Коммунальные дотации

Одним из актуальных вопросов в системе социальной помощи Украине, является вопрос права на льготы по оплате гражданами ЖКХ. Учитывая тенденцию приведения тарифа на коммунальные услуги к экономически обоснованного уровня, актуальность вопроса повышается.

Законодательство Украины предусматривает предоставление различных видов льгот многим категориям граждан. Право на льготы по социальному признаку имеет более 13 млн человек, что составляет около 29% от общей численности населения. По статистическим данным Минсоцполитики, в период 2011-2012 годов субсидиями на оплату услуг ЖКХ воспользовалось более 1,3 млн семей, что составляло около 7,6% от общего количества семей в Украине. В зависимости от категории льготников скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) предоставляется в размере от 25% до 100%. 

В Украине за первые полгода 2013 года количество семей, обратившихся за субсидиями на оплату услуг ЖКХ, увеличилось на 1% – до 589, 5 тысяч. Из них 74,1% – это городские жители. Наибольшее количество семей, получавших субсидии, зафиксировано в Кировоградской, Сумской и Черниговской обл. (4,6%), а наименьшее – в Ровенской, Ивано-Франковской, и Закарпатской обл. (1,3% по каждой). Средний размер назначенной субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг на одну семью в июне 2013 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,1% и составил 72,2 грн. Среди регионов наибольший размер наблюдался в Киеве и Полтавской области (154,9 грн и 134,1 грн соответственно), наименьший – в Херсонской, Житомирской и Черновицкой областей.
 
Напомним, условия получения субсидий. Право на назначение субсидии имеют семьи, у которых размер платы за жилищно - коммунальные услуги превышает объем определенного Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа: 10 или 15% среднемесячного совокупного дохода семьи. 

Какой размер субсидии?

Семьи, которым назначена жилищная субсидия, платят за жилищно - коммунальные услуги 15% среднемесячного совокупного дохода. Семьи пенсионеров и других нетрудоспособных граждан платят за услуги 10 % среднемесячного совокупного дохода. Семьи, в состав которых входят несовершеннолетние дети, инвалиды I и II группы, платят за услуги 10% среднемесячного совокупного дохода, если размер их дохода на одного человека не превышает 50 процентов прожиточного минимума. А с 1 января 2012 года - если размер их дохода на одного человека не превышает 100 процентов прожиточного минимума.
 
Субсидия рассчитывается исходя из 21 кв. метра владения или пользования общей площадью жилья на нанимателя и каждого зарегистрированного в жилом помещении (доме ) и дополнительно 10.5 кв. метра на всех здесь зарегистрированных, а для граждан, проживающих в однокомнатной квартире - на общую площадь независимо от размера квартиры.
В отдельных случаях, исходя из конкретных обстоятельств, субсидии могут назначаться независимо от размера общей площади жилья по решению районных, районных государственных администраций и исполнительных органов городских и районных советов или комиссий, которые ими образуются. Решение в таких случаях принимается на основании актов обследования материально - бытовых условий семьи.

Как это делают соседи?

В сфере ЖКХ как в России, так и в Украине существует два вида социальной поддержки: категориальное предоставления льгот на оплату услуг, то есть - определенным категориям граждан и адресное - предоставление жилищных субсидий домохозяйствам с низкими доходами по их представлению. Первый вид социальной поддержки менее эффективен как раз из-за низкой адресности. «В России, в отличие от Украины субсидии начисляются не по факту занимаемой площади и получения услуг, а утверждаемому для каждого муниципалитета стандарта проживания. Их может быть два - для многоквартирных домов и для односемейных домов. Поэтому не надо сдавать документы о текущих платежах. Нужны только: документ о составе семьи, об отсутствии долгов по оплате услуг (если нет общей информационной базы) и справка о доходах членов семьи », - объясняет директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» (Россия) Сергей Сиваев

Проблемы ОСМД

Одной из проблем, которая была поднята на заседании Кабинета Министров 14 декабря 2011 года, являлась проблема предоставления и возмещения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в домах, где созданы ОСМД, и которые по закону имеют право на такую льготу.
 
