ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХ Коммунальные предприятия и Нацкомуслуг: неравный брак Или игра в одни ворота. Часть 1

Коммунальные предприятия и Нацкомуслуг: неравный брак Или игра в одни ворота. Часть 1

Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения должны быть обязательно экономически обоснованными, т.е. возмещать предприятиям хотя бы расходы на их производство.
С созданием Президентом Виктором Януковичем в июле 2011 года Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, многие водоснабжающие и теплоснабжающие предприятия надеялись на то, что эта комиссия как специальный отраслевой государственный регулятор отношений тарифообразования в сфере ЖКХ, по крайней мере, будет больше интересоваться судьбой коммунальщиков. В частности, помогать в решении насущных проблем путем утверждения тарифов на услуги, которые возмещали хотя бы 70-80% затрат предприятий на их выработку.
Читайте также: Гормон роста тарифов 
Оптимизма в настроение коммунальщиков добавляли регулярные заявления главы профильного министерства Анатолия Близнюка и председателя Нацкомуслуг Валерия Саратова о том, что тарифы на воду и теплоснабжения должны быть обязательно экономически обоснованными, т.е. возмещать предприятиям хотя бы затраты на их производство, не говоря уже о какой-то прибыли от деятельности. Однако, с появлением первых результатов работы Нацкомпослуг в виде постановлений об утверждении тарифов на услуги тому или иному коммунальному предприятию, стало ясно, что практика деятельности регулятора существенно отличается от публичных заявлений.
 
Тарифы коммунальщикам корректируются только на энергетическую составляющую: водоснабжающим предприятиям тариф частично повышается на тот уровень, на который возрастает электрическая энергия, теплоснабжающим предприятиям - частично на уровень повышения стоимости природного газа, в среднем на уровне 10-15%.
 
Такую разницу между «словом и делом» объяснить легко: во - первых, на горизонте выборы в Верховную Раду, а жилищно-коммунальная «фишка» всегда была и остается основным элементом политического пиара и борьбы за голоса избирателей. Во-вторых, - поручение Николая Азарова в начале января контролирующим органам о проведении тотальных проверок деятельности коммунальщиков.
Законом Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» Нацкомуслуг предоставлены полномочия по лицензированию хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и водоотводу, производству и поставке тепловой энергии и горячей воды, а также разработка и утверждение лицензионных условий и порядка контроля за их соблюдением.
 
Также к полномочиям Нацкомуслуг входит осуществление контролирующих функций за хозяйственной деятельностью лицензиатов, а именно: 
 
- контроль за недопущением перекрестного субсидирования при внедрении хозяйственной деятельности субъектами естественных монополий;
 
- контроль за целевым использованием средств, объемы которых предусмотрены структурой тарифов, полученных в результате осуществления лицензированной деятельности естественными монополистами;
 
- контроль за выполнением субъектами естественных монополий и субъектами хозяйствования на смежных рынках инвестиционных программ, направленных на обновление основных фондов, повышения эффективности и уменьшения потерь в процессе осуществления деятельности, подлежащей регулированию;
 
- осуществляет в пределах своих полномочий контроль за качеством производимых субъектами естественных монополий и субъектами хозяйствования на смежных рынках, или услуг, предоставляемых этими субъектами.
 
При этом Нацкомуслуг имеет право беспрепятственного доступа на территорию и в помещения предприятий, предоставляющих и производящих коммунальные услуги. А сами лицензиаты обязаны предоставить пакет документов, необходимых для осуществления комиссией ее полномочий, и информации, предусмотренной законодательством.
 
Но, к сожалению, закон не устанавливает конкретного перечня документов, регулятор имеет право требовать при проведении проверки соблюдения лицензионных условий, возлагая разработку порядка осуществления проверок и контроля на саму комиссию. Прямо как в сказке, «а щуку отпустили в реку»...
Таким щедрым подарком законодателя Нацкомпослуг воспользовалось, как говорится «на все 100», и вскоре соответствующими приказами регулятора были утверждены перечни вопросов для плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в виде проверки соблюдения лицензионных условий по осуществлению хозяйственной деятельности. А именно речь идет о производстве и поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного холодного водоснабжения и водоотведения.
 
