ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоОСМД - разменная карта в игре чиновников

ОСМД - разменная карта в игре чиновников

В парламент внесен новый законопроект, которым планируется урегулировать правоотношения ОСМД, но уже сейчас он имеет все шансы на президентское вето.

Правительство предприняло еще одну попытку урегулировать деятельность украинских ОСМД. Но предложенный парламенту законопроект имеет много общего с уже ветированным документом. В Минрегионе объясняют, что это промежуточные нормы и стране следует ожидать принятия новых концепций по управлению жильем. Но это вызывает противодействие со стороны Администрации Президента, отмечают эксперты.

Непростой путь в парламент

В Украине продолжается эпопея с принятием нового закона, который позволит урегулировать деятельность объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). А именно, 27 сентября правительство предложило Верховной Раде проект изменений №11264 в действующий закон «Об объединении совладельцев многоквартирных домов», который сейчас рассматривается в парламентском Комитете по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики.

Документ был разработан Министерством региональной политики, строительства и ЖКХ во исполнение поручений Президента Виктора Януковича внести на рассмотрение депутатов новый законопроект. Такое решение глава государства принял после неудачных попыток парламента изменить существующую законодательную базу. Напомним, печальноизвестный проект закона №8474 Президенту пришлось в апреле ветировать, поскольку положения принятого Радой документа содержали основания для нарушений конституционного права каждого гражданина владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Также, по мнению господина Януковича, предложенные нормы проекта №8474 не соответствовали «конституционным принципам защиты права частной собственности».

Читайте также: Камни преткновения ОСМД

Подготовка нового законопроекта длилась полгода. К этому процессу Минрегион привлек не только представителей ОСМД, но и зарубежных консультантов. А именно, ведомство обратилось к Международной финансовой корпорации (IFC), которая на конкурсной основе выбрала компанию-консультанта, представившая новую концепцию законопроекта «Об ОСМД». