ГлавнаяПубликацииАналитикаКоммуналка в зоне АТО: война — не помеха?

Коммуналка в зоне АТО: война — не помеха?

На перемещении поставщиков коммунальных услуг с неподконтрольных территорий поставлен крест. Кабмин постановлением №263 фактически разрешил регистрацию компаний в зоне АТО. И это лишь вершина айсберга в коммунальном обслуживании «по ту сторону границы».

«Самопровозглашенные» поставщики коммунальных услуг, перебои в оказании ЖКУ и полное отсутствие социальной защиты — таковы реалии жилищно-коммунальной сферы в зоне АТО. Хотя, в целом, система предоставления населению коммунальных услуг «по ту сторону» блокпостов жива и более-менее успешно функционирует. Только рычагов влияния на коммуналку в неподконтрольных городах у Украины с каждым днем остается все меньше. 

Один газ на двоих

Так, в Луганской области уже несколько месяцев существует два «Луганскгаза». Один из них — «самозванец». В офисе главного регионального поставщика газа сейчас расположено ГП «Луганскгаз». За громким названием — пустота. В Украине такой компании нет. Она зарегистрирована в «ЛНР», и, по сути, является фейковой — так как «ЛНР» никем не признана. Официально «республиканский» «Луганскгаз» не может взаимодействовать даже с российскими контрагентами. Но факт остается фактом: под его контролем не только имущество ПАО «Луганскгаза» на неподконтрольных территориях, но и 7 структурных подразделений компании — в Луганске, Алчевске, Антраците, Краснодоне, Красном Луче, Стаханове и Свердловске. При этом коллективы подразделений выполняют свою обычную работу — только теперь под вывеской ГП. «Республиканцы» даже сайт настоящей компании «угнали» — сейчас он функционирует под «брендом» ГП «Лугансгаз», а ПАО «Луганскгаз» размещает новости на своем сайте в портале украинских газовиков 104.ua и Фейсбуке. 
 
Офис ПАО «Луганскгаз» сегодня расположен в Северодонецке. Управленцы компании, покинули Луганск еще летом прошлого года. Сама компания официально перерегистрирована по месту нынешнего расположения. 
 
Однако для предприятий коммунальной сферы в зоне АТО — это, скорее, исключение. Неподконтрольные территории официально покинули лишь крупные компании, да и то не все. Всеобщая эвакуация предприятий и учреждений с неподконтрольных территорий, объявленная полгода назад, изначально была провальной. 
 
Напомним, Минрегион сообщил о перемещении подведомственных организаций с неподконтрольных территорий и всестороннем содействии им в размещении по новым адресам еще в конце ноября прошлого года. Сейчас май, а прецедентов успешного перебазирования ЖЭКов, или, к примеру, горводоканалов нет. КП «Донецкгорводоканал» по-прежнему зарегистрировано в Донецке, ОКП «Компания «Лугансквода» — в Луганске. С ЖЭКами еще сложнее. В отрыве от своего населенного пункта они даже теоретически существовать не могут. 
 
Но показательно другое — отсутствие внятной политики в отношении «потусторонних» коммунальщиков как на государственном, так и на региональном уровнях. Как следствие, «ЛНР» и «ДНР» не только контролируют территории, но и постепенно форматируют рынок коммунальных услуг «под себя».

Борьба прошла, компании остались

Правда, в Луганской области март-апрель прошел под знаком борьбы с недобросовестными коммунальными компаниями. Геннадий Москаль, заступив на пост председателя Луганской областной военно-гражданской администрации, заявил о ревизии областных коммунальных предприятий и первым своим распоряжением уволил директора основного поставщика воды в регионе — ОКП «Компании «Лугансквода» Сергея Махуренко за то, что он «не переместил возглавляемое им предприятие на контролируемую Украиной территорию». Позже пресс-служба господина Москаля сообщила также о ликвидации областной компании «Лугансктеплокоммунэнерго» и увольнении ее руководителя. Но, по сути, все ограничилось громкими заявлениями.
 
