ГлавнаяПубликацииЭлектроэнергетикаЭнергетика преодолевает европейские барьеры

Энергетика преодолевает европейские барьеры

Создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Украина выполняет одно из условий Третьего энергопакета Евросоюза, а также положения Энергетической стратегии Украины. В ходе реформы должно произойти разделение естественных монополий и вместо ранее существовавших вертикально-интегрированных компаний, которые контролируют целый процесс от производства до сбыта, должны возникнуть структуры, отвечающие за отдельные виды деятельности. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки. Рассмотрим, как этот путь прошли европейцы, и с какими сложностями сталкивались. (читайте часть 1 от 15 ноября).

Следующей попыткой сотрудничества в энергетической сфере на более высоком уровне стала Энергетическая хартия 1991 года, главной целью которой было создать Европейское энергетическое сообщество. По разным причинам этого не произошло. Кроме стран Европейского союза, Хартию подписали другие европейские и азиатские государства, в том числе Россия (всего был 51 участник), однако 5 стран все еще ее не ратифицировали. В декабре 1994 года был подписан Договор к Энергетической хартии. В отличие от Хартии, которая представляет собой политическую декларацию об укреплении международных связей в энергетике, Договор является юридически обязательным многосторонним соглашением. Основная его цель – содействие энергетической безопасности за счет развития более открытых и конкурентных рынков энергии при соблюдении принципов по охране окружающей среды, устойчивого развития и сохранения суверенитета над энергетическими ресурсами. Кроме того, Договор устанавливает правила транспортировки и транзита энергии, инвестирования в этой сфере и предполагает оказание содействия в развитии энергосберегающих технологий. И Хартия, и Договор к ней продолжают свое действие, однако и с их помощью не удалось создать общеевропейских правил для улучшения энергетических отношений.

Читайте также: Естественные монополии превращаются в энергорынок

И только в 1995 году Совет министров ЕС принимает так называемую Белую книгу об энергетической политике Европейского союза, в которой определяет ее основные цели. То, что по прошествии стольких лет члены Евросоюза смогли договориться о едином подходе и сотрудничестве, было определено внутренними и внешними факторами. К основным можно отнести тот факт, что Европа, по результатам многолетнего анализа, не может в ближайшее время избавиться от зависимости от импорта энергии. Поэтому лучше всего свои методы скоординировать. Результатом этого должна стать конкурентная среда, более высокая безопасность и экологичность в области производства энергии, меньшая зависимость от импорта энергетических ресурсов за счет повышения эффективности и поддержки исследований в этой сфере.

В упрощенном виде цели можно разделить на 3 группы:

- безопасность и непрерывность поставок энергии при максимальной составляющей импорта в 50%;

- интеграция и либерализация энергетических рынков;

- объединение целей энергетической и экологической политик.  Зарубежный опыт реформирования энергетики

На основе Белой книги в последующие годы был принят ряд мер, которые должны были диверсифицировать зарубежных поставщиков и обеспечить бесперебойное снабжение. К знаменательным событиям в этой области можно отнести заключение Договора о партнерстве и сотрудничестве с Украиной.

В области либерализации переломный момент настал в 1996 году, когда Совет министров ЕС принял новую директиву. Она касалась крупных потребителей электроэнергии свыше 100 ГВт·ч, которые могли теперь выбирать своего поставщика. Таким образом было либерализовано 22% рынка в Европейском союзе. К июню 2000 года все члены ЕС должны были провести анализ энергетических систем, чтобы к 2006 году провести окончательную либерализацию рынка.

На рубеже тысячелетий Еврокомиссия сформулировала и цели энергетической политики. В качестве главных направлений: импортное сырье на общем потреблении не должно превышать 50%; либерализация, более высокие конкурентное давление и эффективность энергетики; охрана окружающей среды; увеличение доли возобновляемых источников сырья до 12% общего потребления. В области охраны окружающей среды удалось достичь экологической стандартизации. Некоторые государства могут выставлять и более высокие требования, которые, однако, не могут нарушить правила внутреннего рынка. Еще один толчок для развития энергетической политики дали массивные сбои в электроснабжении во всем мире. Наиболее остро это проявилось в 2003 году, когда без электричества остались 50 миллионов жителей северо-востока США и Канады. Подобная ситуация была и в Италии, и в Швейцарии.

