Новости ЖКХ
Новости ЖКХ
Публикации
Публикации
Интервью
Интервью
Комментарии
Комментарии
Опросы
Опросы
Совет экспертов ЖКХ
Совет экспертов ЖКХ
Круглый стол
Круглый стол
Рус
Укр
ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Государство и бизнес объединяет ЖКХ
21 августа 2013 г. 08:40
Важнейшей областью использования методов и применения механизма государственно-частного партнерства является коммунальное хозяйство и социальная сфера.
Новости по теме
28 декабря 2021 г. 11:11
«Несерьезные» итоги 2021 года
«Несерьезные» итоги 2021 года
20 августа 2021 г. 10:35
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
05 августа 2021 г. 14:13
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
История развития
Говоря о сотрудничестве органов власти и бизнеса, прежде всего необходимо упомянуть Римскую империю, где для обеспечения управления и развития, существовала практика передачи в частные руки рынков, портов, бань и некоторых других значимых инфраструктурных проектов.
Данное время можно считать отправной точкой в развитии ГЧП, т.к. именно тогда реализовывался его базовый принцип привлечения частных структур на праве управления объектами, принадлежащих государству. В середине 16 века во Франции была осуществлена постройка канала по концессионному принципу.
Наиболее активно государственно-частное партнерство в концессионной форме начинает использоваться в 19 веке. К ключевым Европейским проектам данного периода, необходимо отнести концессию на поставку воды в город, заключенную с братьями Перрье.
Современный термин государственно-частное партнерство, известный как Public-Private Partnership, возник в Великобритании в начале 1990-х годов. Именно тогда, правительство Джона Мейджора приступило к развитию собственной формы ГЧП, как Private Finance Initiative. Ее сутью являлась возможность передачи в руки частных инвесторов функции строительства, реконструкции и развития государственных объектов. Параллельно развивалась практика государственно-частного партнерства и во всем Европейском союзе.
В феврале 2005 года, Евростат принял решение о бухгалтерском распределении договоров партнерства государственного и частного секторов. Данное решение оказало влияние на размер дефицита или профицита государственного бюджета и задолженности государства. Евростат рекомендовал, чтобы активы, выделенные для проектов между государственным и частным сектором были классифицированы как «негосударственные активы», то есть, обходят бухгалтерский баланс государства. С точки зрения бюджетного дефицита и задолженности, данное решение имеет положительное влияние на состояние финансов государственного сектора.
Успешные практики
По мере развития принципов ГЧП и реализации проектов по этой схеме, условно европейские страны можно разделить на 4 группы:
1. «Продвинутые». Великобритания, Германия, Италия, Ирландия, Франция. К характерными чертам данной группы прежде можно отнести наличие законодательных актов, регламентирующих деятельность института государственно-частного партнерства и обеспечивающих его эффективное существование. В указанных странах существует уже длительная практика применения ГЧП в различных отраслях, а так же богатый опыт взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти, во многом благодаря которым становится понятно, где механизмы ГЧП легко применимы и осуществимы, а где это будет связано с определенными трудностями.
Читайте также: Опасное партнерство
2. «Промежуточные». Испания и Португалия. Данная группа характеризуется прежде всего изменяющейся позицией правительства по данному вопросу, либо отсутствием отчетливого законодательства касающегося практики применения механизмов государственно-частного партнерства, что в свою очередь вызывает определенную настороженность у представителей бизнес-сообщества. Однако в то же время, данные государства достигли определенного прогресса в реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов при использовании ГЧП.
3. «Опоздавшие». Швеция, Норвегия, Люксембург и др. Общим у этих государств является то, что ГЧП здесь отсутствует практически полностью, либо законодательные акты призванные помочь развитию ГЧП в регионах находятся на начальной стадии внедрения.