 
«Лугансквода», согласно единому госреестру юридических лиц, все так же расположена в Луганске, записи о новом руководителе в реестре нет. И, фактически, руководит компанией Сергей Махуренко, несмотря на объявленную отставку. 
 
Более того, согласно госреестру, «Лугансктеплокоммунэнерго» вовсе не ликвидировано — «не пребывает в процессе прекращения». Свою «прописку» это предприятие также не сменило, как и коммунальная компания Луганского городского совета «Теплокоммунэнерго» — поставщик тепла и горячей воды. КП «Луганский центр утилизации отходов», согласно госреестру, тоже не пребывает в процессе прекращения и зарегистрировано в Луганске.
 
В Донецке, и в целом на территории «ДНР», ситуация такая же. Некоторые компании сменили «прописку». Например, компания «Вода Донбасса» — региональный поставщик воды, в том числе в неконтролируемых городах Донецкой области, — сейчас зарегистрирована в Мариуполе. 
 
В то же время, ПАО «Донецкоблгаз», согласно госреестру, по прежнему зарегистрировано в Донецке. И это при том, что по данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины, 38,3% акций компании принадлежит «Нафтогазу Украины». Ситуация показательна — компания с госдолей не торопится покинуть «логово врага». 
 
Как и в «ЛНР», в «ДНР» созданы и «республиканские» компании. Например, ГК «Донбассгаз», который работает на базе украинского ПАО «Донкецкгоргаз». Но таких компаний — единицы. 
 
Одним словом, структура рынка коммунальных услуг в зоне АТО почти довоенная — за небольшим исключением игроки те же.

Да будет свет!

Примечательно, что в недавнем Постановлении Кабмина №263, которое выделяет зону АТО из общего энергорынка и запрещает импорт электроэнергии с неподконтрольных территорий в Украину (за исключением перетоков), о перемещении компаний с неподконтрольных территорий не упоминается вовсе. Помимо прочего, документ устанавливает порядок работы в регионе основных местных поставщиков электричества — ПАО «ДТЭК Донецкоблэнерго» и ООО «Луганское энергетическое объединение» («ЛЭО»). При этом, согласно госреестру, обе компании зарегистрированы на неподконтрольных территориях: «ДТЭК Донецкоблэнерго» — в Горловке, а «ЛЭО» — в Луганске.
 
Формально никакого нарушения в этом нет. И Донецк, и Горловка — территория Украины, хоть и неподконтрольная. Но вот на идее всеобщей эвакуации компаний из зоны АТО, Постановление №263 поставило крест. Как и на тезисе о том, что перерегистрация на подконтрольной территории необходима, чтобы компания перечисляла налоги в госбюджет. 
 
Либо Кабмину не нужны налоги из зоны АТО, либо для получения налогов не нужна перерегистрация. Третьего не дано. 
 
В добавок ко всему, Постановление №263 породило ряд риторических вопросов. Например, чем ООО «ЛЭО» лучше «Луганскводы», против луганской регистрации которой столь бурно выступил глава региона? Кто проконтролирует налогообложение компаний, зарегистрированных в Луганске или Донецке — ведь подразделения госфискальной службы в этих городах отсутствуют? Как вообще обеспечить контроль за деятельностью предприятий, официально расположенных на неподконтрольных территориях?

«Республиканский» привет

Интересно, что несколько месяцев назад, когда в «ЛНР» заговорили о национализации в ЖКХ, в прессе фигурировали две компании — «Лугансгаз» и «ЛЭО». Но реально «республиканская» компания создана одна — ГП «Луганскгаз». Местные СМИ осенью прошлого года сообщили, что имущество «ЛЭО» в Луганске захвачено, у компании «форс-мажор и они не отчитываются перед налоговой и другими органами», а все платежи перечисляют в Украину. То, что «ЛЭО» перечисляет деньги, полученные на территории «ЛНР», в Украину, позже подтвердили и в «ЛНР», обосновав потреблением «электричества с «Энергорынка», — то есть поставленного Украиной, — и «необходимостью рассчитываться с долгами». Постановление №263 эту схему расчетов полностью легализовало.
 
