ГлавнаяПубликацииАналитикаСубсидии на оплату ЖКУ: первый блин комом

Субсидии на оплату ЖКУ: первый блин комом

В Украине более месяца работает новый порядок предоставления населению субсидий на оплату ЖКУ. Официальные итоги его работы обнародуют через полторы недели, однако, в Минсоцполитики уже считают ляпы, а их оппоненты не скупятся на критику.

Как известно, с 1 мая в Украине заработал новый порядок предоставления субсидий населению для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если коротко, теперь для того, чтобы стать претендентом на получение таких льгот нужно заполнить и отправить в Управление труда и социальной защиты населения лишь два документа – заявление о назначении жилищной субсидии и декларацию о доходах. Это могут сделать не только непосредственные владельцы жилья зарегистрированные в нем лица, но и арендаторы, которые оплачивают коммунальные услуги. Единственным условием, при котором субсидия не предоставляется, является осуществление в течение года единоразовой покупки на сумму более 50 тыс. грн. Также примечательно, с начала мая соответствующая льгота назначается на 12 месяцев, а тем, кто ее уже получает, автоматически продлевается еще на год. При всем этом позитиве и упрощении процедуры, единственное, что настораживает – за представление недостоверных или неполных данных в предоставлении субсидии откажут, а уже выплаченную сумму компенсации взыщут в двойном размере. 

Официальные итоги старта предоставления субсидий по новому порядку отразятся в данных Государственной службы статистики за полторы недели. По плану соответствующий отчет будет обнародован на сайте ведомства 19 июня. Однако, в Министерстве социальной политики уже делятся первыми результатами.
 
Если на заседании правительства 27 мая Министр социальной политики Павел Розенко уверял, что «новая реформированная система субсидий заработала, реально работает» и благодарил всех причастных, не акцентируя при этом особое внимание на проблемах, которые возникают, то сейчас с грустью приходится констатировать, что механизм все же требует внесения изменений.
 
«С 1 мая этого года начала действовать совершенно новая и реформирована программа субсидий в Украине... у нас только за эти три недели обратилось к органам власти около 700 тыс. семей. Это означает фактически, что люди почувствовали то, что есть возможность защитить свои социальные права вследствие повышения цен на жилищно-коммунальные услуги и газ для населения. Мы уже можем сегодня говорить, хоть и не прошло так много времени, что новая реформированная система субсидий заработала, реально работает», - в частности отметил господин Министр на заседании Кабмина. 
 
При этом Павел Розенко отметил, что у подконтрольного ему ведомства есть информация, что по сравнению с маем предыдущего года оформлено субсидий на 400 тыс. семей больше, чем это было год назад. 
 
«Я думаю, что на сегодня, кроме этих цифр, о которых я сказал, по двум программам, первая – оформление новых субсидий и второе – переоформление тем людям, которые уже получали субсидии, сегодня в целом в управлениях соцзащиты у нас находится на обработке около 1,5 миллионов дел семей. То есть объем тех баз данных, с которыми сегодня работают социальные службы, безусловно, колоссальный», - предположил Министр, а также поблагодарил «всех людей, которые работают в управлениях местных органов власти за то, что они пытаются быстро и эффективно учитывать все нюансы этого сложного процесса и при небольших зарплатах, при, возможно, небольшом комфорте оформления своей работы».
 
Конечно, господин Розенко добавил, что, несмотря на все это, возникают некоторые технические проблемы с оперативным обменом данных между управлениями местных органов власти, Государственной фискальной службой и Пенсионным фондом, из-за чего образуется очередь и в этой очереди растет напряжение, но, по его словам, Министерство «старается в рабочем режиме исправить все проблемы».
 
Но, как стало известно на днях, проблема не только в технике и волнении людей за промедление с назначением субсидий.
 
«На «горячую телефонную линию» Кабинета Министров по данному вопросу (предоставление субсидии – ред.) обратились 107 тыс. граждан. Подавляющее большинство жалоб касается отказа в принятии документов для назначения субсидий территориальными подразделениями социальной защиты и отказа в назначении этого вида государственной помощи», - отметил на коллегии при Министерстве заместитель Министра социальной политики Виталий Мущинин, отчитываясь относительно темпов и качества работы реформированной системы субсидий.
 
