ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытЕвропейские рецепты "энергетической диеты"

Европейские рецепты "энергетической диеты"

Мировые тенденции роста стоимости энергоносителей учат западные страны экономить энергоресурсы и искать новые источники энергии. Украине тоже придется пройти этот путь, если страна стремится к интеграции в европространство.

Рост стоимости природного газа, повышение коммунальных тарифов и тенденции к их дальнейшему увеличению требуют от Украины системного подхода к энергосбережению. "Украина Коммунальная" изучала опыт наиболее развитых в ЕС стран, которые уже не первое десятилетие учатся экономить энергию, как на бытовом уровне, так и на промышленном. 

Немецкая энергозависимость на пути к свободе

Доля экспортируемых Германией энергоносителей составляет на сегодняшний день около 80%. Никакой другой энергоноситель не делает ее такой зависимой от иностранных экспортеров, как газ. Только 16% потребляемого газа добываются в Германии, оставшиеся 84% поставляются из Норвегии, Голландии и России.

Дилемму энергетической безопасности Германия пытается решить путем энергосбережения и поддержания стабильной системы смешанного энергообеспечения. В том числе, государственными дотациями стимулируются экологичные альтернативные виды энергии и добыча бурого и каменного угля. Как один из вариантов рассматривается импорт сжиженного газа, поставки которого могут осуществляться в танкерах, минуя газопроводы. От возвращения к атомной энергетике ФРГ, тем не менее, отказывается. Конечно, отказаться от импорта газа, доля которого в энергопотреблении страны составляет 20% в принципе невозможно.

При этом газ обходится конечному потребителю почти вдвое дороже, чем всего пять лет назад. В 2006 году вступила в действие директива «Энергетические характеристики зданий», положения которой нашли свое отражение в национальном законодательстве стран-членов Евросоюза. Согласно этой директиве, разработанной Европейским парламентом и Советом Евросоюза, общая энергоэффективность здания - это количество энергии, потребляемое им, помимо прочего, на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию, кондиционирование воздуха и освещение. Поскольку здания становятся энергетическими системами, очень важно наладить взаимодействие различных отраслей. Что касается Германии, то положения директивы ЕС введены в существующий национальный закон (нормы) EnEv, относящийся к энергосбережению.

Важно отметить, что внедрение энергосбережения в Германии финансируют банки и крупные корпорации, а не государство. Капитал DENA - Немецкое Энергетическое Агентство - общество с ограниченной ответственностью - создано в 2000 году в Берлине, являющееся федеральной структурой. Его учредителями являются государство ФРГ и финансовый інститут - Кредитное ведомство восстановления и развития (KfW) - это право поровну делится между федеральным правительством и банковской группой KfW.

Читайте также: Мировая энергетика стремится к могуществу

Германия является страной, которая наиболее активно использует современные технологии энергосбережения и альтернативные источники энергии. Сегодня уже треть всей электроэнергии здесь получают от ветроустановок.

Берлин намерен экономить на энергоносителях за счет альтернативных источников энергии. Все бассейны будут оснащены солнечными батареями. Частные инвесторы получат возможность разместить на крышах общественных зданий более 100 тыс. кв. м. солнечных батарей и подавать полученную энергию в городскую сеть.

Норвежская энергетическая либеральность

Разработка программ по энергоэффективности в Норвегии началась в конце 1970-х годов с подготовки нескольких планов, представляемых в виде отчетов в норвежский парламент (Планы по энергоэффективности).

1990-е годы можно описать как период корректировки программ по энергоэффективности с учетом либерализации рынка электроэнергии, произошедшей в Норвегии в 1991—1992 гг. Период после 2000 года - период реорганизации правительственных структур в более узконаправленные (целевые) учреждения и постановку целей по развитию возобновляемой энергетики. Таким образом, норвежский опыт можно охарактеризовать как процесс обеспечения энергоэффективности с учетом всех аспектов либерализованных рынков, целевого планирования и защиты окружающей среды.

