Концессионные миражи

Некоторые эксперты и практики не совсем разделяют оптимизм правительства в отношении ожидания сколь либо значимых инвестиций через механизмы аренды и концессии.

Сделав ставку на аренду и концессию объектов ЖКХ, правительство выбрало правильное направление для привлечения инвестиций в отрасль. Это условие является обязательным но, не достаточным. Самые важные для частных инвесторов вопросы остаются нерешенными

Даешь концессию!

В конце октября 2011 года в одном из еженедельников вышла авторская статья министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолия Близнюка . В статье прозвучали обнадеживающие слова для частного бизнеса, отношения которого с отраслью можно назвать непостоянными и эпизодическими.

«На реализацию проектов по модернизации систем в сфере ЖКХ необходимо более700 млрд грн... Никакие бюджетные программы не смогут обеспечить даже 1% инвестиционной потребности коммунальных предприятий. Наша главная задача - создание благоприятных условий для бизнеса в идеологии Закона Украины «О государственно-частном партнерстве». Мы понимаем, что будущее ЖКХ - это нормальный рентабельный бизнес в сфере жизнеобеспечения», - ответственно заявил министр. Можно по-разному воспринимать слова министра, но в них прозвучали, по крайней мере, два конструктивных месседжа. Первый  - власть понимает, что только лишь за бюджетные деньги отечественное ЖКХ не поднимешь с колен, ставку следует сделать на частника. Второй – привлекать частный капитал следует через механизмы аренды и концессии, как принято в большинстве развитых стран мира. Также можно отметить принятие парламентом и правительством соответствующих нормативных актов. Так, 20 октября 2010 года вступил в силу  Закон Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов центрального водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности». Кроме регулирования особенностей отношений аренды и концессии указанных объектов, закон также дополнил общие нормы законов Украины «О концессии», «Об аренде государственного и коммунального имущества» и уже упомянутого «О государственном и частном партнерстве». 

Спустя год, 9 ноября 2011 года Кабинет Министров утвердил изменения к концессионному законодательству, суть которых сводилась к увеличению прозрачности аренды и концессии, закреплению гарантий перед инвесторами и ужесточению ответственности участников договора. В целом, несмотря на конструктивную критику экспертов принятого законодательства, можно сказать, что власть подготовила законодательную основу для привлечения многомиллиардных инвестиций, о которых говорил г-н Близнюк, в отрасль.

Даешь концессию?    

Впрочем, оказалось, что эксперты и практики не совсем разделяют оптимизм правительства в отношении ожидания сколь либо значимых инвестиций через механизмы аренды и концессии. Например, директор КП «Черкассыводоканал» Сергей Овчаренко считает, что концессионное законодательство работает не совсем эффективно, поскольку не решен вопрос установления рентабельных для частного инвестора тарифов. «…этот фактор сегодня мешает решению вопросов концессии и аренды и, вообще, развитию водоканалов», - считает г-н Овчаренко.

Критично настроены и парламентарии, - члены профильного Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики. Так, по мнению, народного депутата Украины Игоря Лысова, в стране сегодня нет удачного примера концессии. «Я считаю, что концессия предполагает предоставление более качественной услуги за более низкую цену… Это возможно только в том случае, когда договор долгосрочный, а инвестор уверен в неизменности его условий…». В Украине, считает г-н Лысов, таких гарантий частник получить пока не может. Еще более радикальную позицию в отношении эффективности работы законодательства об особенностях аренды и концессии объектов ЖКХ занял.

По мнению народного депутата Украины Юрия Одарченко, необходимо объявить мораторий на действие нормативных актов, касающихся аренды и концессии коммунальных предприятий. Причина – национальный регулятор тарифов, чье практическое воздействие на рынок пока символическое. «Пока нет государственного органа, способного объективно оценить затраты, проанализировав составляющие тарифа, передавать в аренду или концессию объекты ЖКХ просто опасно для кармана граждан», - утверждает нардеп Одарченко. Таким образом, на уровне практиков и экспертного сообщества, внимание акцентируется на двух нерешенных проблемах: необходимости приведения тарифов к уровню экономически обоснованных, чтобы инвестор работал с прибылью, и необходимости предоставлению арендатору или концессионеру гарантий неизменности условий договора на протяжение его действия.