Согласно этим перечням, кроме непосредственных документов, отражающих технологический процесс лицензиата (технические паспорта, документация на котельные и скважины, рабочие чертежи, планы предупредительных работ, технологические регламенты и т.д.), Нацкомуслуг также проверяет еще много других документов. А именно: наличие соглашений обязательного или добровольного страхования, юридических, консалтинговых, информационно - консультационных и других услуг, источники их финансирования и влияние на финансовые показатели, ведение бухгалтерского учета отдельно по каждому виду деятельности, осуществлении лицензионной деятельности по принципу экономической целесообразности и эффективного расходования и использования, анализ состояния расчетов потребителей за услуги, характеристику дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, анализ проведения претензионно-исковой работы с целью взысканных долгов с потребителей-должников. Для теплоснабжающих предприятий, кроме вышеупомянутого, регулятор проверяет еще и наличие открытых текущих счетов со специальным режимом использования и анализ поступления на них средств за потребленную тепловую энергию от всех категорий потребителей (т.е. проверка соблюдения лицензиатами известного постановления КМУ от 03.12.2008 года № 1082).
 
На этом примере ясно видно, что разработчики этих порядков и перечней собственноручно превратили Нацкомуслуг для лицензиатов с союзника во врага. Ведь перед лицензиатами возникает новый контролирующий орган, но с полномочиями КРУ, налоговой, милиции, инспекции по контролю за ценами и тарифами вместе взятыми.
 
Вызывает удивление и откровенное возмущение то, что Нацкомпослуг будет осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами норм постановления Кабинета Министров № 1082, которое обязывало теплоснабжающие предприятия открывать распределительные счета в учреждениях Сбербанка, где в автоматическом режиме они распределялись между тепловиками и поставщиками природного газа.
Неужели разработчикам этих порядков неизвестно, что решением Окружного административного суда г.Киева от 26.02.2010 года по делу № 2а-10641/09/2670 по иску КП «Харьковские тепловые сети» к правительству, нормы, которые предусматривали обязанность тепловиков осуществлять расчеты исключительно через эти счета были отменены? Законность этого решения также была подтверждена постановлением Киевского апелляционного административного суда от 05.04.2011 года. То есть уже больше года изменения в постановление № 1082, которые мешают жить и нарушают права предприятий, отменены.
 
Таким образом, если Нацкомуслуг обнаружит во время проверки факт нарушения предприятием требований правительственного постановления, то по юридическим канонам привлечь к ответственности лицензиата за нарушение отмененного постановления невозможно. Но это только за юридическими постулатами....
 
По версии же Нацкомуслуг, которая руководствуется при принятии решений, скорее всего, собственным пониманием законодательства, за нарушение лицензиатом порядка перечисления средств на текущие счета со специальным режимом использования, охотно привлекает к ответственности лицензиатов и налагает на них финансовые санкции. Так поплатились «Винницагортеплоэнерго» и «Теплоэнерго» Днепропетровского городского совета, КП «Миколаивтеплоенерго» и КП «Павлоградтеплоэнерго», у которых во время проверки, среди прочих нарушений было выявлено не соблюдение ими режима использования распределительных счетов.
 
О том, как реагируют предприятия отрасли на действия регулятора, читайте 26 апреля.

 
Владимир Ронин специально для ИА «Украина Коммунальная» 

Раньше ворота на замках опускались при помощи механизмов, на которые в свою очередь оказывалось давление со стороны людей. С развитием техники, данный аспект автоматизировался. Вашему вниманию представлена автоматика для распашных ворот. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте fabrikagefest.ru.

 
Комментарии (1)
SERGEY3
25 апреля 2012 г. 13:14
ВСЕ КАК ВСЕГДА , ОНИ НЕ ПЕРВЫЕ И НЕ ПОСЛЕДНИЕ , ПРОСТО ЗАРАБАТЫВАЮТ ...