4. Представители Центральной и Восточной Европы, а так же Россия. Со стороны экспертов отношение к данным государствам неоднозначное. С одной стороны существует пример Венгрии, где проект строительства автострады M5 абсолютно себя не оправдал с точки зрения прибыльности и в итоге государству пришлось самому выкупать долю концессионера и гарантировать ему прибыль. В Польше, построенный с применением принципов ГЧП участок трассы А2, связывающий Новы Томысл и Конин, имеющий протяженность свыше 150 километров, и являющийся самым большим и самым дорогим(около 870 млн евро) транспортным проектом Польши с привлечением бизнес-струкутр, столкнулся со схожими как и Венгерская автострада проблемами. По экспертным оценкам, порядка 60-80% проходящего транспорта, объезжают платный участок автострады, и таким образом не приносит частному лицу никаких финансовых дивидендов.
В то же самое время, ряд исследователей отмечает удачный опыт Чехии, где при помощи механизмов ГЧП на сегодняшний день был реализован ряд крупных инфраструктурных проектов имеющих общественно-государственную значимость. Учитывая то, что институт государственно-частного партнерства в Чехии, не имеет глубоких корней, опыт реализации проектов в этой является не таким богатым как в странах группы 1 и 2 групп.
Более подробно стоит остановится на опыте реализации инвестиционных проектов с использованием механизма ГЧП в некоторых странах. Государственно-частному партнерству в Германии придается большая роль в процессе трансформирования национальной экономики из индустриальной в информационную в соответствии с приоритетной правительственной программой действий.
Роли участников ГЧП распределяются следующим образом: правительство создает условия для развития путем принятия рамочного законодательства и проведения стимулирующей экономической политики, а частный сектор – обеспечивает внедрение этой технологии в экономику.
ГЧП - приоритет государственной политики
Важнейшей областью использования методов и применения механизма ГЧП в Германии, является коммунальное хозяйство и социальная сфера. Следует отметить многообразие форм сотрудничества муниципальных органов управления с частным бизнесом. Например, органы муниципального самоуправления поручают частным компаниям исполнение в полном объеме или на уровне делегирования отдельных функций выполнение задач по социальному обеспечению населения коммунальными услугами, строительству объектов инфраструктуры и реализации иных функций, которые относятся к компетенции муниципальных органов власти. При этом происходит не только перераспределение полномочий и прибыли от реализации конкретных проектов, но и происходит распределение рисков и ответственности под гарантии принятия большей части ответственности органами муниципальной власти.
Читайте также: Эффективное партнерство или коммунальное мошенничество
В других развитых европейских странах, например в Швейцарии, опыт которой в реализации проектов ГЧП не столь длителен, как в США и Великобритании, реализация проектов ГЧП имеет свои интересные особенности. Диапазон и комплексность задач, которые требуют решения на уровне правительства, постоянно расширяется и усложняется, что, в свою очередь, диктует органам государственного управления необходимость ориентироваться на инновационный подход для достижения результата. По мнению швейцарских экономистов, правительство обязано кардинально изменить роль и направленность государственной политики от государства «обслуживания» к «гарантийному государству». Поэтому в настоящее время власти Швейцарии стараются активно использовать различные модели и формы привлечения частного сектора для решения задач в социальной сфере.
В Швейцарии существовала практика включения частных фирм в те или иные организационные формы для выполнения общественных задач. Но они были, в основном, связаны с аутсорсингом, тогда как подлинные партнерства между правительством и частными предприятиями до настоящего времени не были сильно распространены и не подвергались комплексному анализу со стороны государственных властей.
В Украине привлекательной для ГЧП сферой является ЖКХ. Основные проблемы ЖКХ в стране — это и недостаток финансовых ресурсов, и их неэффективное использование. Вместе с тем реализация данных проектов наталкивается на следующие проблемы: существует недоверие органов власти к частным операторам; муниципальные активы не всегда зарегистрированы в установленном порядке и поэтому не могут быть переданы в управление частному оператору; ограниченный перечень активов, которые могут приниматься банками в качестве залогового обеспечения; отсутствует ясность в вопросе выполнения обязательств муниципалитета перед частным бизнесом, в случае нарушения соглашения и другие юридические проблемы; существующий механизм ценообразования не стимулирует эффективность деятельности частных компаний в этой сфере.
Основываясь на исследованиях А.Ренда и Л. Шрефлер
Комментарии (0)
Для комментирования вам необходимо авторизоваться на сайте