ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетика «Зеленые» деньги спасут теплоэнергетику

«Зеленые» деньги спасут теплоэнергетику

Сейчас электроэнергию по «зеленым» тарифам в Украине в общую сеть продают 60 компаний. Больше половины из них – это малые гидроэлектростанции.
Зависимость сектора украинской теплоэнергетики от дорогостоящих энергоносителей является одной из основных причин постоянного ухудшения их финансово-экономического состояния.
 
Преодолеть убыточность и сократить свою задолженность перед поставщиками энергоресурсов коммунальным предприятиям не позволяют установленные государством тарифы, которые не покрывают затрат на производство услуг ЖКХ.
 
Выходом из этой ситуации может стать уменьшение использования природного газа теплоснабжающими компаниями путем их перехода на использование энергосберегающего оборудования и альтернативные источники энергии.
 
Финансировать проекты по модернизации предприятий отрасли можно за счет государственного и местного бюджетов, международных финансовых учреждений, а также – частного капитала. Но, учитывая, что в госбюджете на текущий год на дотирование отрасли предусмотрено всего около 2 млрд грн, теплоэнергетики вынуждены привлекать инвестиции самостоятельно.
 
Впрочем, отсутствие средств на развитие отрасли государство старается компенсировать введением экономических стимулов и механизмов, позволяющих предприятиям использовать энергосберегающие технологии.

Киотские средства

К началу 2012 года Государственное агентство экологических инвестиций (ГАЭИ) одобрило 987 проектов общей стоимостью 3,7 млрд грн, которые будут реализованы по схеме зеленых инвестиций (СЗИ). Согласно ст. 17 Киотского протокола, по СЗИ могут бути реализованы энергосберегающие проекты в ЖКХ, проекты по реконструкции тепловых сетей, а также озеленение. Проекты по этой схеме финансируются за счет продажи в 2009 году Японии части украинской государственной углеродной квоты – 30 млн единиц установленного количества (ЕУК эквивалентно 1 т СО2).
Согласно перечню проектов, который опубликован на сайте ГАЭИ, 99% из них направлены на проведение капитальных ремонтов зданий бюджетных учреждений с заменой окон, кровли, дверей и утеплением фасадов. Остальные проекты – посвящены переходу на возобновляемые источники энергии.
 
В частности, речь идет о реконструкции систем теплоснабжения с использованием энергии солнца для производства горячей воды, а также установки тепловых насосов в Крыму; об установке твердотопливных котлов, работающих на соломе, на котельных в Ивано-Франковской области и Сумах;  о замене ламп накаливания на энергосберегающие на улицах Горловки (Донецкая область).
 
Существенным «минусом» использования киотских механизмов является отсутствие у государства системного подхода в реализации энергоэффективных проектов.
 
«Зеленые» инвестиции скорее носят точечный характер и направлены отнюдь не на решение глобальных задач украинской теплоэнергетики. В частности, в Энергетической стратегии Украины до 2030 года, а также в утвержденных порядках использования субвенций и средств бюджетных программ, не учитывается прогноз Мирового энергетического комитета, согласно которому уже через 8 лет в развитых странах мира теплоснабжение будет осуществляться с помощью тепловых насосов.
 
Местные власти в рамках своих полномочий делают ставку в основном на утепление, что действительно уменьшает потребление энергии на объектах, но не решает главной задачи - уменьшения затрат на энергоносители.
 
Директор НТЦ «Биомасса» Георгий Гелетуха предлагает определять приоритеты финансирования, исходя из удельной стоимости сокращений выбросов парниковых газов в результате реализации проектов. Эксперт доказывает, что тепломодернизация в 40 раз менее эффективна, чем например замена газа на биомассу.
 
«Приоритет определения эффективности использования киотских средств должен основываться на удельной стоимости сокращений выбросов парниковых газов, которые достигаются проектом в рамках схемы зеленых инвестиций. Например, проект стоит один миллион гривен и его реализация позволяет сократить тысячу тонн эквивалента диоксида углерода. Соответственно, по этому проекту сокращение одной условной единицы парниковых газов стоит один миллион гривен за тысячу тонн эквивалента диоксида углерода, то есть – тонна будет стоить тысячу гривен», - поясняет эксперт.
 
По мнению эксперта, этим критерием для отбора проектов пользуются не всегда. Для примера, сокращение выбросов при установке котлов на биомассе стоит менее 10 долл. за тонну эквивалента диоксида углерода, а тепломодернизация при такой же стоимости проекта составляет более 400 долл. за тонну эквивалента диоксида углерода. Т.е. разница эффективности использования киотских средств по разным проектам составляет более чем в 40 раз.
 
«Критерий прост – чем меньше стоимость сокращения единицы выбросов – тем эффективнее проект. К сожалению, на практике этим критерием для отбора проектов пользуются не всегда», - считает господин Гелетуха.

Лизинг

Еще одним перспективным финансовым инструментом для реализации программ технического перевооружения предприятий является лизинг или финансовая аренда. Основные достоинства получения предприятиями оборудования и техники в лизинг заключаются в отсутствии необходимости крупных единовременных финансовых вложений.
 
