ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
RAB не всегда означает рабство
Рішення перегляду тарифу для населення треба було приймати раніше - Сергій Нагорняк
Украинцам придется заплатить за стабильное энергоснабжение
Минэнерго: Тариф на электричество должен покрывать расходы государственных компаний
«Украина Коммунальная» ранее уже писала о том, что в Украине может измениться система регулирования субъектов естественных монополий и процедуры тарифообразования. Новшества закреплены проектом закона №10338, который парламентарии приняли во втором чтении и направили на подпись Президенту Виктору Януковичу 2 июля. Пока страна ожидает решения гаранта, мы решили более детально изучить вопрос о том, что такое методика RAB-регулирования, и чем ее воплощение в жизнь грозит украинцам.
Необходимость изменений действующей системы тарифного регулирования связана с тем, что она во многом основана на тех принципах, которые еще применялись в плановой экономике. В частности, основным недостатком теперешних процессов регулирования является то, что монополисты используют методы, которые стимулируют их к наращиванию объемов затрат на производство и поставку услуг. То есть при расчете стоимости коммунальных услуг за основу принимаются затраты предыдущего периода, таким образом все «неэффективные затраты» сохраняются с каждым последующим пересмотром тарифов, соответственно, ежегодно растет их доля в суммарных расходах. Все это, как известно, приводит к тому, что финансовые показатели монополистов демонстрируют убытки, которые не перекрываются с ростом стоимости услуг, которые они предоставляют потребителю. Кроме того, действующая система не просто не способствует притоку в отрасль ЖКХ частного капитала, но еще и отпугивает потенциальных инвесторов.
Изменить ситуацию парламентарии намерены с помощью введения новой системы регулирования природных монополий, а именно речь идет о применении RAB-методов широко применяемых в странах ЕС, и с 2008 года – в России. Несмотря на довольно неблагозвучное название, ассоциирующееся со словом «рабство», аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base. Это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры, в нашем случае, электро-, водо- и тепло-сетевых компаний, которая должна придти на смену уже устаревшему методу «затраты плюс рентабельность.
Читайте также: Тарифы взяли в RABство
Основная цель, которую преследует система RAB –регулирования - привлечение инвестиций в развитие сетей. Можно сказать, что эта методика создана специально для компаний с широкой сетевой структурой. Под это определение вполне можно подвести и производителей, поставщиков основных коммунальных услуг. При таком регулировании, которое еще достаточно часто называют стимулирующим, источником средств может выступить не только владелец сетей, но и любой инвестор, который заинтересован в развитии данной отрасли. Важно, что RAB-регулирование устроено так, что на одину гривну, заложенную в тариф, можно привлечь несколько гривен инвестиций.
Но при введении механизма RAB-регулирования потребителю не стоит опасаться постоянного роста тарифов. Если обратиться к опыту использования стимулирующего тарифообразования в электросетевых комплексах (электроэнергетика и стала той отраслью, которая положила начало широкому применению RAB), то в развитие сетей были привлечены инвестиции, при этом тариф сетевиков не вырос, а даже уменьшился (с индексацией на уровень инфляции). Это стало возможно благодаря тому, что в основе RAB-регулирование лежит механизм, стимулирующий снижение издержек сетевых компаний.
Как работает метод RAB регулирования?
Особенности инвестиций через метод RAB можно рассмотреть, сопоставив эту систему с механизмом тарифообразования «затраты плюс». По затратной схеме источником финансирования инвестпрограммы является тариф. Согласно инициативам властей, в Украине намерены ввести в тариф инвестиционную составляющая, кроме того в тарифе учитываются затраты на амортизацию. Получила, допустим, компания-монополист по этим двум статьям за год один миллион гривен, именно столько она инвестирует в течение года в свое развитие и обновление.
Читайте также: Тарифная игра украинских коммунальщиков
Основой для расчета по методу RAB служит инвестированный капитал, в Украине, согласно законопроекту №10338 он будет состоять из двух частей:
1. Регуляторная база капитала – стоимость активов монополиста на момент введения RAB, которая по идее должна рассчитываться независимым аудитором. Тем не менее, пока в документе указана лишь необходимость проведения оценки основных фондов компаний.
2. Новый инвестированный капитал – стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником (программа согласовывается с регулятором – Нацкомуслуг или НКРЭ).
