ГлавнаяПубликацииАналитикаМинрегион демострирует некомпетентность

Минрегион демострирует некомпетентность

В Минрегионе, с одной стороны, намерены продолжать реализацию стратегии, обозначенную экс-Министром Анатолием Близнюком, с другой – не знают, что делать с проблемной отраслью.

У правительства нет четкого представления о том, как должно проходить дальнейшее реформирование отрасли ЖКХ. «Украине Коммунальной» стало известно, что на прошедшей сегодня коллегии в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ, на которой рассматривались итоги работы ведомства в 2012 году, профильный Вице-премьер Александр Вилкул представил свои программные тезисы о необходимых преобразованиях в ЖКХ, которые ранее уже были обнародованы.

В частности, источник «У.К.», присутствовавший на мероприятии, на условиях анонимности рассказал нашему изданию о том, что программная концепция господина Вилкула условно называлась «Шесть китов реформирования ЖКХ» и в точности повторяла аналогичную презентацию, обнародованную тогдашним главой Минрегиона Анатолием Близнюком (возглавлял Министерство в 2010-2012 гг) в ноябре 2012 года в ходе VIIІ Международного конгресса «Институционные и технические аспекты реформирования ЖКХ».

Напомним, в прошлом году Анатолий Близнюк представил свои «Семь китов реформирования», а именно:

1) Дерегуляция и создание прозрачных механизмов работы ЖКХ, закрепленных законодательно;

2) Создание эффективной программы комплексного реформирования и модернизации отрасли;

3) Введение полного технологического и коммерческого учета отпускаемых предприятиями ресурсов;

4) Установлении экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг;

5) Формирование ответственного собственника жилья;

6) Монетизация льгот и субсидий;

7) Предоставление предприятиям отрасли возможности привлекать дешевые кредиты.

Необходимость реализации, выражаясь религиозной лексикой, «семи столпов» господин Близнюк тогда объяснял тем, что госбюджетное финансирование не в состоянии удовлетворить нужды отрасли. «Мы посчитали, что на сегодня финансовые потребности отрасли составляют 700 миллиардов гривен. Это больше, чем госбюджет всей Украины. Поэтому мы считаем, что необходимо менять подходы», - заявил он тогда.

Собеседник «У.К.», присутствовавший на коллегии в ведомстве, рассказал, что в презентации Александра Вилкула не доставало одного «кита» из ранее представленных господином Близнюком. «Из презентации, которую ранее показывал Анатолий Михайлович («У.К.» - Близнюк) было вычеркнуто положение о необходимости проведения монетизации льгот. Я это списываю на нежелание чиновников идти на необходимые, но все же непопулярные меры», - сообщил источник. Собеседник издания также подчеркнул, что господин Вилкул представил уже ставшие знаменитыми «семь китов» Близнюка как свои собственные наработки. «Мы не услышали на коллегии ничего нового. По сути, перед Минрегионом поставили те задания, которые уже ранее неоднократно озвучивались. С одной стороны, это – преемственность власти, а с другой – возникает подозрение, что в правительстве не совсем понимают, что делать с отраслью ЖКХ».

Примечательно, что впервые за последние несколько лет коллегия Минрегиона проводилась «за закрытыми дверями», то есть без участия прессы. В пресс-службе ведомства нам подтвердили, что аккредитация журналистов на это мероприятие не проводилась.

Немаловажным также является тот факт, что итоги работы отрасли ЖКХ за прошлый период подводили под руководством Вице-премьера, а не главы Минрегиона Геннадия Темника. Этот шаг может расцениваться как понижение статуса Министерства в качестве ведомства, задачей которого является формирование, осуществление политики и управление отраслью.

Наши догадки отчасти подтверждаются словами самого Александра Вилкула: «... Правительство держит на жестком контроле работу Минрегиона, руководителей территорий и местных органов власти по улучшению качества коммунальных услуг и модернизации отрасли. Для дальнейшего развития необходимо внедрять современные европейские принципы управления», - цитирует пресс-служба Министерства Вице-премьера.

Среди позитивных результатов работы отрасли за минувший год было названо то, что Минрегион «отработал новую форму поддержки коммунальной инфраструктуры и домов ОСМД». Речь идет о программе предоставления дешевых кредитов из госбюджета для юрлиц, в том числе ОСМД, с доходностью 3% годовых на 10 лет. В 2012 году на эти цели из госбюджета было выделено 40 млн грн и профинансировано 11 проектов по утеплению жилых домов и модернизации систем отопления жилфонда. Господин Вилкул назвал эту программу «первым прецедентом обратного бюджетного финансирования в истории ЖКХ». Впрочем, чиновник забыл уточнить, что в госбюджете на 2013 год на льготное кредитование по этой схеме – не выделено ни копейки денег.

Среди безусловных успехов были названы программы сотрудничества со Всемирным банком в сфере инфраструктуры и водоснабжения. Александр Вилкул пообещал, что в текущем году инвестиции международных институтов будут привлечены также в теплоэнергетику и сферу обращения с отходами.

Впрочем, приоритетные направления деятельности Минрегиона в текущем в правительстве видят все таки в строительной отрасли. Так, глава Минрегиона Геннадий Темник напомнил регионам о необходимости завершить разработку генеральных планов украинских городов до 1 мая. Такое поручение чиновник давал несколько недель назад во время презентации модели Градостроительного Кадастра. Напомним, наличие генпланов населенных пунктов предусмотрено законом «О регулировании градостроительной деятельности». Для того, чтобы ускорить планирование мест застройки парламент запретил местным органам власти отчуждать земельные участки под строительство при отсутствии генпланов с января 2013 года.

