ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытКоммунальное партнерство на европейском уровне

Коммунальное партнерство на европейском уровне

Отсутствие притока частного капитала в отрасль ЖКХ стало причиной внутриотраслевого монополизма и низкого качества услуг, физического и морального износа инфраструктуры из-за недостатка средств на ее развитие.

Зарубежный опыт и стабильность спроса на услуги ЖКХ – плательщиком за пользование коммунальными услугами является каждый житель страны, - свидетельствуют в пользу того, что этот рынок не может быть не интересен для бизнеса. Существующую модель управления коммунальной инфраструктурой нельзя признать эффективной, так как унитарные предприятия не имеют достаточной заинтересованности в улучшении качества предоставляемых услуг и модернизации инфраструктуры. Большой проблемой также является недостаток финансирования, так как издержки оператора не могут быть компенсированы в достаточном объеме за счет потребителей из-за действия тарифной системы определения цен, а муниципальный бюджет не в состоянии нести необходимые затраты.

Мировой опыт свидетельствует о том, что государственно-частное партнерство является одним из наиболее эффективных механизмов решения проблем в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

На данный момент в Украине реализуются около 40 проектов государственно-частного партнерства в сфере коммунального хозяйства. Привлечение частного капитала в коммунальную сферу наиболее часто осуществляется путем передачи имущества в аренду, приватизации или на основании концессионного соглашения.

Аренда

Долгосрочная аренда муниципальной собственности в настоящее время является самым распространенным механизмом государственно-частного партнерства в данной сфере. На основании договора аренды инвестору передаются в пользование объекты коммунальной инфраструктуры. Арендодателем выступает муниципальное унитарное предприятие, владеющее объектом аренды на праве хозяйственного ведения. Нередко в таких договорах предусматривается обязательство инвестора по капитальному ремонту или улучшению (модернизации) арендуемого имущества. Интерес бизнеса заключается в получении возможности взимания с населения платы за оказываемые услуги. В силу требований антимонопольного законодательства заключение договора аренды муниципального имущества возможно только по результатам проведения конкурсных процедур.

Приватизация

При приватизации муниципальные унитарные предприятия, которые владеют инфраструктурой на праве хозяйственного ведения, преобразуются в открытые акционерные общества, в оплату уставного капитала которых вносятся данные объекты инфраструктуры. Первоначальным собственником акций становится муниципалитет. Далее акции вновь созданного акционерного общества могут быть проданы частному инвестору или продолжают оставаться в собственности муниципалитета.

Концессия

Концессионное соглашение предусматривает обязательство частного партнера (концессионера) создать и/или реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать публичному партнеру (концеденту).

Концессия является наиболее удобным механизмом привлечения частного капитала, так как, с одной стороны, позволяет сохранить право собственности на объекты инфраструктуры за концедентом, а, с другой стороны, предусматривает широкие возможности для привлечения частного капитала в целях создания новых и модернизации существующих объектов, а также обеспечения их эффективного использования.

Концессионные соглашения в отношении коммунальной инфраструктуры успешно применяются в мировой практике, однако в Украине данная форма ГЧП пока не получила широкого применения на практике, в особенности это касается отношений малых и средних предпринимателей с местными и региональными властями. Во многом ситуация обусловлена несовершенством действующего нормативно-правового регулирования.

Всемирное партнерство

Государственно-частное партнерство получило свое настоящее развитие с начала XIX века в Великобритании. Проекты ГЧП разрабатываются сейчас в 60-ти странах мира. Только в Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений, которые обеспечивают 17% экономии для бюджета страны. По данным The National Council for Public-Private Partnerships, сейчас в каждом американском городе от 23 до 65 муниципальных служб работают в сотрудничестве с частным бизнесом. Его участие в подобных проектах позволяет местным властям экономить от 20 до 50% бюджетных средств.

Читайте также: ГЧП как решение противоречий

Развитие государственно-частного партнерства в экономически преуспевающих странах позволяет сделать вывод о том, что ЖКХ является наиболее перспективным сектором его использования. Анализ практики использования ГЧП позволил выделить следующие тенденции в его развитии:

1. Переход от отраслевых концессий к межотраслевым.

2. Нефиксированные сроки действия.

3. Проектное финансирование.

Государственно-частное партнерство в ЖКХ используется по следующим причинам:

- решаются финансовые проблемы;

- повышается конкурентоспособность на рынке частных инвестиций;

-  появляется инструмент государственного управления;

- внедряются принципы корпоративной социальной ответственности;

- формируется способность ЖКХ к развитию;

- модернизируется инфраструктура;

- повышается эффективность и качество функционирования общественного сектора.

