ГлавнаяПубликацииАналитикаКоррупция в ЖКХ: законодательство лояльное

Коррупция в ЖКХ: законодательство лояльное

В сфере ЖКХ случаи злоупотребления служебным положением, которые трактуются как коррупционные действия, нередки. Особенно отличилось нынешнее лето. Однако, искоренить взяточничество - дело не из легких, кажется, что само законодательство за него.

С тем фактом, что коррупция в Украине присутствует на всех уровнях жилищно-коммунального хозяйства, население, кажется, понемногу смирилось и считает такую ситуацию уже нормой своей жизни. Мизерные зарплаты, нехватка и стремительная текучесть кадров приводят к тому, что потребители вынуждены материально стимулировать усердие коммунальщиков, а руководство - закрывать глаза на подобные факты. Чаще всего, в сфере ЖКХ имеют место: мелкое взяточничество, получение откатов за выбор «определенного» подрядчика на тендере, хищение средств из бюджета ЖКХ, путем завышения цен на выполняемые работы, круговая порука.

Примечательно, нынешнее лето отметилось целым водопадом уголовных дел и громких задержаний руководителей именно коммунальных предприятий. 
 
Так, в мае директору КП «Жилкомсервис» Александру Яковлеву и бухгалтеру предприятия Ирине Кузнецовой было объявлено о подозрении в совершении коррупционных уголовных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 191 и ч. 2 ст. 366 УК Украины по факту подделки ряда соглашений о выполнении работ и оказанию услуг по содержанию жилых домов и сооружений коммунальной собственности Харькова, перечисление на фиктивное общество более 10 млн грн. 25 мая эти чиновники вышли из СИЗО под залог, который составил согласно постановления следственного судьи Печерского районного суда г. Киева 1,2 млн грн для каждого из задержанных. 
 
В июне директор одесского Ново-Городского кладбища, 25-летний Александр Чепразов, внес залог в 365,4 тыс. грн, и по представлению прокуратуры был отстранен от занимаемой должности. Одесский судья Олег Крикливый постановил взять взяточника под стражу на два месяца в СИЗО, одновременно установив для него возможность выхода под залог. Ранее директор кладбища работал таксистом. Каким образом он смог накопить такую сумму денег, неизвестно. Напомним, что чиновника задержали 26 мая на взятке в 2,5 тыс. долларов за предоставление покойному vip-места на кладбище. Сначала Чепразов запросил вдвое большую сумму. Сейчас ему грозит до 10 лет тюрьмы и конфискация имущества.
 
 
12 августа задержанного по подозрению в финансировании боевиков в Луганской области генерального директора ГП ПАО «Одесская ТЭЦ» Евгения Астапова освобождено из-под стражи под залог. Ранее СБУ задержала генерального директора ГП ПАО «Одесская ТЭЦ». По информации спецслужбы, руководитель предприятия вместе с сообщниками присвоил 38 млн грн государственных средств. По данным СБУ, он создал конвертационный центр. Сначала средства перечислялись на личный карточный счет, а потом часть их направляли для поддержки лидеров боевиков.
 
Конечно, что освобождение из-под стражи под денежный залог откровенных коммунальных взяточников в то время, когда едва ли не единственной преградой на пути к Европейскому Союзу, кроме войны на Донбассе, является чрезвычайно высокий уровень коррупции, не могло не всколыхнуть общественность. Однако, как не странно, выход на свободу из СИЗО коррупционеров с уплатой залога полностью основывается на нормах действующего Уголовно-процессуального кодекса, который соответствует требованиям Совета Европы и получил положительное заключение Венецианской комиссии. Между прочим, УПК был подписан 14 мая 2012 года тогдашним Президентом Украины Виктором Януковичем, который очень радовался тому, что с принятием этого УПК мы получили кодекс, который экспертами Совета Европы было оценено как один из лучших. Теперь по нормам этого кодекса досудебное следствие ведется в отношении самого Виктора Януковича. Такая вот ирония судьбы...
 