Кроме этого, по его словам, лишь 15-20% деклараций о доходах граждан поступили в органы соцзащиты заполненными без ошибок. Как помним, по новому порядку за представление недостоверных или неполных данных в предоставлении субсидии откажут, а уже выплаченную сумму компенсации взыщут в двойном размере. Таким образом, люди, которые нуждаются в помощи на оплату коммунальных услуг, по недосмотру могут остаться без нее, а то и вообще поплатиться.
 
Поэтому, в Минсоцполитики, проанализировав выявленные ляпы, намерены разработать и внести на рассмотрение правительства изменения в порядке заполнения и представления документов для назначения субсидий. Примечательно, среди них и такие, которые призваны, в частности, уточнить понятие «достоверность представленных гражданами данных. Кроме этого обещают предложить отменить необходимость указания в декларациях разовых государственных выплат – пособия ветеранам Второй мировой войны к 9 Мая, пособия на погребение, средств, единовременно выплачиваются Матерям-героиням, и ряда других аналогичных выплат. Но системных проблем не видят. 
 
«Анализ показывает, что системных проблем с предоставлением субсидий в целом по стране нет», - подчеркнул Павел Розенко на коллегии при Министерстве. 
 
По его словам, программа предоставления субсидий будет откорректирована до отопительного сезона, чтобы с началом нового отопительного периода, когда ожидается новая волна обращений, органы соцзащиты работали без сбоев.
 
В то же время, стоит отметить, эксперты убеждены, что отмеченное - это еще не весь круг вопросов, которые появились после введения новой системы субсидий.
 
В частности, по словам народного депутата Александры Кужель, Рабочая группа по вопросам обоснованности повышения цен/тарифов на энергоносители и коммунальные услуги провела исследование по всем направлениям и выявила серьезные проблемы при получении субсидий крестьянами, безработными, людьми, которые имеют долги по заработной плате; переселенцами, которые проживают в арендованных квартирах, и участниками антитеррористической операции, которым через банковские счета оплачивается дорогостоящее лечение, о чем они должны указать в декларации, и др.
 
Кроме того, она обратила внимание на то, что необходимо изменить условия назначения жилищной субсидии для лиц, которым с 1 апреля 2015 года в соответствии с нормами действующего законодательства был уменьшен доход. Получается, что человек подает декларацию с большими доходами, а сейчас она получает намного меньше. 
 
Примечательно, все предложения Рабочей группы по совершенствованию механизма назначения жилищных субсидий содержатся в приложении №3 доклада этой группы, который был обнародован на сайте Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и направлен Председателю парламента Владимиру Гройсману 29 мая. Подробнее с приложением №3 можно ознакомиться здесь.
 
Вадим Менаєв

Реклама: Решили приобрести недвижимость. В наше время существует огромное количество предложений по решению квартирного вопроса. Более детально ознакомиться с информацией по данной теме Вам необходимо перейти на сайт remier-odessa.com.ua. Удобный интерфейс поиска поможет определить Ваш выбор.

 
Комментарии (2)
Коля Пухов
12 июня 2015 г. 09:18
Людина звільнена з роботи з державної установи за п.1 ст.40 КЗпП за розпорядженням державних органів про "ліквідацію" цієї установи і не працевлаштована, тобто не має ніякого доходу саме з ініціативи держави. "Ліквідована " держустанова лише змінила код ЄДРПОУ, робоче місце звільненого працівника не скорочувалось. Рік перебування на обліку у центрі зайнятості не дав позитивного результату. Коли ця людина звертається по субсидію, то посадовці рахують, що вона має дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн. На усі доводи і докази, що вона не працює за розпорядженням державних органів ( тобто, фактично держава вирішила, щоб ця людина не працювала), можна почути роз"яснення посадовців, що це не має ніякого значення. Виходить, що держава фактично забрала у цієї людини засоби існування, але штучно приписує їх наявність. У якій ще країні можливий такий очевидний обман?
Коля Пухов
12 июня 2015 г. 23:56
23:42 Вкинувши у собесі заповнені заяву і декларацію у спеціально відведену скриньку, ви ніколи не доведете, що ви їх туди вкидали. Адже ніякої відмітки на копії заяви чи регістрації документів на субсидію не проводиться. Взагалі, заяву і декларацію від вас може заповнити і подати хто завгодно, причому вас про це не повідомивши. Аналогічно, при надсиланні поштою ви лише будете мати чек про оплату пересилки конверта до собесу , а що було у тому конверті -- це вже на розсуд отримувача листа. Тобто, тим претендентам, які подали заяви і декларації, і виявилось, що вони дійсно потребують субсидії, держава може її не надати на підставі того, що не надійшли документи на субсидію.