ГлавнаяПубликацииАналитика«Киотская» альтернатива украинским реалиям

«Киотская» альтернатива украинским реалиям

Благодаря тому что Украина является участницей глобального климатического соглашения – Киотского протокола, - модернизацию предприятия коммунальной тепловой энергетики и водоснабжения могут проводить за счет привлечения «зеленых» целевых инвестиций

Украинскому жилищно-коммунальному сектору, помимо форм государственно-частного партнерства, доступен еще один механизм привлечения инвестиций. Благодаря тому что Украина является участницей глобального климатического соглашения – Киотского протокола, - модернизацию предприятия коммунальной тепловой энергетики и водоснабжения могут проводить за счет привлечения «зеленых» целевых инвестиций. Этот механизм является наиболее оптимальным для перехода отрасли на энергосберегающие технологии, поскольку процедура получения финансирования весьма либеральна по сравнению с другими киотскими инструментами. Популярность схемы «зеленых» инвестиций обусловлена еще и тем, что до сих пор от ее участников не требовалось регистрации количественной эмиссии парниковых газов.

Результаты не заставили себя ждать. В прошлом году Госагентство экологических инвестиций получило 976 проектов из 22 регионов, из которых утвердило к реализации 238. Из них, по словам тогдашнего зампредседателя Госагентства, больше 75% являлись проектами по тепловой санации жилищного фонда, модернизации объектов водо- и теплоснабжения. В текущем году, количество утвержденных проектов возросло до 900. Большинство из них касаются перевода украинских котельных на энергосберегающее оборудование, капитальной реконструкции жилищного вода, ремонта тепловых и водоснабжающих сетей, обновление состава коммунального транспорта. Суммарно, реализация этих проектов позволит привлечь порядка 500 млн евро «зеленых» инвестиций. К 2011 году Украина привлекла по схеме «зеленых» инвестиций (СЗИ) 470 млн евро.

Что такое СЗИ?
Суть схемы состоит в том, что средства, вырученные от продажи квот на выбросы парниковых газов, или углеродных единиц, целевым образом направляются на финансирование проектов по сокращению выбросов в стране продавца, а покупатель, приобретая такие квоты, предоставляет средства для реализации проектов и имеет возможность проконтролировать в той или иной форме их целевое использование. Таким образом, вся сделка приобретает характер участия покупателя квот в финансировании проектов по сокращению выбросов на территории страны продавца. Это делает схожей схему на другой «киотский» механизм, позволяющий привлечь средства на энергосбережения -- механизм совместного осуществления проектов (ПСО) по ст. 6 Киотского протокола. Но, их не стоит путать, поскольку в рамках ПСО средства получает непосредственно то предприятие, которое реализует проект, а иностранный инвестор получает определенное количество единиц сокращения выбросов, образовавшихся в результате реализации проекта. В рамках СЗИ средства первоначально получает правительство, которое затем направляет их на финансирование проектов по сокращению выбросов, а покупатель получает оговоренную часть государственной квоты на выбросы – единиц установленного количества (ЕУК соответствует 1 млн т эквивалента диоксида углерода) - независимо от результатов реализации этих проектов. Преимуществом СЗИ является то, что для ее внедрения не требуется принятия специального законодательства.

На сегодня, СЗИ является единственным источником привлечения средств на реализацию энергосберегающих проектов по киотским механизмам. Это связано, во-первых с тем, что в октябре Рамочная конвенция по вопросам изменения климата ООН отстранила Украину от механизмов продажи ЕУК по национальной процедуре. Актуальность использования СЗИ для украинского коммунального сектора стимулирует то, что с 1 января 2013 года Киотский протокол прекратит свое действие, а о том какими будут нормы нового соглашения говорить пока сложно.