Результатом этих событий была Зеленая книга Европейской комиссии «Европейская стратегия устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергии». На основе Зеленой книги построена современная энергетическая политика Европейского союза.

В ней выделено несколько ключевых областей, на которых необходимо сосредоточиться:

1) внутренний рынок с энергией, который обеспечит бесперебойную поставку;

2) конкурентоспобоность поставок;

3) интегрированный подход к борьбе с изменениями климата;

4) поддержка инноваций;

5) совместная внешняя политика.

Без открытого рынка не может быть обеспечена устойчивая и конкурентоспособная энергетика. Ее целью является превращение энергопроизводителей из доминантных внутригосударственных субъектов в конкурентов общеевропейского масштаба. Только таким способом будет достигнуто снижение цен, более высокая степень безопасности поставок и усиления конкурентоспособности. Благодаря конкуренции будут закрыты неэффективные с точки зрения энергетики заводы, что в итоге поможет окружающей среде.

Чтобы мог возникнуть единый рынок с электроэнергией и газом, необходимо объединение распределительных систем. Этого можно достигнуть установлением общих правил и нормативов, которые повлияют на международную торговлю. Прогресс в этой области пока остается минимальным, так как именно объединение сетей в единую систему остается большой проблемой. Некоторые государства, такие как, например, Ирландия и Мальта, являются «энергетическими островами», отрезанными в значительной степени от других стран. Важно, кроме того, увеличить мощность высоковольтных линий электропередач, особенно между Францией и Испанией.

Чтобы была заменена существующая мощность, в следующие 20 лет необходимы огромные инвестиции. Это единственный способ, чтобы покрыть энергопотребление в пиковых часах и заменить волатильные источники энергии. Чтобы эти инвестиции были эффективными, необходим действующий конкурентный рынок, который дает ценовые сигналы, стимулы, стабильность и доступ к финансам.

Комиссия уделяет большое внимание разделению передачи и распределения электроэнергии. Либерализованные и конкурентные рынки помагают обеспечить поставку тем, что посылают правильные инвестиционные сигналы промышленным отраслям, которые участвуют на рынке. Условием хорошо функционирующей конкуренции является прозрачный и предсказуемый рынок. Для повышения его предсказуемости важно, чтобы энергетическая инфраструктура была защищена от различных катастроф, таких как террористические атаки, природные катаклизмы и политические решения, которые угрожают энергопоставкам. Этого можно избежать путем инвестирования в «умные» электроразводные сети (Smart grids), регулированием спроса и децентрализацией энергетических источников. Для достижения этих целей комиссия предлагает создание европейской «обсерватории» поставок энергии. Ее целью был бы мониторинг спроса и предложения на рынках электроэнергии, анализ вероятных потерь в распределительных сетях и сотрудничество с Международным энергетическим агентством (IEA).

Главной задачей все еще остается улучшение сотрудничества между операторами систем электропередач (TSO). Результатом должна быть трансевропейская сеть. Первый реальный шаг в этом направлении был сделан в 1996 году, когда была принята директива Европейского парламента и Совета Европы №96/92/ES «Об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии». Вслед за ней в 1998 г. была принята директива №98/30/ES «Об общих правилах внутреннего рынка с природным газом». Обе директивы составляют первый либерализационный пакет. В 2003 г. его сменил второй либерализационный пакет, а в 2006 г. – третий.

