ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХRAB не всегда означает рабство

RAB не всегда означает рабство

«Украина Коммунальная» уже писала, что в Украине может измениться система тарифообразования. Новшества закреплены проектом закона, который ожидает подписи Президента. Мы решили более детально изучить вопрос о том, что такое методика RAB-регулирования.

«Украина Коммунальная» ранее уже писала о том, что в Украине может измениться система регулирования субъектов естественных монополий и процедуры тарифообразования. Новшества закреплены проектом закона №10338, который парламентарии приняли во втором чтении и направили на подпись Президенту Виктору Януковичу 2 июля. Пока страна ожидает решения гаранта, мы решили более детально изучить вопрос о том, что такое методика RAB-регулирования, и чем ее воплощение в жизнь грозит украинцам.

Необходимость изменений действующей системы тарифного регулирования связана с тем, что она во многом основана на тех принципах, которые еще применялись в плановой экономике. В частности, основным недостатком теперешних процессов регулирования является то, что монополисты используют методы, которые стимулируют их к наращиванию объемов затрат на производство и поставку услуг. То есть при расчете стоимости коммунальных услуг за основу принимаются затраты предыдущего периода, таким образом все «неэффективные затраты» сохраняются с каждым последующим пересмотром тарифов, соответственно, ежегодно растет их доля в суммарных расходах. Все это, как известно, приводит к тому, что финансовые показатели монополистов демонстрируют убытки, которые не перекрываются с ростом стоимости услуг, которые они предоставляют потребителю. Кроме того, действующая система не просто не способствует притоку в отрасль ЖКХ частного капитала, но еще и отпугивает потенциальных инвесторов.

Изменить ситуацию парламентарии намерены с помощью введения новой системы регулирования природных монополий, а именно речь идет о применении RAB-методов широко применяемых в странах ЕС, и с 2008 года – в России. Несмотря на довольно неблагозвучное название, ассоциирующееся со словом «рабство», аббревиатура RAB расшифровывается как  Regulatory Asset Base. Это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры, в нашем случае, электро-, водо- и тепло-сетевых компаний, которая должна придти на смену уже устаревшему методу «затраты плюс рентабельность.

Читайте такжеТарифы взяли в RABство

Основная цель, которую преследует система RAB –регулирования - привлечение инвестиций в развитие сетей. Можно сказать, что эта методика создана специально для компаний с широкой сетевой структурой. Под это определение вполне можно подвести и производителей, поставщиков основных коммунальных услуг. При таком регулировании, которое еще достаточно часто называют стимулирующим, источником средств может выступить не только владелец сетей, но и любой инвестор, который заинтересован в развитии данной отрасли. Важно, что RAB-регулирование устроено так, что на одину гривну, заложенную в тариф, можно привлечь несколько гривен инвестиций.

Но при введении механизма RAB-регулирования потребителю не стоит опасаться постоянного роста тарифов. Если обратиться к опыту использования стимулирующего тарифообразования в электросетевых комплексах (электроэнергетика и стала той отраслью, которая положила начало широкому применению RAB), то в развитие сетей были привлечены инвестиции, при этом тариф сетевиков не вырос, а даже уменьшился (с индексацией на уровень инфляции). Это стало возможно благодаря тому, что в основе RAB-регулирование лежит механизм, стимулирующий снижение издержек сетевых компаний.

Как работает метод RAB регулирования?

Особенности инвестиций через метод RAB можно рассмотреть, сопоставив эту систему с механизмом тарифообразования «затраты плюс». По затратной схеме источником финансирования инвестпрограммы является тариф. Согласно инициативам властей, в Украине намерены ввести в тариф инвестиционную составляющая, кроме того в тарифе учитываются затраты на амортизацию. Получила, допустим, компания-монополист по этим двум статьям за год один миллион гривен, именно столько она инвестирует в течение года в свое развитие и обновление.

Читайте такжеТарифная игра украинских коммунальщиков

При RAB-регулировании механизм работает несколько сложнее. Здесь тоже источником финансирования инвестпрограммы служит тариф. Для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал и ту часть возврата инвестированного капитала, которая покрывает амортизацию имущества. Но эти деньги, полученные в виде тарифа, не направляются прямо на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Например, сетевая компания получила за год миллион на инвестиционные цели. Она не вкладывает эти деньги в реконструкцию сетевого комплекса, а берет кредит на пять миллионов, и использует свой миллион, чтобы погасить этот кредит в течение года. Кредитные средства позволяют сразу осуществить масштабную модернизацию оборудования, что, в свою очередь, снизит издержки, а значит, увеличит доход компании. То есть в следующем году на инвестиционные цели у сетевой компании будет уже не миллион, а, например, полтора. Это позволит не только погашать ранее взятый кредит, но и взять новый. Теоретически размеры инвестпрограммы могут расти с каждым годом.

Основой для расчета по методу RAB служит инвестированный капитал, в Украине, согласно законопроекту №10338 он будет состоять из двух частей:

1. Регуляторная база капитала – стоимость активов монополиста на момент введения RAB, которая по идее должна рассчитываться независимым аудитором. Тем не менее, пока в документе указана лишь необходимость проведения оценки основных фондов компаний.

