ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетика Энергоэффективность в кредитных руках

Энергоэффективность в кредитных руках

Расходы в местных бюджетах на оплату энергоносителей заставляет города искать источники внешнего финансирования для реализации энергоэффективных проектов.

Расходы в местных бюджетах на оплату энергоносителей заставляет города искать источники внешнего финансирования для реализации энергоэффективных проектов. Причиной этому служит автоматическое списание средств со счетов предприятий на оплату природного газа и его резкое удорожание при производстве тепловой энергии для бюджетных учреждений. 

Так, если газ для производства тепловой энергии для населения стоит 1309 грн за тыс. куб.м., то для производства тепловой энергии для бюджетной сферы голубое топливо стоит в три раза дороже - 3900 грн за тыс. куб.м. В результате чего доля энергозатрат для нужд бюджетных учреждений в городах Украины выросла за последние годы в два, три, а то и в четыре раза. 

Происходит это в основном за счет уменьшения финансирования в городах капитального строительства. В Киеве рост энергозатрат составил более чем в 4 раза с 200 млн грн в 2009 году до 800 млн в 2010 году. 

Читайте также: Теплосбережение: чем раньше, тем дешевле

Города все меньше рассчитывают на помощь государства и все чаще рассматривают финансирование жизненно-важных проектов с помощью таких мощных финансовых учреждений как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк, Агентство США по международному развитию (USAID),  Шведское международное агентство международной кооперации (Sida) и Северная Финансовая корпорация (NEFCO). 

Энергоэффективность по-шведски

Цель шведской Программы DemoUkrainaDH сводится к разработке и реализации десяти экологически и энергоэффективных демонстрационных проектов в украинском секторе отопления. Ожидаемый эффект от реализации проектов должен быть как минимум 30 % экономии энергоресурсов и 2 млн евро ежегодно. 

В рамках программы DemoUkrainaDH по состоянию на 22 мая уже отобраны 7 городов - это Донецк, Ивано-Франковск, Винница, Житомир, Киев, Каменец-Подольский и Александрия. Проекты могут быт реализованы на коммунальных предприятиях в городах с населением не менее 100 тыс. человек при условии предоставления муниципальной гарантии в размере 400 тыс. евро. В рамках программы через Шведское международное агентство международной кооперации SIDA предоставляются гранты в размере 3млн евро для реализации  каждого демонстрационного проекта. При этом согласно условиям предоставления грантов  только 50 % финансирования проекта может быть за счет внешних инвестиций, а остальные 50% стоимости проекта должен оплачивать местный орган власти через коммунальное предприятие, где будет реализовываться этот проект. 

Десятилетние кредиты ЕБРР

Проекты Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) финансируются не только путем прямого кредитования, а и в рамках различных программ. Так, в конце апреля во Львовской области стартовал первый проект USELF по строительству 5 ветрогенераторов мощностью 2,5 МВт каждый из которых будет вырабатывать в год 25,5 ГВт-ч  электроэнергии. Проект будет реализован с помощью механизма «зеленого тарифа» за счет кредита ЕБРР размером 13,3 млн евро. В течение года ожидается реализация еще четырех проектов в рамках программы финансирования альтернативной энергетики в Украине. 

Читайте также: Аудит на страже энергоэффективности

Кроме того, по словам ведущего советника ЕБРР Антона Усова в этом году Европейский банк реконструкции и развития планирует возобновить программу повышения энергоэффективности (UKEEP) с объемом финансирования более 100 млн евро. 

«Ежегодно ЕБРР вкладывает в экономику Украину более 1 млрд евро. 60% - идут по традиции в частный сектор, 40% - в государственный. На этот год мы планируем финансирования муниципальных проектов в Ялте, Тернополе и фундаментального проекта по строительству метро в Днепропетровске. К программе финансирования альтернативной энергетики в Украине (USELF) объемом 50 млн евро ожидается открытие второй программы повышения энергоэффективности (UKEEP), которая ранее финансировалась в объеме 100 млн долларов в год», - сообщил «У.К.» Антон Усов. 

«Кроме того, в этом году ЕБРР выделяет большой кредит на повышение безопасности украинских АЭС объемом более 300 млн евро, потому что Украина приняла решение на продление работы энергоблоков. Более чем 50% электроэнергии производится на атомных электростанциях, а у ЕБРР в этой сфере есть богатый опыт», добавил Антон Усов.

Ставка USAID

Агентством США по международному развитию (USAID) с марта 2009 года реализуется проект  «Реформа городского теплоснабжения в Украине», который рассчитан на три года. Бюджет проекта -  18,5 млн долларов. По состоянию на май 2012 года в Украине уже реализован 31 демонстрационный проект. В каждом городе в рамках проекта был создан городской энергетический план, оказана помощь в создании ОСМД, проведены энергоаудиты зданий и систем теплоснабжения, подготовлены инвестиционные предложения по внедрению энергоэффективных мер и привлечение иностранных инвестиций и обучены 25 энергоаудиторских компаний.

