ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Концессионные миражи
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Сделав ставку на аренду и концессию объектов ЖКХ, правительство выбрало правильное направление для привлечения инвестиций в отрасль. Это условие является обязательным но, не достаточным. Самые важные для частных инвесторов вопросы остаются нерешенными
Даешь концессию!
«На реализацию проектов по модернизации систем в сфере ЖКХ необходимо более700 млрд грн... Никакие бюджетные программы не смогут обеспечить даже 1% инвестиционной потребности коммунальных предприятий. Наша главная задача - создание благоприятных условий для бизнеса в идеологии Закона Украины «О государственно-частном партнерстве». Мы понимаем, что будущее ЖКХ - это нормальный рентабельный бизнес в сфере жизнеобеспечения», - ответственно заявил министр. Можно по-разному воспринимать слова министра, но в них прозвучали, по крайней мере, два конструктивных месседжа. Первый - власть понимает, что только лишь за бюджетные деньги отечественное ЖКХ не поднимешь с колен, ставку следует сделать на частника. Второй – привлекать частный капитал следует через механизмы аренды и концессии, как принято в большинстве развитых стран мира. Также можно отметить принятие парламентом и правительством соответствующих нормативных актов. Так, 20 октября 2010 года вступил в силу Закон Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов центрального водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности». Кроме регулирования особенностей отношений аренды и концессии указанных объектов, закон также дополнил общие нормы законов Украины «О концессии», «Об аренде государственного и коммунального имущества» и уже упомянутого «О государственном и частном партнерстве».
Спустя год, 9 ноября 2011 года Кабинет Министров утвердил изменения к концессионному законодательству, суть которых сводилась к увеличению прозрачности аренды и концессии, закреплению гарантий перед инвесторами и ужесточению ответственности участников договора. В целом, несмотря на конструктивную критику экспертов принятого законодательства, можно сказать, что власть подготовила законодательную основу для привлечения многомиллиардных инвестиций, о которых говорил г-н Близнюк, в отрасль.
Даешь концессию?
Критично настроены и парламентарии, - члены профильного Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики. Так, по мнению, народного депутата Украины Игоря Лысова, в стране сегодня нет удачного примера концессии. «Я считаю, что концессия предполагает предоставление более качественной услуги за более низкую цену… Это возможно только в том случае, когда договор долгосрочный, а инвестор уверен в неизменности его условий…». В Украине, считает г-н Лысов, таких гарантий частник получить пока не может. Еще более радикальную позицию в отношении эффективности работы законодательства об особенностях аренды и концессии объектов ЖКХ занял.
По мнению народного депутата Украины Юрия Одарченко, необходимо объявить мораторий на действие нормативных актов, касающихся аренды и концессии коммунальных предприятий. Причина – национальный регулятор тарифов, чье практическое воздействие на рынок пока символическое. «Пока нет государственного органа, способного объективно оценить затраты, проанализировав составляющие тарифа, передавать в аренду или концессию объекты ЖКХ просто опасно для кармана граждан», - утверждает нардеп Одарченко. Таким образом, на уровне практиков и экспертного сообщества, внимание акцентируется на двух нерешенных проблемах: необходимости приведения тарифов к уровню экономически обоснованных, чтобы инвестор работал с прибылью, и необходимости предоставлению арендатору или концессионеру гарантий неизменности условий договора на протяжение его действия.
Что делать?
Ответ на этот вопрос логически вытекает из обозначенных выше проблем. Большинство экспертов и практикующих менеджеров сходятся во мнении, что для привлечения серьезного капитала в отрасль власти всех уровней должны на ментальном уровне понять, что квинтесенцией любого бизнеса является получение прибыли. Бизнес может быть различным по содержанию, иметь различную философию, но его неизменным смыслом и сутью является получение прибыли. В отношении такого социально значимого сектора экономики, как ЖКХ, норма рентабельности не может быть высокой априори, это автоматически означает высокие тарифы, рост социального напряжения и, в конечном итоге, – разрыв договорных отношений общины с частником. «..настоящий концессионер не спешит к нам идти, потому, что у него нет уверенности, что его вложенные средства вернутся с прибылью, - уверен Сергей Овчаренко, - только прибыль может быть показателем привлекательности коммунальных предприятий для инвесторов… Я не говорю о больших супер прибылях, но, в крайнем случае, не должно быть убытков. А мы сегодня в убытках, кто к нам придёт?».
С мнением директора Черкасского водоканала согласен народный депутат Игорь Лысов - «необходимо, что бы в товаре, который продается, была заложена норма прибыли. Например. Подается горячая вода для отопления – это должно быть выгодно, работает лифт - он должен быть выгоден при его эксплуатации».
Впрочем, оба эксперта также сходятся во мнении, что только лишь простым повышением тарифов частный капитал в отрасль не привлечешь. На противоположной стороне всегда стоят интересы общины, которая в большинстве случаев не собирается платить за растущие в цене услуги. Во-первых, рост тарифов, как правило, не подкреплен соответствующим ростом доходов населения. Во-вторых, граждане при повышении стоимости услуг рассчитывают получать соответствующий рост их качества, что в большинстве случаев просто нереально. Особенно, когда речь идет об объективном росте себестоимости ряда составляющих тарифа.
Одно можно утверждать точно – корректировку перечисленных проблем нельзя отдавать на откуп отдельно ни центральным, ни местным властям – необходимо совместными усилиями создать эффективный механизм изменения тарифа. В идеале – центральный регулятор дает базовый тариф, местные власти – проводят его корректировку в интересах общины и частного инвестора, которого они хотят привлечь на объекты ЖКХ.
Поменяться ролями
Несмотря на очевидную радикальность такой точки зрения, первичный срез проблематики эффективности работы концессионного законодательства, проведенный «У.К.», показал: власть и инвесторы продолжают не доверять друг другу. Власти необходимы средства на ЖКХ, частному капиталу – гарантии рентабельности и сохранности инвестиций. О последнем, пожалуй, следует сказать отдельно. По сложившейся в Украине традиции, каждая новая власть считает своим долгом отменить или раскритиковать решения предыдущей. Кто захочет, чтобы сделанную вчера миллиардную инвестицию, послезавтра признали незаконной, сделку разорвали и не выплатили никакой компенсации. Решение здесь возможно в консолидации национальных элит в попытке разрубить коммунальный узел проблем и не допустить перерастания проблем ЖКХ из экономических в техногенно опасные. Впрочем, есть еще один способ: поменять местами чиновников и инвесторов. Пусть бизнесмены пишут законы, а чиновники занимаются инвестициями. Вполне возможно, что результаты тогда будут лучше, чем сегодня.
Вадим Матвеев
Вашему автомобилю необходимы запчасти? Где их можно приобрести? В решении вопроса Вам поможет MarketLifeAvto. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте market.lifeavto.com.ua. Заходите и делайте выбор.