2. Новый инвестированный капитал – стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником (программа согласовывается с регулятором – Нацкомуслуг или НКРЭ).

Читайте такжеТарифные уловки

Необходимая валовая выручка должна быть такой, чтобы акционерам и инвесторам постепенно (в срок до 35 лет) вернулся весь инвестированный капитал (новый и первоначальный). Кроме того, на инвестированный капитал начисляется доход, средства, на выплату которого так же закладываются в необходимую валовую выручку. В первые годы действия RAB-регулирования, на первоначальный капитал начисляется совсем небольшой доход, фактически только покрывающий амортизацию оборудования. Например, в России для межрегиональных распределительных компаний для «старого» капитала установлена следующая норма доходности: в 2010 году – 6%; в 2011 – 9%; в 2012 – 12%. Для «нового» капитала (для привлеченных инвестиций) норма доходности на период 2010-2012 гг. установлена в размере 12%. В последующие периоды нормы доходности для нового и старого капитала станут одинаковыми. Ну и конечно третья составляющая необходимой валовой выручки – текущие расходы, то есть затраты компании на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и все остальные обязательные затраты.

Что произойдет с тарифами?

Взяв за основу необходимую валовую выручку, регулятор рассчитывает тариф на передачу ресурса по сетям. Тариф при RAB-регулировании, в отличие от схемы «затраты плюс», устанавливается не на один год, а на долгосрочный период 3-5 лет. Согласно подготовленными парламентом правка к закону «О теплоснабжении», украинским предприятиям предлагается устанавливать стимулирующие тарифы на трехлетний период.

Что происходит с введением стимулирующих тарифов? Предприятие в течение 1-3 лет снижает свои издержки, но продолжает работать по утвержденному тарифу. Сэкономленные средства остаются в компании и идут ей в прибыль. Это стимулирует компанию снижать операционные расходы.

Читайте такжеГормон роста тарифов

Тем не менее, не следует думать, что при RAB-регулировании на тариф ничего не может повлиять в течение установленного периода. Тариф может ежегодно индексироваться с учетом макроэкономических показателей, в частности, инфляции. Кроме того, увеличивая или урезая тариф, нацрегулятор может наказывать или поощрять монополиста за исполнение инвестиционной программы, за надежность передачи ресурсов и энергии потребителям и за качество их обслуживания.

Вместе с тем, введение нового механизма регулирования в Украине вызывает пока еще больше вопросов нежели ответов, причем не только у субъектов природных монополий, но и у инициаторов идеи. Если говорить о внедрении RAB-методик, то сразу же встает вопрос о том, как создать суммарную базу активов монополистов, ведь для этого необходимо провести оценку основных фондов предприятий. «Говорить о каких-то конкретных шагах по проведению оценки активов предприятий еще преждевременно. Сейчас специалистами Национальной комиссии разрабатываются соответствующие методики и порядки. Я рассчитываю, что к августу они будут представлены общественности», - пояснил «У.К.» глава Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг Валерий Саратов. По его словам, переход на стимулирующее тарифообразование – процесс длительный. «В первую очередь, сложности связаны с тем, что модель стимулирующего тарифообразования, основанная на регуляторной базе активов – сложная экономическая категория. К сожалению, уровень специалистов экономического блока предприятий отрасли не всегда позволяет комплексно и в полном объеме реализовать эти модели на практике», - отметил глава регулятора. При этом в Нацкомиссии пообещали, что переход на стимулирующий тариф на базе RAB-регулирования не будет принудительным или обязательным для украинских монополистов. «Кто захочет, а самое главное сможет перейти – перейдут. Но необходимо понимать, что предприятия быстро поймут свою выгоду, и в течении следующих несколько лет большинство из них перейдет на работу в рамках новой модели тарифообразования», - уверен господин Саратов.

Опасности RAB

К сожалению, но на практике пока не все так просто, как в теории. Внедрение RAB-системы в России, где уже несколько лет этот механизм определяет работу электросетевых компаний, сопровождается серьезными трудностями. Расчеты по новой методике включают доходы на инвестиции в размере не более 12%, в то время как банки выдают кредиты компаниям как минимум под 15-18% годовых. Брать заемные инвестиции под 18%, имея гарантированную доходность 12%, не в состоянии ни одна  компания. Российские эксперты уверены, что RAB-метод эффективен при банковской ставке ниже 9%, потому что с учетом налога на прибыль инвестор вместо 12% получит всего 10% чистой прибыли от своих вложений в энергетику. 

Так же старт новой модели тарифного регулирования по времени совпал с разразившимся финансово-экономическим кризисом, одним из последствий которого стал спад промышленного производства. Это привело к существенному замедлению роста энергопотребления в России, причем уменьшение общего объема отпуска ресурса произошло в основном за счет крупных потребителей, которые отказались от весьма амбициозных программ производственного развития, что в свою очередь стало причиной корректировки инвестиционных планов практически всех сетевых компаний.

Если рассматривать все эти проблемы, как временные, то механизм в среднесрочной перспективе должен показать эффективность. 

 
Комментарии (0)