Читайте также: В украинскую энергетику придут европейские правила

Директивами из третьего либерализационного пакета и решением Европейского парламента о трансевропейских сетях регулируется современная энергетическая отрасль ЕС. Итогом реализации всех предложенных в пакетах мер должен быть единый внутренний рынок, который принесет значительное снижение конечных цен для потребителей благодаря увеличению предложения. Кроме непосредственно «освобождения» рынка, мероприятия, предусматриваемые пакетами, несут и чисто административный характер с целью разбить исторически сложившееся превосходство доминирующих поставщиков электроэнергии, а также убрать с рынка неконкурентоспособные производственные мощности. В этой связи в 2008 г. был принят, например, так называемый климато-энергетический пакет. Третий либерализационный пакет состоит из трех правовых норм: постановления «Об условиях доступа к сетям для трансграничной торговли электроэнергией», постановления «О создании Агентства по сотрудничеству энергетических регулирующих органов» и директивы «Об общих правилах внутреннего рынка с электроэнергией». Мероприятия, содержащиеся в этом пакете, сосредоточены на следующих сферах: усилении регулирующего надзора, поддержке регионализации трансграничной деятельности в области энергетики, дальнейшем усилении позиций потребителя, более глубоких структурных изменениях внутри естественных монополий и так называемом сетевом кодексе, формальном инструменте управления единым европейским рынком электроэнергии.

В части усиления надзора следует отметить две основополагающие тенденции. В первую очередь, это попытка ЕС принудить своих членов к усилению роли государственных регулирующих органов так, чтобы они в будущем имели широкий стандартизованный спектр полномочий и могли эффективнее сотрудничать как на региональном, так и на союзном уровне. С этой целью 3 марта 2011 г. было создано Агентство по сотрудничеству регулирующих органов (ACER) как объединяющий с методологической точки зрения институт. Его роль заключается в контроле и координации отношений национальных регулирующих органов и TSO. Усиление регулирующего надзора должно быть одновременно обеспечено значительным увеличением гарантий независимости и транспарентности национальных регуляторов.

Что касается ликвидации национальных монополистов в области поставок электроэнергии, Третий пакет однозначно определяет право каждого потребителя на выбор своего поставщика, причем не только из тех, которые присутствуют на внутригосударственном рынке, но и заграничных. Наибольшие изменения на основании Третьего пакета коснулись операторов систем электропередач. Их регулирование со стороны ЕС начинается введением нового процесса сертифицирования. Сертификат в этом случае будет служить свидетельством независимости оператора, который более не может быть связан с производителем или продавцом электроэнергии. В этой связи Третий пакет предполагает использование одной из трех разрешенных моделей собственнической структуры оператора электросетей TSO. Первый представляет собой полное выделение оператора из структуры вертикально интегрированной компании, второй – переход управления передачей электроэнергии к так называемому оператору системы (ISO – independent system operator), а третий – независимому оператору передачи (ITO – independent transmission operator).

Последний пункт рассматривается Европейской комиссией как наиболее проблематичный, поскольку основой всех директив об электроэнергии является требование, чтобы все граждане, которые имеют возможность использовать выгоды внутреннего рынка, должны иметь возможность высокого уровня охраны потребителей.

К проблемам, связанным с реализацией Третьего либерализационного пакета, можно отнести нежелание некоторых государственных монополистов производить струкртурные изменения в своих энергетиках. Так, например, выделение операторов систем электропередач до сих пор не произошло в Болгарии, на Кипре, в Люксембурге, Голландии, Румынии, Словакии и Испании. В некоторых европейских государствах произошла лишь частичная реструктуризация отрасли в соответствии с Третьим пакетом. И только в Германии, Чехии, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Венгрии, Ирландии, Италии, Латвии, Польше, Португалии и на Мальте был полностью завершен процесс. Пройдя все этапы реформирования, рынки во всех странах приобретают сравнительно одинаковые форму и структуру. Основными игроками становятся производители электроэнергии, непосредственные ее потребители, посредники – оптовые торговцы, а также биржи, брокеры и операторы рынка.  

Книга – это не только текст, это фантазия читающего человека. Существует множество жанров, исходя из которых, формируется круг читателей. Вашему вниманию представлены книги евгения сухова скачать бесплатно которые можно на сайте 6lib.ru. Приятного чтения.

 
Комментарии (0)