ГЧП обладает рядом преимуществ, среди которых выделим лучшую оценку финансовых средств, лучшее качество услуг, быстрое продвижение проектов, более высокую определенность, большее количество проектов, лучшее использование активов, более эффективное регулирование, повышение конкурентоспособности, лучшие стимулы к реформе ЖКХ, генерацию дополнительных доходов. Однако ГЧП не свободно от недостатков. Так, оно порождает коррупцию и стимулирует нечестную конкуренцию. В мире накоплен большой опыт использования ГЧП в разных отраслях, при этом существует несколько основных форм такого партнерства: контрактное управление, аренда, приватизация и концессия.

Читайте также: Государство и бизнес объединяет ЖКХ

Аренда является наиболее распространенной формой привлечения частных компаний в сферу жилищно-коммунальных услуг в мире. Но вместе с тем, в этой форме недостатков и рисков для собственника больше всего. К существенным недостаткам аренды относится то, что арендатор не заинтересован в инвестициях и не несет ответственности за состояние основных фондов. Вновь созданные управляющие компании в секторе жилищно-коммунального хозяйства не имеют четкой стратегии развития и привлечения инвестиций. Предлагаемые компаниями договоры аренды не содержат предметных инвестиционных обязательств.

С учетом мирового опыта, Украине необходимо развивать некоммерческое партнерство, инвестирующее прибыль лишь в развитие бизнеса. При этом государство не продает объекты ЖКХ частным компаниям, а заключает с ними долгосрочные контракты на управление этими объектами, сохраняя право собственности и контроля качества услуг, цен и так далее. Такое партнерство особенно привлекательно для долгосрочных инвестиций в городское развитие с последующей продажей земельных участков частным участникам партнерства.

Некоммерческое партнерство может осуществляться в четырех формах:  DB (проект и строительство),  DBО(проект, строительство, эксплуатация),  DBОF (проект, строительство, эксплуатация, финансирование).

 Концессия

При модернизации коммунальных сетей проекты DB характеризуются средней эффективностью, DBО и DBОF – низкой. Эффективность концессий неопределенна. При модернизации коммунальных можностей DBО и DBОF обладают высокой эффективностью, DB и концессии – средней.

В мировой практике используются два метода выбора частных инвесторов:

1) англо-саксонская система (проводится три тендера: отдельно на проектирование, строительство и содержание или управление).

2)французская система (проводится один тендер на все виды работ/услуг).

Анализ использования ГЧП показал, что условиями его успешного применения являются:

- хорошо определенная законодательная база;

- простота и прозрачность процедур;

- долевая структура распределения рисков и выгод;

- наличие социальной и коммерческой выгоды;

- акцент на ожидаемый поток доходов;

- инициатор проектов - общественный сектор

На наш взгляд

Смысл реформы жилищно-коммунального хозяйства сводится к трем основным положениям.

Во-первых, необходима техническая и технологическая модернизация инфраструктуры, что позволит улучшить качество услуг и резко сократить неэффективный расход ресурсов.

Во-вторых, развитие конкуренции в данном секторе экономики может заменить там, где это возможно и целесообразно, естественную и административно-организационную монополию свободной конкуренцией.

В-третьих, инженерная инфраструктура, массовое жилищное строительство и ЖКХ могут стать, как показал опыт многих зарубежных стран, фактором экономического роста экономики, создания рабочих мест в депрессивных регионах.

Инвестиции в физическую инфраструктуру могут увеличить производительность в промышленности в целом за счет внешних эффектов среди фирм или отраслей и содействия рыночным трансакциям и тем самым воздействовать в долгосрочном периоде на экономический рост.

 
Комментарии (1)
Sergiy1
18 июня 2014 г. 09:56
Все це зрозуміло щодо підприємств монополістів. Але пар може в трубу вилетіти. Що будемо робити із стимулуванням енергоефективного споживання в житловому секторі? Тим більше, що в енергопостачанні завтра буде надзвичайна ситуація.Та і втрати теплової енергії у споживача найбільші. А автори Закону №1198-VII поєднали кардинально протилежні завдання постачальника ресурсів та споживача в квартирі.Крім того зробили водоканали прототипом НАКу(газ) для тепловиків.Чому бідний.....?Чи можливо дореформувалися?