По информации от руководства проекта благодаря реализации мероприятий удалось снизить затраты природного газа на 220 млн куб.м. и привлечь более 94 млн долларов инвестиций. 

«Проект USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине» является многокомпонентным и предусматривает внедрение не только демонстрационных проектов по повышению энергетической эффективности в городах-партнерах, а и развитие системы энергетического менеджмента и муниципального энергетического планирования.

Согласно подписанным меморандумам о сотрудничестве с городами Украины, на 2012 год предусмотрен отбор объектов и внедрение демонстрационных проектов в Киеве, Днепропетровске, Севастополе и Львове. Спектр планируемых к внедрению проектов довольно разнообразный, а именно полная термомодернизация зданий бюджетной и жилищной сферы, замена энергоиспользующего оборудования на эффективное, установка систем учета и регулирования использования тепловой энергии, модернизация системы снабжения и распределения тепловой энергии. 

«Проект USAID и его партнеры» предоставляют гранты или финансируют на безвозвратной основе внедрения мероприятий, при этом, доля финансирования может достигать 50%. Отбор объектов для внедрения происходит на основании выполненных энергетических аудитов и разработанных муниципальных энергетических планов, которые 100% профинансированы Проектом USAID РМТ», - сообщил «У.К.» координатор программ по энергетике Проекта USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине» Александр Николаенко. 

Финансовые вливания Всемирного банка

Доступные кредиты также предоставляет Всемирный банк. Так КП «Агентство программ развития Одессы» в рамках проекта «Развитие городской инфраструктуры», который совместно реализуют Всемирный банк и Минрегион получит в ближайшее время 25 млн долларов на строительство и реконструкцию двух канализационных напорных станций. 

Кроме того, в марте Одесса уже заключила договор на реконструкцию участка туннельного коллектора глубокого залегания. Всего после подписания третьего договора на строительство напорного трубопровода общая сумма кредита Всемирного банка, предоставленного Одессе, составит более 45 млн долл. 

Читайте также: «Зеленые» деньги спасут теплоэнергетику

Как известно, проект «Развитие городской инфраструктуры» стартовал в 2005 году. Средства в сумме 140 млн долларов для модернизации систем водоснабжения и водоотведения Украина получила на очень выгодных условиях: на 20 лет с 5-летним льготным периодом, и под процент, размер которого до 2015 года не превышает 1%. 

К концу реализации проекта «Развитие городской инфраструктуры» осталось около полугода, поэтому  стоит вопрос о продлении финансирования. Украина в ближайшие время может получить от Всемирного банка дополнительно до 300 млн долларов на реконструкцию и замену изношенных систем водоснабжения и канализации. 

По словам руководителя Центральной группы управления проектом Владимира Коханого, реализация проекта выявила ряд организационных недостатков и институциональных проблем. В частности, отбор городов для участия в проекте происходил после старта самого проекта, при отборе городов не учитывалось наличие проектно-сметной документации, вследствие чего много времени города-участники тратили на ее разработку. Повлияла на сроки выполнения конкретных мер и сложность и длительность процедур закупок по правилам Всемирного банка, но особенно - задержка со стороны Минфина с подписанием документов и открытием аккредитивов и частая смена руководства ключевых для проекта министерств. 

«Подводные камни» Кабмина

Однако…реализация энергоэффективных проектов тормозится рядом нормативными документами Кабмина. 

Наличие разнообразных источников финансирования проектов с технической поддержкой позволяет любому городу Украины в короткие сроки реализовать энегоэффективные мероприятия без существенной нагрузки для бюджета. Однако, при реализации этих проектов следует учесть «подводные камни». Сегодня государство фактически препятствует строительству миникотелен и производству тепла из альтернативных источников энергии. 

Сейчас в случае установки миникотелен, которые работают на природном газе, предприятия вынуждены оплачивать за газ по тарифам бюджетных учреждений, что в три раза дороже, чем газ для производства тепла для населения, 3900 грн за тыс. куб. м. и 1309 грн за тыс. куб. м соответственно. А при производстве тепла с использованием альтернативных источников энергии предприятия не получает компенсацию со стороны государства, потому что порядки предоставления средств предусматривают использование средств только на оплату только природного газа. 

Кроме того, в условиях роста цен на газ и сдерживания тарифов, коммунальные предприятия не в состоянии вовремя выплачивать зарплату, производить ремонтные работы и уплачивать налоги, а большая часть поступивших от населения средств согласно действующему постановлению КМУ № 1082 от 03.12.2008 «Вопросы усовершенствования схем расчетов за использованную электроэнергию и природный газ» автоматически списывается со счетов предприятий теплоэнергетики для оплаты за газ на счета НАК «Нафтогаз Украины».

Все эти бюрократические преграды не только вымывают оборотные средства коммунальных предприятий, тормозят технический процесс, откладывают необходимые крупные ремонты на потом, а и ставят под вопрос успешную подготовку к отопительному сезону, к которому хороший хозяин начинает готовиться еще летом…

 
Комментарии (0)