Поторопитесь получить «зеленые» деньги
Украинские парламентарии предусмотрели в законодательстве, что с 2013 по 2020 годы ключевым инструментом по финансированию проектов по сокращению выбросов станет именно СЗИ. Для этого планируется создать систему учета ЕУК. Для учета количественных и других характеристик ЕУК предлагается создать национальный центр кадастра, а для проведения мониторинга и инвентаризации объемов выбросов -- национальный реестр антропогенных выбросов. Получившие право на выбросы парниковых газов физические и юридические лица с 2013 года будут обязаны регистрировать объем своих эмиссий. В случае невыполнения этой нормы, будут предусмотрены соответствующие санкции. Таким образом привлечь «зеленые» инвестиции станет возможным только в случае, если игроки коммунального рынка начнут фиксировать количественные показатели вредной эмиссии в национальном реестре с 2013 года.  Предельные объемы выбросов для коммунального сектора, как и для других эмитеров, будут устанавливаться ежегодно. В случае превышения установленного порога эмиссии возможны штрафные санкции -- 50-200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (850-3400 грн).

Что можно сделать за «киотские деньги»
Одним из масштабных и дорогостоящих проектов по «зеленой» схеме станет проект в сфере коммунального транспорта. Значительную часть средств, вырученных от продажи госквоты Японии, используют на модернизацию поездов Киевского метрополитена. В 2012 году Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) совместно с японскими компаниями Mitsubishi и Itochu займется модернизацией вагонов для КП "Киевский метрополитен». Стоимость проекта превысит $100 млн. 60% из них составят средства, полученные в 2009 году от продажи Японии квотна выброс парниковых газов в рамках Киотского договора, оставшиеся «Киевский метрополитен» возьмет в кредит. Японские компании поставят системы электропривода и управления, а Крюковский завод обеспечит их установку. Проект предусматривает модернизацию порядка 200 вагонов из более 750 находящихся в парке метрополитена. На модернизированных вагонах разработанные еще в 1970-х двигатели постоянного тока будут заменены на двигатели переменного тока, что позволит экономить до 30% электроэнергии.
Участие в модернизации японских компаний объясняется тем, что средства, которые планируется направить на этот проект, были получены в результате заключения в 2009 году соглашения между Нацагентством экологических инвестиций и инноваций (сейчас ГАЭИ) и японской Организацией по разработке новых энергетических и промышленных технологий (NEDO). В результате Украина получила более 3 млрд грн, продав Японии право на на выброс 30 млн единиц установленного количества (ЕУК; соответствует 1 т СО2).

Кроме того, за счет «зеленых» инвестиций планируется реконструировать мусоросжигательного завода «Энергия» в Киеве. Главное управление коммунального хозяйства КГГА до 2013 года на эти цели намерено привлечь 240-250 млн грн. В связи с этим рассматривается возможность использования на «Энергии» японского оборудования. Ранее тогдашний глава Госагентства экологических инвестиций Сергей Орленко сообщал, что техническая документация по проекту должна быть утверждена Межведомственной рабочей группой. Первоначальный проект реконструкции завода разработан в 2008 году и ориентирован на турбогенераторы российского производства. Реконструкция позволит заводу работать еще примерно 10 лет. Установить два турбогенератора и подать тепло в сеть город намерен в 2012 году. Завершающий этап по установке химических фильтров намечен на 2013 год.

С 2009 года за счет киотских средств проходит реализация проектов по внедрению энергосберегающих технологий и модернизации коммунальных предприятий. Украина предложила японским компаниям реализовать энергосберегающие проекты в сфере ЖКХ в Виннице, Днепропетровске, Житомире, Луганске, Одессе, Харькове, Хмельницке и Чернигове общей стоимостью $140 млн. В этих городах проходят: реконструкция систем теплоснабжения, используются альтернативные виды топлива, реализовываются проекты по внедрению когенерационных установок и тепловых насосов на предприятиях тепловой энергетики, модернизации систем очистки коммунальных и промышленных стоков и утилизации отходов.

Мария Цатурян, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Все знают о том, что издавна наши предки с особым трепетом относились к собиранию различных трав. Ведь эти травы излечивали от многих заболеваний. Сейчас, собирать травы нет необходимости, ведь все самое необходимое можно купить на сайте odolentrava.com.ua. Большой выбор лечебных трав по приемлемой стоимости.

 
Комментарии (0)