ГлавнаяПубликацииАналитикаГосударство и бизнес объединяет ЖКХ

Государство и бизнес объединяет ЖКХ

Важнейшей областью использования методов и применения механизма государственно-частного партнерства является коммунальное хозяйство и социальная сфера.

История развития

Говоря о сотрудничестве органов власти и бизнеса, прежде всего необходимо упомянуть Римскую империю, где для обеспечения управления и развития, существовала практика передачи в частные руки рынков, портов, бань и некоторых других значимых инфраструктурных проектов. 
 
Данное время можно считать отправной точкой в развитии ГЧП, т.к. именно тогда реализовывался его базовый принцип привлечения частных структур на праве управления объектами, принадлежащих государству. В середине 16 века во Франции была осуществлена постройка канала по концессионному принципу. 
 
Наиболее активно государственно-частное партнерство в концессионной форме начинает использоваться в 19 веке. К ключевым Европейским проектам данного периода, необходимо отнести концессию на поставку воды в город, заключенную с братьями Перрье. 
 
Современный термин государственно-частное партнерство, известный как Public-Private Partnership, возник в Великобритании в начале 1990-х годов. Именно тогда, правительство Джона Мейджора приступило к развитию собственной формы ГЧП, как Private Finance Initiative. Ее сутью являлась возможность передачи в руки частных инвесторов функции строительства, реконструкции и развития государственных объектов. Параллельно развивалась практика государственно-частного партнерства и во всем Европейском союзе.
 
В феврале 2005 года, Евростат принял решение о бухгалтерском распределении договоров партнерства государственного и частного секторов. Данное решение оказало влияние на размер дефицита или профицита государственного бюджета и задолженности государства. Евростат рекомендовал, чтобы активы, выделенные для проектов между государственным и частным сектором были классифицированы как «негосударственные активы», то есть, обходят бухгалтерский баланс государства. С точки зрения бюджетного дефицита и задолженности, данное решение имеет положительное влияние на состояние финансов государственного сектора.

Успешные практики

По мере развития принципов ГЧП и реализации проектов по этой схеме, условно европейские страны можно разделить на 4 группы:
 
1. «Продвинутые». Великобритания, Германия, Италия, Ирландия, Франция. К характерными чертам данной группы прежде можно отнести наличие законодательных актов, регламентирующих деятельность института государственно-частного партнерства и обеспечивающих его эффективное существование. В указанных странах существует уже длительная практика применения ГЧП в различных отраслях, а так же богатый опыт взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти, во многом благодаря которым становится понятно, где механизмы ГЧП легко применимы и осуществимы, а где это будет связано с определенными трудностями.
 Читайте также: Опасное партнерство
2. «Промежуточные». Испания и Португалия. Данная группа характеризуется прежде всего изменяющейся позицией правительства по данному вопросу, либо отсутствием отчетливого законодательства касающегося практики применения механизмов государственно-частного партнерства, что в свою очередь вызывает определенную настороженность у представителей бизнес-сообщества. Однако в то же время, данные государства достигли определенного прогресса в реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов при использовании ГЧП.
 
3. «Опоздавшие». Швеция, Норвегия, Люксембург и др. Общим у этих государств является то, что ГЧП здесь отсутствует практически полностью, либо законодательные акты призванные помочь развитию ГЧП в регионах находятся на начальной стадии внедрения.
 
4. Представители Центральной и Восточной Европы, а так же Россия. Со стороны экспертов отношение к данным государствам неоднозначное. С одной стороны существует пример Венгрии, где проект строительства автострады M5 абсолютно себя не оправдал с точки зрения прибыльности и в итоге государству пришлось самому выкупать долю концессионера и гарантировать ему прибыль. В Польше, построенный с применением принципов ГЧП участок трассы А2, связывающий Новы Томысл и Конин, имеющий протяженность свыше 150 километров, и являющийся самым большим и самым дорогим(около 870 млн евро) транспортным проектом Польши с привлечением бизнес-струкутр, столкнулся со схожими как и Венгерская автострада проблемами. По экспертным оценкам, порядка 60-80% проходящего транспорта, объезжают платный участок автострады, и таким образом  не приносит частному лицу никаких финансовых дивидендов.
 
В то же самое время, ряд исследователей отмечает удачный опыт Чехии, где при помощи механизмов ГЧП на сегодняшний день был реализован ряд крупных инфраструктурных проектов имеющих общественно-государственную значимость. Учитывая то, что институт государственно-частного партнерства в Чехии, не имеет глубоких корней, опыт реализации проектов в этой является не таким богатым как в странах группы 1 и 2 групп.
 
Более подробно стоит остановится на опыте реализации инвестиционных проектов с использованием механизма ГЧП в некоторых странах. Государственно-частному партнерству в Германии придается большая роль в процессе трансформирования национальной экономики из индустриальной в информационную в соответствии с приоритетной правительственной программой действий.
 
Роли участников ГЧП распределяются следующим образом: правительство создает условия для развития путем принятия рамочного законодательства и проведения стимулирующей экономической политики, а частный сектор – обеспечивает внедрение этой технологии в экономику. 

ГЧП - приоритет государственной политики

Важнейшей областью использования методов и применения механизма ГЧП в Германии, является коммунальное хозяйство и социальная сфера. Следует отметить многообразие форм сотрудничества муниципальных органов управления с частным бизнесом. Например, органы муниципального самоуправления поручают частным компаниям исполнение в полном объеме или на уровне делегирования отдельных функций выполнение задач по социальному обеспечению населения коммунальными услугами, строительству объектов инфраструктуры и реализации иных функций, которые относятся к компетенции муниципальных органов власти. При этом происходит не только перераспределение полномочий и прибыли от реализации конкретных проектов, но и происходит распределение рисков и ответственности под гарантии принятия большей части ответственности органами муниципальной власти.
В других развитых европейских странах, например в Швейцарии, опыт которой в реализации проектов ГЧП не столь длителен, как в США и Великобритании, реализация проектов ГЧП имеет свои интересные особенности. Диапазон и комплексность задач, которые требуют решения на уровне правительства, постоянно расширяется и усложняется, что, в свою очередь, диктует органам государственного управления необходимость ориентироваться на инновационный подход для достижения результата. По мнению швейцарских экономистов, правительство обязано кардинально изменить роль и направленность государственной политики от государства «обслуживания» к «гарантийному государству». Поэтому в настоящее время власти Швейцарии стараются активно использовать различные модели и формы привлечения частного сектора для решения задач в социальной сфере.
 
В Швейцарии существовала практика включения частных фирм в те или иные организационные формы для выполнения общественных задач. Но они были, в основном, связаны с аутсорсингом, тогда как подлинные партнерства между правительством и частными предприятиями до настоящего времени не были сильно распространены и не подвергались комплексному анализу со стороны государственных властей. 
 
В Украине привлекательной для ГЧП сферой является ЖКХ. Основные проблемы ЖКХ в стране — это и недостаток финансовых ресурсов, и их неэффективное использование. Вместе с тем реализация данных проектов наталкивается на следующие проблемы: существует недоверие органов власти к частным операторам; муниципальные активы не всегда зарегистрированы в установленном порядке и поэтому не могут быть переданы в управление частному оператору; ограниченный перечень активов, которые могут приниматься банками в качестве залогового обеспечения; отсутствует ясность в вопросе выполнения обязательств муниципалитета перед частным бизнесом, в случае нарушения соглашения и другие юридические проблемы; существующий механизм ценообразования не стимулирует эффективность деятельности частных компаний в этой сфере.
 
Основываясь на исследованиях А.Ренда и Л. Шрефлер
 
 
Комментарии (0)