ГлавнаяПубликацииЭлектроэнергетикаЕстественные монополии превращаются в энергорынок

Естественные монополии превращаются в энергорынок

В ходе реформы должно произойти разделение естественных монополий и вместо вертикально-интегрированных компаний, которые контролируют целый процесс от производства до сбыта, должны возникнуть структуры, отвечающие за отдельные виды деятельности.

В конце октября украинский парламент принял закон «Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины». Документом предусматривается возможность свободы выбора поставщика электроэнергии путем заключения двусторонних договоров, а также возможность приобретения необходимых объемов электроэнергии на спотовом рынке. Вступление в силу его норм должно послужить толчком для либерализации рынка электроэнергии, сформировать рыночные отношения, способствовать привлечению инвестиций, создавать прозрачные условия для их окупаемости, повышать эффективность вложений.

Таким образом, Украина выполняет одно из условий Третьего энергопакета Евросоюза, а также положения Энергетической стратегии Украины. В ходе реформы должно произойти разделение естественных монополий и вместо ранее существовавших вертикально-интегрированных компаний, которые контролируют целый процесс от производства до сбыта, должны возникнуть структуры, отвечающие за отдельные виды деятельности. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки. Рассмотрим, как этот путь прошли европейцы, и с какими сложностями сталкивались.

От монополии – к рынку

До 1990-х годов в большинстве стран мира отрасль энергетики относилась к естественным монополиям. Вертикально-интегрированные компании (совмещающие производство, передачу и сбыт электроэнергии) имели узаконенную монополию в национальных масштабах или в масштабах отдельных регионов. Тарифы на их услуги обычно устанавливались или ограничивались государством. Такая система долгое время вполне удовлетворительно обеспечивала нужды экономики. Однако в условиях значительного удорожания углеводородного топлива (с 1970-х гг.) и опережающего роста потребления электроэнергии прежние монополии оказались недостаточно эффективными. Они часто не успевали реагировать на изменение спроса, им слишком дорого обходилось поддержание существующих мощностей и ввод новых. При этом любые дополнительные расходы таких компаний включались в их тарифы и автоматически ложились на потребителей. Положение осложнялось тем, что во многих странах было ужесточено экологическое законодательство, что требовало ускоренной модернизации энергетических мощностей – едва ли не главных загрязнителей окружающей среды.

Условия развития – единый рынок

В результате некоторые государства начали пересматривать свое отношение к естественной монополии в электроэнергетике, стали допускать в этой отрасли элементы конкуренции. Это достигалось либо разделением монополий с выделением из них конкурирующих компаний, либо допуском в отрасль новых участников – независимых производителей электроэнергии, либо и тем и другим. Новая структура отрасли требовала и новых правил игры. Чтобы производитель был действительно независимым и имел возможность продавать свою электроэнергию, ему был необходим доступ к инфраструктуре транспортировки электроэнергии, возможность самостоятельно устанавливать цены. Необходимые для этого нормы были предусмотрены в законодательстве ряда государств, к которым можно отнести и Украину В результате в некоторых странах появился свободный рынок электроэнергии, цены на котором устанавливались на основе спроса и предложения. Впервые конкурентный рынок заработал в 1990 году в Англии и Уэльсе, а режим неограниченной конкуренции на оптовом рынке электроэнергии впервые в истории был введен в 1991 году в Норвегии.

Читайте также: Европейские перспективы украинской энергетики

При всем различии моделей отрасли и путей ее реформирования в Европе, США и ряде других регионов мира осуществляются схожие шаги по либерализации электроэнергетики. Первым, а может быть и самым главным из них, является разграничение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (генерация, сбыт) видов деятельности. Это впоследствии требует введения недискриминационного доступа к инфраструктуре для независимых поставщиков электроэнергии. Государств, полностью открывших рынок для конкуренции, становится все больше, к ним относятся Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Новая Зеландия и ряд других. К подобной же модели стремится Европейский союз в целом, законодательство которого требовало полного открытия к 2007 году национальных рынков электроэнергии большинства стран членов этой организации, а к 2015 году планируется создание единого рынка электроэнергии.