Главным принципом в области электроэнергетики в Норвегии с конца 1980-х годов является то, что цены на электроэнергию должны отражать ее рыночную стоимость, аналогично принципу либерализации энергетического рынка в России. Высокие цены на электроэнергию, отражающие ее реальную стоимость, сделают инвестиции в сектор энергоэффективности более рентабельными, в то время как низкие цены делают их менее прибыльными.

В Норвегии также уделяется большое внимание вопросам эффективности энергоемких отраслей промышленности (производство алюминия, ферросплавов) и сокращения объемов использования электроэнергии для бытового отопления, создаются программы инвестиционной поддержки в отношении особых демонстрационных и опытных проектов. Уже много лет введены образовательные программы по совершенствованию навыков реализации программ по повышению энергоэффективности и развитию технологий в организациях, отвечающих за эксплуатацию зданий.

Австрийская жилищная энергоэффективность

С 1980 года в Австрии действуют новые строительные требования к теплоизоляции. С учетом этих и около десятка других нормативных актов ведутся расчеты по потреблению. К примеру, местные домашние хозяйства тратят на отопление жилья и горячую воду ежегодно около 2,5 млрд евро. С учетом дополнительной потребности еще 1,5 млрд евро. В целом на это тратится около 4,5% бюджета хозяйств. Все скрупулезно просчитав, австрийцы знают, как сэкономить в длинной цепи от производителя к потребителю. В Австрии считают, что, использовать твердое топливо (полезные ископаемые) не выгодно, поэтому его постепенно перестали использовать, начиная с 2003 года.

Читайте также: ЖКХ стремится сбросить энергетическую ношу

Сдают свои позиции и дрова, но не окончательно, т.к. известно, что в стране имеется 450 тыс. печей. Но если будет принято решение перевести их на газ, изменится весь рынок отопительных приборов. Все это тоже просчитано, вплоть до учета повышения цен на газ. Довольно интересны расчеты по потреблению электроэнергии в промышленности. Они такие же очень тщательные, как и в жилищном секторе.

Статистика свидетельствует, что австрийская промышленность, которая дает около 24% валового национального продукта страны, потребляет немногим более 30% электроэнергии (это частица от общего конечного объема потребления). Поскольку большинство австрийских предприятий по местным и европейским меркам являются средними и мелкими, у них не хватает ни сил, ни средств для энергосбережения, это берет на себя государство. В стране есть целая структура организаций, осуществляющих помощь в вопросах энергосбережения и энергоэффективности. К примеру, Палата экономики Австрии со своей региональной сетью во всех девяти федеральных землях, Ассоциация отраслей промышленности, Австрийская ассоциация потребителей, Австрийское агентство по эффективному использованию энергии, которое разрабатывает методы и средства повышения энергоэффективности в промышленности. Не стоят в стороне и министерства, другие властные структуры, предоставляя разные услуги или же финансируя работы по энергосбережению.

Кроме того, государство через специальный банк финансирования коммунальных экологических инвестиций и консалтинговых проектов выделяет федеральные субсидии. Эти средства распределяются по нескольким направлениям: предприятиям на охрану окружающей среды и энергосбережение (25%), инвестиции для оборудования ТЭЦ (от 10 до 20%), гранты на улучшение тепловых характеристик старых домов (25-30%).

Вы давно хотите купить видеокамеру себе во двор? Здесь вы можете приобрести отличные модели. Самое главное, что цена и качество на высшем уровне!

 
Комментарии (1)
Sergiy
08 июля 2014 г. 10:15
Перше, що треба зробити це зняти з ручного управління здійснення енергоефективних заходів.Зрозуміло, що кращої програми енергозбереження в Україні схваленої постановою КМУ від 27 червня 2000 року № 1040 не було. Однак тому, хто сидить на газовій трубі не вигідно було створювати законодавчий механізм стимулювання енергозбереження та виконувати інші заходи. Тому і досі споживач ніяк не впливає на зменшення споживання, а постачальники енергоносіїв не зацікавлені в зменшенні собівартості та обсягів постачання.Тому на ручному управлінні тільки розмовами та адміністративними заходами на зменшення споживання складно вплинути. Все закінчується справними цифрами у звітах(рапортуємо).