ГлавнаяПубликацииАналитикаПредоставление субсидии: игра в соцзащиту

Предоставление субсидии: игра в соцзащиту

Рекордные показатели предоставления субсидий в 2015 году — лишь лицевая сторона «игр в соцзащиту». Изнанка – миллиардные кассовые разрывы, крест на монетизации помощи и риск формирования в госказне еще одной бездонной дыры.

Итоги предоставления субсидий в 2015 году, недавно обнародованные Госстатом, положили конец диспутам о 24 млрд грн, выделенных из госбюджета. По данным ведомства, на 1 января 2016 года государство потратило на получателей субсидий около 13 млрд грн. Разница между громкими заявлениями и реалиями почти двукратная. 

Правда, управления соцзащиты начислили компенсаций коммунальным компаниям намного больше — на сумму около 20 млрд грн. Но пока это — исключительно виртуальный показатель. 
 
Показательно другое: никогда еще недоплаты по субсидиям не были столь высоки — почти 8 млрд грн. 

В долгах как в шелках

Вообще, хронические задержки выплат в сфере субсидий — дело привычное. Как известно, гражданам субсидии предоставляются в безналичной форме, наличкой выдается лишь помощь на приобретение твердого бытового топлива и сжиженного газа. Однако удельный вес этих выплат в общем объеме трат на предоставление субсидий мизерный. 
 
Так, в 2015 году управления соцзащиты помогли гражданам «гривной» для покупки угля и баллонного газа примерно на 860 млн грн. Это в 4 раза больше показателей 2014 года, но все равно не идет ни в какое сравнение с дотированием жилищно-коммунальных услуг, которое за год приросло в 11,79 раз — с 1,7 млрд грн до 19,9 млрд грн. 
 
Одним словом, денежные взаиморасчеты в сфере субсидий происходят в основном между бюджетами и коммунальными компаниями. Проблема в том, что эти расчеты давно буксуют. В «дебете-кредите» финансирования субсидий год никогда еще не заканчивался без «хвостов». На старте бюджеты всегда должны коммунальщикам. 
 
Например, декабрь 2014 года компании, предоставляющие ЖКУ получателям субсидий, закончили с бюджетными долгом перед ними в свыше 490 млн грн. 
 
Частично это объясняется спецификой назначения и учета субсидий. Они предоставляются непрерывно на протяжении всего года, поэтому часть платежей всегда переносится на следующий период.
 
В том же декабре 2014 года бюджетные выплаты коммунальщикам были начислены на сумму в 528 млн грн. А многомиллирадный долг перед коммунальщиками, с которого начался 2016 год — зеркальное отражение декабрьских расходов на субсидии, когда они впервые перевалили за 7,5 млрд грн. И сам по себе этот факт — лишь один из «субсидионных» рекордов, на которые 2015 год был щедр как никогда. 
 
Куда важней тенденция, а она — стойкая и неприятная. Во взаиморасчетах между бюджетами и коммунальщиками четко прослеживаются две волны. Осенью долги перед коммунальными компаниями резко идут в гору, что не удивительно, так как с началом отопительного сезона траты на субсидии многократно увеличиваются. В межсезонье задолженность по выплатам постепенно «тает», но никогда не уменьшается до нуля. При этом периодически случаются «рецидивы» неплатежей. 
 
 
Например, 2014 год стартовал с бюджетным дефицитом перед коммунальщиками в 404 млн грн. К сентябрю долг снизился до 70 млн грн, но уже в ноябре с лихвой отыграл свои позиции — до 490 млн грн. И это еще хороший результат. Обычно бюджетные «приливы» и «отливы» не столь выражены. В 2013 году к сентябрю долги перед коммунальными компаниями снизились лишь до 266 млн грн, в 2011 году — до 177 млн грн. 

Рывок, еще рывок

Минувший год стартовал с показателя задолженности в 804,7 млн грн. Лучший результат Госстат зафиксировал в июле — 478, 5 млн грн, при том, что государству предоставление субсидий в этом месяце обошлось всего в 391 млн грн. 
 
К сентябрю долги перед коммунальщиками удвоились, а с началом отопительного сезона пошли вскачь: октябрь — 3 млрд грн, ноябрь — 6 млрд грн и декабрь 7,7 млрд грн. 
 
Как следствие, побит очередной антирекорд — за год задолженность бюджетов перед коммунальными компаниями выросла в 15,7 раз. Таков итог резкого повышения тарифов и наращивания помощи гражданам на оплату ЖКУ. 
 