В начале был…угольный трест

Чтобы понять, что привело к созданию европейского свободного рынка электроэнергии, следует обратиться к истории. Электроэнергетические системы начали постепенно интегрироваться в послевоенный период, когда произошла национализация энергетических отраслей отдельных европейских государств. Развитие энергетической отрасли тесно связано с развитием целой государственной экономики. Поэтому неудивительно, что первые упоминания об энергетической политике были в 1951 году в рамках договора о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), который и послужил дальнейшей основой европейской интеграции в энергетической сфере. Договор, заключенный сроком на 50 лет, подписали Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Его целью было регулирование угольного и металлургического производства на транснациональном уровне во избежание развития дальнейших конфликтов.

Читайте также: Энергетические превращения: от монополии - к рынку

Главным сырьем для производства электроэнергии в этот период были уголь и вода, что требовало высоких инвестиций с длительным жизненным циклом. Это порождало необходимость в стабильной политической и экономической обстановке и гарантиях инвесторам в случае негосударственного владения предприятиями. Способ регулирования исходил из уверенности в исключительно монопольном характере и необходимости вертикального интегрирования сетевых отраслей, и основывался лишь на извлечении максимальной прибыли.

Европеизация мирного атома

Следующей вехой энергетической интеграции было возникновение Европейского сообщества по атомной энергии (EURATOM) в 1957 году. В договоре о его создании говорилось о добровольном сотрудничестве, о совместной политике все еще речь не шла. К странам-основателям ЕОУС в этом сообществе присоединилась Италия. Эти страны осознавали, что атомная энергия имеет огромный потенциал, когда технологический прогресс шел огромными шагами и нуждался все в большем количестве энергии. В рамках этого сообщества проходила совместная работа в области изучения атомной энергии и контроля за ядерной промышленностью. Эти два сообщества на долгое время обеспечивали достаточную кооперацию своих членов. Это объяснялось тем, что источники энергии все это время оставались относительно дешевыми и легкодоступными. В стабильной макроэкономической ситуации с низкой инфляцией и стабильной ценой на сырье на протяжении длительного периода были стабильны и конечные цены для потребителей.

Импортная зависимость

Новый взгляд на энергетику принесли так называемые «нефтяные шоки» в 70-х годах прошлого века, когда из-за политических конфликтов на Ближнем Востоке цена на углеводороды взлетела в несколько раз, а их недостаток вызвал экономический кризис. Впервые за многие годы развитые государства вновь задумались над энергетическим вопросом. Они осознали свою острую зависимость от импорта энергетического сырья из региона Персидского залива. Возникла необходимость диверсификации источников сырья и развитие технологий по использованию альтернативных источников. Однако пока это ограничилось строительством атомных электростанций и увеличением добычи твердого топлива, что не могло не сказаться на загрязнении окружающей среды, а также в еще большей централизации и плановости энергетики.

Новый энергетический порядок

И только в 1983 году Совет министров ЕС впервые установил цели и задачи совместной энергетической политики, в которых говорилось о переоценке эффективности и изменении энергетического поведения отдельных субъектов. Предпосылкой для достижения поставленных целей было увеличение доли твердых топлив, стабилизация доли природного газа и атомной энергии. В то же время, документ предполагал ужесточение стандартов безопасности в области атомной энергии, главным образом из-за аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В этой связи часть европейских государств полностью отказалась от использования атома (Австрия, Швеция, Норвегия, Дания). Франция же, наоборот, сделала ставку на ядерное будущее.  

Продолжение публикации читайте на страницах "У.К." 16 ноября

При выборе одежды каждый человек делает акцент на моде, качестве и цене. Если первые два критерия еще можно сопоставить, но с третьей надо немного попотеть, в поисках оптимальной цены. Поэтому, Вашему вниманию представлена распродажа одежды. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте ikiev.ua.

 
Комментарии (0)