Читайте также: Тарифные уловки
Необходимая валовая выручка должна быть такой, чтобы акционерам и инвесторам постепенно (в срок до 35 лет) вернулся весь инвестированный капитал (новый и первоначальный). Кроме того, на инвестированный капитал начисляется доход, средства, на выплату которого так же закладываются в необходимую валовую выручку. В первые годы действия RAB-регулирования, на первоначальный капитал начисляется совсем небольшой доход, фактически только покрывающий амортизацию оборудования. Например, в России для межрегиональных распределительных компаний для «старого» капитала установлена следующая норма доходности: в 2010 году – 6%; в 2011 – 9%; в 2012 – 12%. Для «нового» капитала (для привлеченных инвестиций) норма доходности на период 2010-2012 гг. установлена в размере 12%. В последующие периоды нормы доходности для нового и старого капитала станут одинаковыми. Ну и конечно третья составляющая необходимой валовой выручки – текущие расходы, то есть затраты компании на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и все остальные обязательные затраты.
Что произойдет с тарифами?
Взяв за основу необходимую валовую выручку, регулятор рассчитывает тариф на передачу ресурса по сетям. Тариф при RAB-регулировании, в отличие от схемы «затраты плюс», устанавливается не на один год, а на долгосрочный период 3-5 лет. Согласно подготовленными парламентом правка к закону «О теплоснабжении», украинским предприятиям предлагается устанавливать стимулирующие тарифы на трехлетний период.
Что происходит с введением стимулирующих тарифов? Предприятие в течение 1-3 лет снижает свои издержки, но продолжает работать по утвержденному тарифу. Сэкономленные средства остаются в компании и идут ей в прибыль. Это стимулирует компанию снижать операционные расходы.
Читайте также: Гормон роста тарифов
Тем не менее, не следует думать, что при RAB-регулировании на тариф ничего не может повлиять в течение установленного периода. Тариф может ежегодно индексироваться с учетом макроэкономических показателей, в частности, инфляции. Кроме того, увеличивая или урезая тариф, нацрегулятор может наказывать или поощрять монополиста за исполнение инвестиционной программы, за надежность передачи ресурсов и энергии потребителям и за качество их обслуживания.
Вместе с тем, введение нового механизма регулирования в Украине вызывает пока еще больше вопросов нежели ответов, причем не только у субъектов природных монополий, но и у инициаторов идеи. Если говорить о внедрении RAB-методик, то сразу же встает вопрос о том, как создать суммарную базу активов монополистов, ведь для этого необходимо провести оценку основных фондов предприятий. «Говорить о каких-то конкретных шагах по проведению оценки активов предприятий еще преждевременно. Сейчас специалистами Национальной комиссии разрабатываются соответствующие методики и порядки. Я рассчитываю, что к августу они будут представлены общественности», - пояснил «У.К.» глава Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг Валерий Саратов. По его словам, переход на стимулирующее тарифообразование – процесс длительный. «В первую очередь, сложности связаны с тем, что модель стимулирующего тарифообразования, основанная на регуляторной базе активов – сложная экономическая категория. К сожалению, уровень специалистов экономического блока предприятий отрасли не всегда позволяет комплексно и в полном объеме реализовать эти модели на практике», - отметил глава регулятора. При этом в Нацкомиссии пообещали, что переход на стимулирующий тариф на базе RAB-регулирования не будет принудительным или обязательным для украинских монополистов. «Кто захочет, а самое главное сможет перейти – перейдут. Но необходимо понимать, что предприятия быстро поймут свою выгоду, и в течении следующих несколько лет большинство из них перейдет на работу в рамках новой модели тарифообразования», - уверен господин Саратов.
Опасности RAB
К сожалению, но на практике пока не все так просто, как в теории. Внедрение RAB-системы в России, где уже несколько лет этот механизм определяет работу электросетевых компаний, сопровождается серьезными трудностями. Расчеты по новой методике включают доходы на инвестиции в размере не более 12%, в то время как банки выдают кредиты компаниям как минимум под 15-18% годовых. Брать заемные инвестиции под 18%, имея гарантированную доходность 12%, не в состоянии ни одна компания. Российские эксперты уверены, что RAB-метод эффективен при банковской ставке ниже 9%, потому что с учетом налога на прибыль инвестор вместо 12% получит всего 10% чистой прибыли от своих вложений в энергетику.
Так же старт новой модели тарифного регулирования по времени совпал с разразившимся финансово-экономическим кризисом, одним из последствий которого стал спад промышленного производства. Это привело к существенному замедлению роста энергопотребления в России, причем уменьшение общего объема отпуска ресурса произошло в основном за счет крупных потребителей, которые отказались от весьма амбициозных программ производственного развития, что в свою очередь стало причиной корректировки инвестиционных планов практически всех сетевых компаний.
Если рассматривать все эти проблемы, как временные, то механизм в среднесрочной перспективе должен показать эффективность.