Что делать?

Ответ на этот вопрос логически вытекает из обозначенных выше проблем. Большинство экспертов  и практикующих менеджеров сходятся во мнении, что для привлечения серьезного капитала в отрасль власти всех уровней должны на ментальном уровне понять, что квинтесенцией любого бизнеса является получение прибыли. Бизнес может быть различным по содержанию, иметь различную философию, но его неизменным смыслом и сутью является получение прибыли. В отношении такого социально значимого сектора экономики, как ЖКХ, норма рентабельности не может быть высокой априори, это автоматически означает высокие тарифы, рост социального напряжения и, в конечном итоге, – разрыв договорных отношений общины с частником. «..настоящий концессионер не спешит к нам идти, потому, что у него нет уверенности, что его вложенные средства вернутся с прибылью, - уверен Сергей Овчаренко, - только прибыль может быть показателем привлекательности коммунальных предприятий для инвесторов… Я не говорю о больших супер прибылях, но, в крайнем случае, не должно быть убытков. А мы сегодня в убытках, кто к нам придёт?».

С мнением директора Черкасского водоканала согласен народный депутат Игорь Лысов - «необходимо, что бы в товаре, который продается, была заложена норма прибыли. Например. Подается горячая вода для отопления – это должно быть выгодно, работает лифт - он должен быть выгоден при его эксплуатации».

Впрочем, оба эксперта также сходятся во мнении, что только лишь простым повышением тарифов частный капитал в отрасль не привлечешь. На противоположной стороне всегда стоят интересы общины, которая в большинстве случаев не собирается платить за растущие в цене услуги. Во-первых, рост тарифов, как правило, не подкреплен соответствующим ростом доходов населения. Во-вторых, граждане при повышении стоимости услуг рассчитывают получать соответствующий рост их качества, что в большинстве случаев просто нереально. Особенно, когда речь идет об объективном росте себестоимости ряда составляющих тарифа.

Одно можно утверждать точно – корректировку перечисленных проблем нельзя отдавать на откуп отдельно ни центральным, ни местным властям – необходимо совместными усилиями создать эффективный механизм изменения тарифа. В идеале – центральный регулятор дает базовый тариф, местные власти – проводят его корректировку в интересах общины и частного инвестора, которого они хотят привлечь на объекты ЖКХ.

Поменяться ролями

Отсутствие приемлемого для сторон решения может со временем привести к популяризации точки зрения, которой придерживается народный депутат Украины Юрий Одарченко. «Моё глубокое убеждение в том, что эти структуры должны находиться в коммунальной или государственной собственности ввиду их властности и влияния на жизнь большого количества людей», - считает г-н Одарченко. Он уверен, что большинство процессов подготовки к передаче объектов ЖКХ в аренду или концессию являются непрозрачными и проходят практически по одной схеме. Сначала местные чиновники умышленно банкротят коммунальное предприятие, затем пытаются за бесценок взять его в управление через подконтрольные коммерческие структуры.

Несмотря на очевидную радикальность такой точки зрения, первичный срез проблематики эффективности работы концессионного законодательства, проведенный «У.К.», показал: власть и инвесторы продолжают не доверять друг другу. Власти необходимы средства на ЖКХ, частному капиталу – гарантии рентабельности и сохранности инвестиций. О последнем, пожалуй, следует сказать отдельно. По сложившейся в Украине традиции, каждая новая власть считает своим долгом отменить или раскритиковать решения предыдущей. Кто захочет, чтобы сделанную вчера миллиардную инвестицию, послезавтра признали незаконной, сделку разорвали и не выплатили никакой компенсации. Решение здесь возможно в консолидации национальных элит в попытке разрубить коммунальный узел проблем и не допустить перерастания проблем ЖКХ из экономических в техногенно опасные. Впрочем, есть еще один способ: поменять местами чиновников и инвесторов. Пусть бизнесмены пишут законы, а чиновники занимаются инвестициями. Вполне возможно, что результаты тогда будут лучше, чем сегодня.

Вадим Матвеев

Вашему автомобилю необходимы запчасти? Где их можно приобрести? В решении вопроса Вам поможет MarketLifeAvto. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте market.lifeavto.com.ua. Заходите и делайте выбор.

 
Комментарии (0)