Недавно парламент поддержал законопроект, которым предлагается реорганизация газовой отрасли, а новая сессия для депутатов должна начаться с рассмотрения в зале аналогичного законопроекта для отрасли электроэнергетики. Основной целью этого документа (законопроект №10571) является либерализация оптового рынка электроэнергии и создание конкуренции с учетом базовых требований законодательства Евросоюза. Пока депутатскую инициативу поддерживают как украинские, так и европейские эксперты. Но все же стоит отметить, что либерализация энергетического сектора экономики, помимо преимуществ, таит в себе и серьезные риски. О том, как подобная реформа проходила в странах ЕС, решила разобраться «У.К.».
Стартовые условия
Основным органом, ответственным за разработку и согласование энергетической политики ЕС, является Генеральная дирекция по энергетике (до 2010 года – Генеральная дирекция по энергетике и транспорту). Последующие ступени регулирования относятся к уровню отдельных стран-участниц ЕС, в каждой из которых могут действовать различные системы управления отраслью. При этом по одному регулятору электроэнергетики от каждой страны ЕС входят в ассоциацию регуляторов ERGEG (European Regulators' Group for Electricity and Gas). Ассоциация была образована Еврокомиссией в качестве консультативного органа по вопросам создания внутреннего рынка электроэнергии. Именно эта Ассоциация разрабатывает ключевые законопроекты и стратегические документы по развитию отрасли.
Читайте также: Возобновляемая энергия вне очереди
Примечательно, что в процессе либерализации европейского энергорынка не предусматривалась обязательная приватизация – во многих странах по-прежнему остались крупные генерирующие компании, большая часть акций которых принадлежит государству (Италия, Швеция). В целом, для Европы характерны крупнейшие компании, владеющие существенной долей рынка, например: EdF во Франции, EdP в Португалии, Electrabel в Бельгии.
Основные доли в структуре энергогенерации Евросоюза занимают атомная (29,5%) и угольная (28,6%) электроэнергетика, на третьем месте – газовые электростанции (20,1%). При этом доля электростанций, генерирующих энергию из возобновляемых источников, составляет порядка 6%: из них 2,7% - электростанции, работающие на биомассе, и 2,4% - ветровые. Функции передачи электроэнергии и управления режимами энергосистем в большинстве стран организационно объединены и выполняются системными операторами. На территории ЕС действуют в настоящий момент 34 системных оператора.
Реформа отрасли
В соответствии с Директивой 2003/54/EC, принятой в 2003 году, для стран-участниц Евросоюза установлено обязательство по дерегулированию электроэнергетики. Директива также предполагает последующее объединение локальных рынков электроэнергии в единый внутренний рынок ЕС. В качестве целей реформы выдвинуты: повышение эффективности электроэнергетики, снижение цен на электроэнергию, улучшение качества обслуживания и рост конкуренции. Предполагается, в первую очередь, разделение вертикально-интегрированных энергокомпаний по видам деятельности и обеспечение конкуренции в секторах генерации и сбыта электроэнергии. Речь идет лишь о юридическом разделении, которое не предполагает обязательной смены владельца при условии, что операторы передающих и распределительных сетей обеспечивают недискриминационный доступ к сети с экономически обоснованной ценой подключения. Ключевым элементом разделения является формирование независимых органов управления и принятия решений в передающих, распределительных и генерирующих компаниях.
Читайте также: RAB не всегда означает рабство
Впрочем, сложившаяся система функционирования электроэнергетики – нехватка и неоптимальное размещение сетевой инфраструктуры; национальный (а не транснациональный) характер генерации – препятствуют объединению рынков. Кроме того, координацию рынков разных регионов осложняет неравномерный доступ к информации о фактических показателях энергосистем. Развитие конкуренции сдерживают отсутствие прозрачности при торговле электроэнергией, а также монополизация рынка крупнейшими его игроками.
Краеугольные камни
Таким образом, в результате реформы европейский рынок электроэнергии представляет консолидацию соединенных между собой региональных рынков (Балтия; Восточная Центральная Европа; Западная Центральная Европа; Южная Центральная Европа, Северная Европа; Юго-Западная Европа и «Франция-Великобритания-Ирландия»). Одной из ключевых проблем для формирования единого рынка на данный момент является наличие перегрузок на трансграничных сечениях между региональными рынками. Предполагается решить эту проблему путем стимулирования инвестиций в сетевую инфраструктуру и завершить формирование единого рынка к 2013 году. Наиболее развитым рынком считается рынок Северной Европы, в особенности его скандинавская часть, где на бирже NordPool организованы торги «на сутки вперед», и балансирующий рынок. На этом рынке наблюдаются одни из самых низких цен в Европе, а ликвидность превышает 30%.
Читайте также: Тарифная география
Несмотря на проведенную либерализацию, во многих странах сохраняется существенная доля регулируемых поставок электроэнергии. В большей степени это касается Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, однако регулируемые тарифы для населения сохраняются и в некоторых странах с развитыми рынками, таких как Франция и Италия. Рынок мощности ЕС в явном виде отсутствует, но в отдельных странах (например, Испании), действуют нерыночные механизмы платы за мощность: всем производителям, которые подают рыночные заявки, выплачивается фиксированный сбор (устанавливаемый в административном порядке), даже если предлагаемая ими электроэнергия не была отобрана в порядке возрастания цены.