 
Но самое интересное, что еще зимой, как сообщили информационные «рупоры ЛНР», и.о. генерального директора «ЛЭО» Александр Емельяненко (по «совместительству» замминистра и депутат «ЛНР») заявил о планах по открытию компанией центров сбора платежей по всей территории «ЛНР» «для того, чтобы люди смогли платить за услуги». 
 
Какая компания широко развернула деятельность в «ЛНР», — «ЛЭО» или псевдо-«ЛЭО», - можно лишь догадываться. Одно несомненно — официально «ЛЭО» зарегистрирована в Луганске. Кстати, в Северодонецке, где накануне 9 мая в сетях «были серьезные скачки напряжения», местные СМИ объяснили их тем, что «у городских властей крайне мало рычагов для влияния на электрораспределяющее предприятие «ЛЭО», которое располагается в Луганске и принадлежит российскому олигарху» («ЛЭО» связывают с Константином Григоришиным). В этом отношении Постановление №263 ничего не изменило и рычагов влияния местным властям не добавило. 

«ДНР» платить не хочет

Компания «ДТЭК Донецкоблэнерго» находится в похожей ситуации. Разница в том, что в «ДНР» с начала апреля решили замкнуть расчеты за свет «на себя»,  — производить их только в отделениях ЦРБ «ДНР», — «для исключения поступления оплаты за потребленную электрическую энергию за пределы республики». Поставщиков в ДНР насчитали 5: две «республиканские» компании — «Государственная магистральная сетевая компания» и ГП «Донецкая железная дорога», и три ДТЭКа — ПАО «ДТЭК Донецкоблэнерго», ПАО «ДТЭК ПЭС-Энергоуголь», ПАО «ДТЭК Высоковольтные сети».
 
Примечательно, что все пять компаний, согласно сообщению «министерства угля и энергетики ДНР», зарегистрированы в Донецке, причем по одному адресу (напомним, по данным украинского госреестра, «ДТЭК Донецкоблэнерго» «прописана» в Горловке») и открыли счета в ЦРБ «ДНР». 
 
Правда, в «ДНР» подчеркивают, что не будут «учитывать платежи за электроэнергию, поступающие напрямую ПАО «ДТЭК Донецкоблэнерго». А региональные СМИ сообщили, что 20 апреля неизвестные вооруженные люди захватили здание компании «ДТЭК Донецкоблэнерго» в Горловке. Но на то они и неподконтрольные территории — здесь свои реалии. 
 
Важно другое. Постановление №263 наделяет компанию «ДТЭК Донецкоблэнерго» особым статусом, но не допускает взаимодействия со структурами, созданными в «ДНР», так как они находятся вне украинского правового поля. Проще говоря, платить за свет в «ДНР» должны напрямую ДТЭКу. А вот согласятся ли на это — вопрос. А если не согласятся, закроет ли Украина глаза на сотрудничество с «республиканскими» структурами? 
 
Но самое главное — зачем полгода назад было заявлять о тотальной эвакуации с неподконтрольных территорий, если сегодня украинские поставщики коммунальных услуг и местные, а по сути фиктивные, структуры — без пяти минут партнеры? И зачем вообще тогда нужна линия разграничения?
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Реклама: Защитите себя, купив сафари 431м. Только у нас отличные цены и качественный товар!

 
Комментарии (2)
Владимир5
14 мая 2015 г. 11:27
Смешно будет если этим всем Донецк и Луганск теплоэнерго , водоканалам и газам будут компенсировать разницу в тарифах из госбюджета Украины, в прошлом году такие попытки были и не без успеха .
Читатель4
14 мая 2015 г. 11:47
будет совсем не смешно