При действующем моратории, а также при всем уважении к распоряжению Министра, у корреспондента «У.К.» возникли сомнения по поводу готовности генеральных планов населенных пунктов к 1 мая. Судите сами: по данным Ассоциации городов Украины, всего около 39% населенных пунктов имеют генеральные планы. Наилучшие показатели у городов областного значения - 85%, несколько хуже - у городов районного значения и поселков городского типа - по 60%. В селах ситуация несколько хуже. В частности, всего в 38% украинских сел есть генпланы застройки. То есть, местным властям более половины украинских городов и сел оставили фактически 2 месяца на то, чтобы провести трудоемкую работу по планированию застройки, ее оценке и созданию генпланов! Вряд ли это распоряжение будет выполнено в срок. 

Не обошлось на коллегии и без болезненной и актуальной в Украине темы – ремонта дорожного покрытия. Провести его в кратчайшие сроки местным властям поручил Александр Вилкул, и также отметил, что о проведение ремонтных работ на автомагистралях и дорогах будет ежедневно докладывать правительству. При этом, отремонтировать все дороги страны нужно также за 2 месяца – к 1 мая. По данным «Укравтодора», сейчас ямами поражено примерно 37 тыс. км трасс магистрального назначения. Только на ремонт автомобильных дорог столицы необходимо направить 18 млрд грн, заявил недавно глава Киевского городской госадминистрации Александр Попов. При этом, по мнению Премьер-министра Николая Азарова, выделить какие-либо средства из бюджета на ремонт дорожной инфраструктуры не представляется возможным. По словам главы правительства, средств на строительство качественных дорог нет, а выделить деньги на ремонт уже существующих дорог – не дает оппозиция, которая уже не первый день блокирует парламентскую трибуну. Может быть, оппозиция и виновата, но как быть с заявлением Генерального прокурора Виктора Пшонки, который недавно сообщил, что в прошлом году завышение объемов и стоимости ремонтных дорожных работ составили 177 млн грн?

Не хочется употреблять шаблонное выражение о том, что рыба портиться с головы, но прогнозы рисуются далеко не радостные. Вероятно, стоит ожидать:

1) переориентирование приоритетов в развитии на строительную отрасль, что приведет к стагнации жилищно-коммунального блока;

2) в правительстве не четкой стратегии реформирования отрасли ЖКХ и выведения ее из кризиса

3) очевидно, что потребителю стоит готовиться к повышению стоимости услуг, однако повышения их качества при этом ожидать не стоит.

Видимо, что-то все таки «прогнило в датском королевстве»…

 
Комментарии (6)
Владимир4
21 февраля 2013 г. 15:35
все как всегда , втихую провели междусобойчик , чего то там порешали деньги по пилили и тишина ,реформа ЖКХ в действии ...
Мария Цатурян4
21 февраля 2013 г. 15:48
Владимир, в том то и дело, что не как всегда. Раньше все коллегии были открытыми для прессы, а вот с приходом нового министра ...
Андрій Осадчий4
21 февраля 2013 г. 17:12
Висновки: 1. Очевидно, що міністр Темник не є самостійною політичною одиницею, він зайшов в уряд чисто за "папой" Вілкулом. 2. В Мінрегіоні відчувається гострий дефіцит мізків та свіжої креативної думки, тому вирішили велосипед не вигадувати, презентували стару програму під своїм соусом, тим паче що стару, що нову програму виконувати ніхто не збирається та й нереально її виконати, чесно кажучи. 3. Переорієнтація на галузь будівництва означає те, що владу не цікавлять довгострокові, фінансово затратні проекти реофрмування ЖКГ та енергозбереження, які не дають швидких прибутків освоювачам коштів. Крім цього, гроші, які закату.ть під так званий асфальт, - це клондайк, вічне джерело доходів
Михаил3
21 февраля 2013 г. 17:17
А что вы ожидали от этого товарища? Свежих идей?
Мария Цатурян3
21 февраля 2013 г. 17:43
Я ожидаю хотя бы открытости и допуска прессы на мероприятия Минрегиона
Иван Смольный2
21 февраля 2013 г. 21:01
То что спецов в Минрегионе нет, и нет уже давно дело ясное. Стоит только проанализировать нормативные акты порожденные этим органом в последние годы. Кадровая политика в министерстве, а впрочем и во всех других государственных и местных исполнительных органах, да и во всем государстве пожалуй - сплошное кумовство и протекционизм. Вилкул очень сильный администратор, Темник то-же не мальчик. Но они прежде всего номенклатура и игровые фигуры на шахматной доске Украины, которые двигают игроки иного ранга. Не стоит ждать от них прорыва в ЖКХ, а вот прихватизации лакомых, потенциально прибыльных отраслей как - водопоставка и водоотведение, теплоснабжение, ждать стоит. Хотя она уже ползуче началась. Например некоторые областные водоканалы, хотя и является де-юре коммунальными предприятиями, де-факто полностью контролируется людьми из ДТЭК. Про Киевэнерго я просто молчу. Но кому нужны не прибыльные или низко прибыльные активы?! Да никому! Значит нужно сделать активы прибыльными. Как - тарифы и админрегулирование. Последние телодвижения в области коммунального законотворчества как раз и свидетельствуют о том, что рентабельность коммунальных активов будет выводиться, как минимум на точку безубыточности. Но мало поднять тарифы, нужно заставить потребителей платить. Как - пеня, штрафы за нарушения, обязательные услуги. Все это предусматривается в последних проектах регуляторных актов. О какой открытости можно говорить в такой ситуации? Грядет масштабная прихватизация активов в сфере ЖКХ. Что бы там не говорили, но это очень, очень перспективные и потенциально прибыльные активы. А главное, ни в коей мере не зависимые от экспортной конъюнктуры. Внутренний рынок Господа, особенно жестко регулируемый и монопольный - мечта!