При этом можно не сомневаться, что и по итогам января 2016 года, миллиардные долги по оплате предоставленных субсидий не «рассосутся». 
 
По сути, это означает, что государственная программа субсидирования населения вошла в зону высокой турбулентности. И хватит ли бюджетных ресурсов для погашения растущих долгов перед коммунальщиками — еще вопрос, особенно если учесть, что одна гигантская финансовая дыра за счет госбюджета уже покрывается. В 2015 году дефицит Пенсионного фонда превысил 92 млрд грн — на пенсионные выплаты фонд направил около 262 млрд грн, а «заработал» за год всего 170 млрд грн. 
 
Бюджетные траты на коммуналку не столь впечатляющие, но перспективы их дальнейшего роста вполне реальны.
 
Чем обычно заканчивается жизнь не по средствам все знают. Неизвестно лишь, как долго двух таких массивных седоков сможет тащить на себе «боливар» украинского бюджета.
 
Между тем, на уровне регионов последствия заметны уже сейчас. Так, бюджетный долг перед коммунальщиками сельских населенных пунктов Тернопольской области на начало 2016 года составил почти 0,4 млрд грн. Такой же долг перед коммунальщиками городов Харьковской области. Чуть меньше — перед городскими коммунальными компаниями из Сумской и Полтавской областей.

Блуждание в «трех соснах»

Еще один итоговый показатель 2015 года, который сейчас на слуху — 5,4 или даже 5,56 млн семей, облагодетельствованных государством. Как заявил глава правительства Арсений Яценюк, в 2015 году «5,4 миллионов украинских семей не просто обратились за субсидиями, а получают эти субсидии». 
 
На самом деле, эта цифра нуждается в пояснении. Вообще, учет Госстатом субсидий имеет свою специфику. Это именно тот случай, когда можно заблудиться «в трех соснах».
 
 
Так, ведомство ведет статистику общих размеров назначенных субсидий. В 2015 году этот показатель составил 2,35 млрд грн. Однако он совершенно не отражает реальных бюджетных расходов на предоставление помощи гражданам.
 
Похожая ситуация и с учетом получателей. Госстат ведет статистику по трем основным критериям — учитывает количество семей, которые обратились за субсидиями; количество семей, которым субсидии назначены, и общее количество участников государственной программы субсидирования.
 
Так вот, 5,4 млн семей — это количество семей, которым в 2015 году назначены субсидии (откуда в отчете Кабмина, обнародованном на днях, взялся итог в 5,66 млн семей вообще не понятно).
 
Но в любом случае этот показатель отражает лишь общую динамику. Реальных получателей помощи всегда больше или меньше. 
 
Связано это с тем, что субсидии назначаются и предоставляются на длительный период. Сейчас — на целый год. Поэтому всегда есть получатели, которым субсидии назначены в предыдущие периоды. В то же время, некоторым семьям субсидии в течение года назначаются неоднократно. Это еще больше отдаляет общий показатель назначенных субсидий от реалий. 
 
Так, в январе 2015 года управления соцзащиты назначили субсидии 179 тыс. семей, в то время как получили помощь — более миллиона семей, поскольку некоторым из них субсидии были назначены ранее — в декабре, ноябре и октябре. В мае 2015 года наоборот: Госстат насчитал 762 тыс. семей, которым с начала года назначена субсидия, в то время как получателей помощи в этом месяце было менее 400 тыс. семей. С этой «арифметикой» тоже все просто: в межсезонье траты на коммуналку резко снижаются, и многие семьи теряют право на начисление субсидий, так как их расходы не превышают размера установленного обязательного платежа. 
 
Даже такой простой показатель как средний размер субсидий, который, по данным Госстата, в декабре 2015 года составил 1091 грн, грешит «абстракционизмом», поскольку он сродни «средней температуре по больнице». 
 
Траты на коммуналку в многоэтажках с централизованным сервисом и в частых домах — две большие разницы. Так же, как и траты жителей негазифицированных и газифицированных сел. В идеале именно по этим категориям нужно вести статистику потребления коммунальных услуг и предоставления субсидий. 
 
Госстат же в отдельные категории выделяет лишь городские поселения и сельскую местность. 
 
