищного фонда ЕС, крупнейшего потребителя энергии в более чем 40%. Директива об Энергетической Эффективности Зданий (ДЭЭЗ) и её обновлённая редакция (Recast), принятые в 2002 и 2010 годах соответственно, способствует ЕС достичь своих амбициозных целей в использовании энергии и энергосбережении. Хотя некоторые страны-члены ЕС (такие как Бельгия, Нидерланды, и Германия) уже добились значительных успехов на пути к достижению высоких стандартов энергоэффективности, другие страны (такие как Польша, Испания, и Чехия) столкнулись с большими проблемами в достижении этих показателей.

Директива об Энергетической Эффективности Зданий (ДЭЭЗ) представляет собой главный законодательный инструмент, который влияет на энергопотребление и энергоэффективность в ЕС. Данный документ регулирует строительство возводимых зданий и осуществляет контроль над существующими зданиями. Оригинальная Директива была принята в 2002 году; её обновлённая редакция представлена в 2010 году, в которой были предложены значительные изменения в отношении стандартов и норм энергоэффективности (Energy Efficiency of Buildings Directive).

Обновлённая редакция Директивы требует, чтобы все страны-члены включали следующие элементы в своем законопроекте о жилищном фонде:

• Методология расчета энергоэффективности зданий;

• Введение минимальных требований энергоэффективности к строящимся зданиям, а также к существующим зданиям, которые подлежат модернизации;

• Финансовая поддержка энергоэффективным проектам;

• Сертификация зданий

• Проверка систем отопления и кондиционирования ;

• Обучение независимых экспертов и развитие независимых систем управления и контроля;

• Наличие соответствующих информационных и консультационных услуг;

• Штрафы и санкции.

В дополнении к ДЭЭЗ, утвержденным Европейским парламентом и Европейской коммиссии был принят ряд программ по развитию и укреплению энергоэффективности зданий ЕС.

Во-первых, pеализация и контроль исполнения Директивы зачастую зависят от законодательной и нормативно-правовой структур стран-членов ЕС. Например, в странах, где законодательная и правовая ответственность в значительной степени распределена по регионам (например, Германия) ДЭЭЗ часто служит общим примером, на основании которого регионы разрабатывают свои собственные подходы к энергоэффективности. В таких странах централизованное внедрение Директивы менее вероятно, так как часто наблюдается заметное отличие в соблюдении контрольно-надзорных мероприятий. Так, например, в Германии контроль за исполнением Директивы значительно варьируется в зависимости от региона.

Во-вторых, культурные аспекты взаимодействия общества и государства часто играют важную роль в реализации обеспечения контроля за ДЭЭЗ. Отношения между гражданами и органами власти могут варьироваться от страны к стране, в зависимости от культурных ценностей той или иной страны. Так, в некоторых странах-членах ЕС (например, в Бельгии и Нидерландах) общим подходом является очень строгое соблюдение требований Директивы, тогда как в других странах (например, в Германии) –государственные деятели могут применять альтернативные системы управления, часто основаны на принципах саморегуляции.

Читайте также: Энергоэффективность приведет газовый рынок к прозрачности

Третим важным аспектом, который влияет на pеализацию и контроль исполнения ДЭЭЗ является политическая обстановка. Политическая ситуация в стране, в основном, представляет собой политическую способность государства реализовать основныe принципы ДЭЭЗ на национальном уровне. B силу особых обстоятельств, политические цели страны могут отличаться от тех, которые предусмотрены в ДЭЭЗ. В результате возможна недостаточная политическая поддержка внутри страны для реализации и выполнения стандартов энергоэффективности ДЭЭЗ.

Контроль с немецким качеством

В Германии основная ответственность за надлежащее исполнение ДЭЭЗ принадлежит Федеральному Министерству Транспорта, Строительства и Городского Развития и Федеральному Министерству Экономики и Технологий. Федеральное Министерство по делам Окружающей Среды, Охраны Природы и Ядерной Безопасности несёт ответственность за проверку котлов. ДЭЭЗ осуществляется в рамках федерального закона Германии об энергосбережении (Energieeinsparungsgesetz), который впервые был введён в 1976 году, тем самым определив законодательную структуру требований в отношении следующих аспектов:

• Тепловая изоляция зданий;

• Эффективность систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения;

• Учёт стоимости отопления и горячей воды на основе индивидуального потребления.