Аванс обычно составляет 20-30% от стоимости проекта, лизинговые платежи полностью включаются в себестоимость производимой продукции и услуг, а также разрешено применение коэффициента ускоренной амортизации, что позволяет полностью амортизировать оборудование в течение срока договора лизинга.
 
Председатель Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко считает, что лизинг идеально подходит для ОСМД при установке домовых счетчиков тепла и настаивает на запрете прямого финансирования модернизации коммунальных предприятий из госбюджета.
 
«Лизинг – абсолютно адекватным механизмом финансирования отрасли. Одним из направлений использования лизинговых схем может стать установка домовых счетчиков тепла. Оплату лизинговых платежей можно растянуть на 3-5 лет без заметного увеличения тарифа. Почему этот механизм не используется? Потому что частные инвесторы боятся работать с коммунальными предприятиями из-за их убыточности и зависимости от политической конъюнктуры. Есть еще один очень серьезный аргумент. Надо перестать давать деньги из бюджета безвозмездно. Это развращает коммунальные предприятия и делает неинтересным такие эффективные механизмы как лизинг», - уверен господин Кучеренко.
Читайте также: Спасительные новации 
«После поставки оборудования в лизинг, его стоимость погашается за счет уменьшения энергозатрат на предприятии» - считает заместитель генерального директора ДП «Агентство развития ЖКГ» Андрей Цыбулько.

 «Зеленые» тарифы

Многие предприятия в Украине делают ставку на когенерацию, поэтому одним из источников финансирования следует рассмотреть механизм «зеленых» тарифов. Они были введены Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере электроэнергетики (НКРЭ) в 2009 году в качестве экономических стимулов производства альтернативной электроэнергии за счет энергии ветра, солнца, воды, а также биомассы.
 
Государство гарантирует инвесторам покупку произведенной электроэнергии по фиксированным минимальным тарифам, которые намного выше тарифов за энергию из традиционных источников. По состоянию на апрель 2012 года тариф на «солнечную» энергию составляет  5,05 грн/кВт*ч, на ветряную – 1, 22 грн/кВт*ч, на электроэнергию, производимую малыми гидроэлектростанциями –  0,84 грн/кВт*ч и на электроэнергию из биомассы -  1,34 грн/кВт*ч.
 
Сейчас электроэнергию по «зеленым» тарифам в Украине в общую сеть продают 60 компаний. Больше половины из них – это малые гидроэлектростанции. 
 
Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев считает, что развитие механизма «зеленых» тарифов тормозит отсутствие готовых проектов в альтернативной энергетике и неурегулированность законодательства. «Закона о «зеленых» тарифах недостаточно. Нужны подзаконные акты. Те предприятия, которые уже реализуют свои проекты идут на свой страх и риск.
 
Во-вторых, в Украине не так много готовых проектов. Был случай, когда европейские структуры готовы были выделить 300 миллионов евро, а в Украине оказалось не более 7% готовых к реализации проектов. Европа просто так деньги не дает, необходимо чтобы все было расписано согласно их стандартам» - утверждает Геннадий Рябцев.

Кредиты международных банков

Европейский банк реконструкции и развития финансирует проекты на сумму от 5 до 250 млн. евро в виде кредитов или вложений в акции предприятий. Средний размер инвестиций ЕБРР – 25 млн. евро. Банк предлагает наименьшие процентные ставки по кредитам. Одним из последних примеров является сотрудничество с «Житомиртеплокоммунэнерго» для строительства когенерационной установки.
 
Согласно информации мэра города размер кредита составил 10 млн. евро на срок 10 лет. Ставка кредита -  7% годовых с последующим уменьшением до 5%. Кроме того, горсоветом было получен грант размером 5 млн грн для разработки технической документации. Аналогичные проекты успешно работают в Ивано-Франковске, Черкассах, Львове. При всей привлекательности кредитов ЕБРР следует отметить достаточно сложную процедуру согласования и утверждения проектной документации.
 
«Кредитование коммунальных предприятий - это работа с городами, потому что кредиты выдаются под муниципальные гарантии. Все проекты утверждаются сессиями городских советов. Для всех условия разные. Только для проектов под государственные гарантии есть четкая ставка Libor +1%. Условия кредитования для городов зависят от финансовой ситуации горсоветов», - пояснил ведущий советник ЕБРР в Украине Антон Усов. Он также отметил, что сейчас проекты по альтернативной энергетике не очень выгодны по причине слишком высокой стоимости киловатта энергии из альтернативных источников.  По словам господина Усова, для их реализации необходимо серьезная государственная поддержка.
 
 
Сергей Купин

 

Чтобы деньги находились в одном месте, люди придумали кошелек. Очень удобная вещь. На сайте asceso.com Вашему вниманию представлен огромный каталог женских кошельков на любой вкус и цвет. Заходите и выбирайте.

 
Комментарии (0)