Вот и получается, что при всем многообразии статистических показателей, публикуемых Госстатом, наиболее информативны два. Это — сумма выплат, начисленных коммунальным компаниям, что отражает реальные затраты на предоставление субсидий: в 2015 году — 19,9 млрд грн, то есть в среднем 1, 66 млрд грн в месяц. Не так уж и много, есть учесть что, по данным Госстата, более 37% работников до сих пор получают зарплату в размере до 2,5 тыс. грн, а средний размер коммунальных начислений в декабре превысил 860 грн. 
 
Второй важный показатель — количество участников госпрограммы субсидирования: в декабре — 4,6 млн семей. Правда, в том же декабре субсидии назначены почти 800 тыс. семей. Так что 5,4 млн семей субсидию, возможно, сейчас и получают. 

Субсидия — каждому третьему

В целом, ситуация в сфере назначения и предоставления субсидий, действительно сложилась беспрецедентная. За помощью по оплате коммуналки в 2015 году обратились 5,9 млн семей. При этом, по подсчетам Госстата, в декабре в госпрограмме участвовали 30,5% домохозяйств — почти каждая третья семья.
 
Поистине, минувший год был годом контрастов — в мае субсидии получали лишь 2,3% семей, что немногим больше майских показателей 2013 и 2014 гг. — 2%. Тоже своего рода достижение.
 
Тем не менее, продержавшийся 15 лет рекорд 2000 года побит — тогда за субсидиями обратились 5,1 млн семей, а назначили помощь — 4,9 млн семей. 

Уголь есть, денег нет 

Остается лишь добавить, что проблемы с субсидионными платежами испытывают не только коммунальные компании. Выплаты гражданам на приобретение угля-газа также оставляют желать лучшего. Итоговый результат 2015 года — задолженность бюджетов в размере 136,5 млн грн. Правда, в декабре выплаты гражданам назначены на 160 млн грн, а за год выплачено более 740 млн грн, так что о кризисе платежей речь пока не идет. Скорей, это статистический «феномен».
 
Но, как и во взаиморасчетах с коммунальщиками, «анамнез» неблагоприятный. Так, в январе 2013 года бюджеты были должны гражданам всего 7 млн грн, в феврале 2011 года — всего 2 млн грн (правда, и общая сумма субсидий, назначенных за месяц, — всего 185 тыс. грн). Вместе с тем, в ноябре 2014 года «угольные» выплаты назначены на 1,7 млн грн, а задолжали бюджеты — 11,9 млн, в ноябре 2013 года — назначили на 4,8 млн грн, а задолжали 9,7. 
 
Из всего этого можно сделать два неутешительных вывода. Во-первых, на переходе к адресным выплатам субсидий и их монетизации можно пока поставить жирный крест. А, во-вторых, «золотой век» предоставления субсидий, наступивший в 2015 году, может закончиться уже в обозримом будущем. Сейчас свернуть программу субсидирования нельзя по политическим причинам — народ не поймет. Но если ситуация с финансированием выплат окончательно выйдет из-под контроля, лозунг «трудное, но нужное решение» может сработать.
 
Владимир Артеменко, специально для ИА «Украина Коммунальная»

 

Фотографии – отпечаток памяти. Просматривая их, каждый из нас вспоминает приятные моменты. Делиться ими можно, используя сайт https://www.radikal.kz. Заходит, загружайте фотографию и получайте море позитива.

 
Комментарии (3)
Коля Пухов
05 февраля 2016 г. 21:49
Не тарифи і ціни зростають, а знецінюються українські гроші -- лише зовні це виглядає як підвищення цін і тарифів. Наша національна "валюта" -- гривня законодавчо не прив"язана ні до жодного драгметалу, ні до якого-небудь іншого ресурсу держави. Це значить, що можновладці можуть знецінювати гривню практично безкінечно. Знецінення грошей -- це не що інше, як тихий грабунок людей владою.
Коля Пухов
05 февраля 2016 г. 22:00
За один і той же товар або послугу приходиться віддавати при кожній оплаті все більше і більше грошей, тобто насправді дешевшають гроші, лише зовні це виглядає як підвищення цін і тарифів.
Коля Пухов
05 февраля 2016 г. 21:52
Справа в тому, що субсидія зараз не призначається взагалі нікому , тобто жоден споживач, якому в платіжці була написана субсидія , не має офіційного підтверджувального документу на цю субсидію. Раніше такий документ видавав на півроку вперед собес при призначенні субсидії. Тепер у зв"язку із "спрощеним" порядком, якщо в платіжці за попередній місяць була написана субсидія, то це зовсім не означає, що ця субсидія буде написана і в наступній платіжці.