Процедура предоставления льгот и субсидий, а также компенсации затрат на их выплату, годами отработана: жители защищены, предприятия - поставщики коммунальных услуг «борются» за возмещение затрат из бюджета. При этом, естественные монополисты относятся к юридическим лицам со статусом прибыльных организаций и, соответственно, могут позволить себе списать эти расходы на убытки.
 
В отношении ОСМД все намного сложнее. Во-первых, согласно ст. 25 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирных домов» органы местного самоуправления должны передать полномочия по предоставлению льгот и субсидий. Не во всех регионах Украины это происходит. 
 
Во-вторых, не читая Закона «Об ОСМД», для получения из государственного бюджета возмещения затрат по предоставлению льгот и субсидий местные чиновники, руководствуясь ЗУ «О ЖКУ» и ЗУ «Об ОМС» заставляют объединения согласовывать тариф, приравнивая ОСМД к исполнителям услуг. Тем самым они подвергают ОСМД опасности возникновения у них налоговых обязательств как юридических лиц со статусом неприбыльной организации.
 
Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ, а также Министерство социальной политики дали свои разъяснения в пользу ОСМД, но на местах до сих пор процедуры не изменены. Это связано с тем, что многие порядки утверждены городскими советами и исполкомами, скреплены гербовыми печатями. Но вышеизложенные факты - это надводная поверхность айсберга, который может потопить «Титаник» законодательства по льготам и субсидиям, отмечает член Нацсовета по вопросам ОСМД при Кабмине Юлия Самойлова. 
Дело в том, что законы, регулирующие правоотношения в части выплаты и получения льгот принимались еще в 90-х годах, и базировались эти нормативные акты на законодательстве СССР о социальной защите. В то время квартиры были государственной собственностью. Исключение составляли кооперативные квартиры в домах ЖСК, где льготы жильцам не предоставлялись (по принципу - если смог купить квартиру, значит сможешь эту квартиру содержать). Жильцов многоквартирных домов называли квартиросъемщиками, и они считались пользователями государственной собственностью – квартирой. 
 
Сейчас в жилом фонде Украины насчитывается 98% собственников квартир в многоквартирных домах. Став владельцем квартиры, граждане получили право распоряжаться своим имуществом, а также обязательство содержать данное имущество.
 
А что же написано в законах, регламентирующих выплату льгот применительно к вопросам собственности? «Предоставляется скидка на пользование жильем».Возникают резонные вопросы: «пользование жильем» и «содержание домохозяйства» - термины взаимозаменяемые? Если это разные понятия, то собственнику жилья не положена льгота, а гражданину, который проживает, но фактически не является собственником – положена. Тогда почему повсеместно льгота предоставляется собственнику жилья и возмещаются затраты из дефицитного государственного бюджета? 

Законодательные коллизии не стоят на месте

Премьер-министр Николай Азаров в ходе заседания правительства 4 сентября отчитал Минрегион  за некомпетентность в вопросах образования тарифов на коммунальные услуги и невыполнение поручения относительно установления государственного контроля за экономической обоснованностью расценок на содержание придомовых территорий. Причиной критики со стороны Премьер-министра стало одобрение Министром Геннадием Темником проекта правительственного постановления, разработчиком которого является Минсоцполитики. Идея постановления заключалась в том, чтобы де-факто лишить права получения государственных льгот и жилищных субсидий на обслуживание домов, сооружений и придомовых территорий малообеспеченных категорий граждан, проживающих в домах ОСМД.
 
В свою очередь, Минсоцполитики аргументировало новацию тем, что в отличие от домов коммунальной формы собственности, тарифы, устанавливаемые местными органами власти, не распространяются на общества совладельцев. Последние сами выбирают перечень услуг и, соответственно, тех исполнителей, которые предложат приемлемые расценки. В итоге, содержание придомовой территории и дома, зачастую обходится на порядок дешевле установленных ЖЭКами тарифов.  Сообщается,что постановление не поддержали.  
 
Отметим, инициатива Минсоцполитики уже вызвала общественный резонанс. В частности, вчера заместитель председателя Национального совета по вопросам ОСМД при КМУ Екатерина Чижик обратилась к Премьер-министру Николаю Азарову в сети Facebook с просьбой урегулировать получение возмещения льгот и субсидий населению, состоящих в  ОСМД и ЖСК.
 
Комментарии (0)