На основе федерального закона Германии об энергосбережении в 2002 году правительством страны было разработано Постановление об Энергосбережении, где были представлены подробные требования относительно показателей расходуемой энергии в строящихся и существующих зданиях. Благодаря постановлению и другим мероприятиям, направленным на развитие энергоэффективности в стране, в Германии удалось реализовать многие аспекты ДЭЭЗ ещё до того как Директива была официально представлена ЕС в 2002 году. Например, в Германии метод расчета энергоэффективности зданий был разработан и задействован задолго до принятия ДЭЭЗ, энергетические сертификаты (также паспорта) были обязательными для строящихся зданий, и в некоторых случаях даже для модернизированных зданий, а также требования к почти всем видам модернизаций фабричных изделий существовали с 1984 года без никаких ограничений относительно размеров зданий. Более того, с 1978 года в Германии были разработаны нормы, на основе которых осуществлялся регулярный осмотр котлов и, при необходимости, их замена.

Читайте также: В украинскую энергоэффективность вольют европейские средства

Примечательно, что постановление об энергосбережении 2007 года не изменило общих требований относительно энергоэффективности жилищного фонда Германии. Эти требования были усилены в Постановлении об Энергосбережении 2009 года, согласно которому ожидается, что требования энергоэффективности повышены на 30% в 2012 году, и далее ешё раз повышены на дополнительные 30%. После того как эти требования вступят в силу, ожидается, что энергетические требования к строительным нормам Германии будут близки к оптимальной стоимости 30-летнего жизненного.

Жесткость стандартов

Kаковы же особенности постановления об энергосбережении? Что оно подразумевает?

• Минимальные потребности в энергии при строительстве новых зданий и модернизации существующих зданий (положение относится к жилым и коммерческим зданиям);

• Минимальные потребности в энергии для систем отопления и кондиционирования воздуха. Также поощряется использование энергии, полученной из возобновляемых источников (например, электроэнергия из возобновляемых источников энергии);

• Периодическая проверка/осмотр котлов, а также систем отопления и кондиционирования воздуха;

• Энергетические сертификаты/паспорта для новых и модернизированных зданий;

• Санкции и штрафы в случае невыполнения стандартов энергоэффективности надлежащим образом.

В Германии энергетический сертификат (также энергетический паспорт) является обязательным документом с 2002 года для новых и существенно модернизированных зданий. Требования к энергетическим сертификатам для существующих зданий, предназначеных для продажи или аренды, а также общественного пользования, были введены в июле 2008 года. Немецкие энергетические сертификаты могут быть сгруппированы в две основные категории: 1) сертификаты на основе предварительно рассчитаной энергетической потребности здания 2) сертификаты на основе фактически затраченной энергии зданием. Сертификаты на основе предварительно рассчитаной энергетической потребности, как правило, являются довольно дорогостоящими, т. к. такие сертификаты зачастую требуют посещения здания экспертом по энергетическим вопросам, который смог бы предоставить детальную информацию о здании и его энергетической потребности. Сертификаты на основе фактически затраченной энергии, как правило, не требуют посещения здания экспертом и поэтому рассматриваются как относительно дешевые.

В Германии новые и существенно модернизированные здания обязаны иметь энергетические сертификаты, основанные на предварительно рассчитаной энергетической потребности. Все остальные здания, как правило, могут выбрать между сертификатами на основе предварительно рассчитаной энергетической потребности или сертификатами на основе фактически затраченной энергии (жилые здания общей площадью, составляющей менее пяти квартир, и которые не соответствуют первому немецкому постановлению о тепловой изоляции 1977 года обязаны получить сертификаты на основе предварительно рассчитаной энергетической потребности. 

 
Комментарии (0)