Следовательно, по действующему Уголовному процессуальному кодексу Украины, содержание под стражей является исключительной мерой пресечения, которая применяется исключительно в случае, если прокурор докажет, что ни одна из более мягких мер пресечения не сможет предотвратить риски, предусмотренные УПК (уклонение от следствия). 
 
Если следственный судья избирает такую меру пресечения как содержание под стражей, он одновременно обязан определить размер залога, который может освободить лицо от него – это норма Уголовно-процессуального кодекса. Любой, кто не подозревается в совершении насильственного преступления, имеет право, согласно действующему УПК, выйти под залог до оглашения приговора суда. Суд обязан предоставить возможность оплатить залог.
 
Залог может быть внесен как самим подозреваемым, обвиняемым, так и другим физическим или юридическим лицом (залогодателем). Залогодателем не может быть юридическое лицо государственной или коммунальной собственности или такое, которое финансируется из местного, государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, или в уставном капитале которого есть доля государственной, коммунальной собственности, или которое принадлежит субъекту хозяйствования, находящемуся в государственной или коммунальной собственности. Если залог вносится другим физическим или юридическим лицом (залогодателем), то согласно Закону Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» органы государственной казначейской службы и детективы Национального антикоррупционного бюро осуществляют мониторинг этих средств на предмет легальности их происхождения. Точнее, должны были бы совершать, потому что детективов НАБУ еще не набрали, а казначейство работает по старым инструкциям.
 
 
Размер залога определяется следственным судьей, судом с учетом обстоятельств уголовного правонарушения, имущественного и семейного положения подозреваемого, обвиняемого, других данных о его личности и рисков уклонения от досудебного следствия в пределах от одного до трехсот размеров минимальной заработной платы в зависимости от тяжести преступления, в совершении которого подозревается лицо. В исключительных случаях, если следственный судья, суд установит, что залог в указанных пределах не способен обеспечить выполнение лицом, которое подозревается, обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, возложенных на нее обязанностей, залог может быть назначен в размере, превышающем восемьдесят или триста размеров минимальной заработной платы соответственно. С момента внесения залога подозреваемого или обвиняемого должны незамедлительно освободить из СИЗО с возложением на него обязательств выполнять возложенные на них обязанности, связанные с применением меры пресечения в виде залога.
 
Против применения процедуры залога к лицам, которые подозреваются или обвиняются в совершении коррупционных преступлений высказался даже Президент Украины Петр Порошенко. Еще в начале апреля этого года он призвал поддержать законопроект об отмене залога при совершении тяжких преступлений и коррупции, чтобы «заблокировать возможность преступникам выходить под залог».
 
Напомним, 28 января 2015 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №1871 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно невозможности освобождения под залог за коррупционные преступления)», подготовленный бывшим сотрудником прокуратуры Сергеем Мищенко, однако комитет Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал парламенту отклонить законопроект №1871, поскольку (внимание) такой подход ставит лиц, совершивших коррупционные преступления, в неравные условия с участниками процесса, которые подозреваются в совершении других, но не менее серьезных преступлений, то есть, при принятии этих изменений, к лицам, которые подозреваются или обвиняются в совершении коррупционного преступления, невозможно будет выбрать другой меры пресечения, кроме как содержание под стражей, даже если для этого будут объективные основания, а поскольку содержание под стражей является самой строгой мерой пресечения и применяется лишь в случаях, когда другими предохранительными мерами невозможно избежать дальнейших негативных последствий.
 
Поэтому, пока в Верховной Раде Украины коррупционеры с неприкосновенностью будут прикрывать коррупционеров, которые такой неприкосновенности не имеют, к тому времени из СИЗО из-под стражи будут выходить и руководители коммунальных предприятий и начальники кладбищ, и «бриллиантовые прокуроры»...
 
Константин Меркулов

 

Приобрести квартиру за границей – дело простое. Однако необходимо для начала определиться – в какой стране Вы желаете иметь недвижимость. Вот, например, одним из вариантов предлагаются квартиры турция алания. Более детально ознакомиться с каталогом жилищной площади в новых домах или же от застройщика можно на сайте ctm-group.ru.

 
Комментарии (0)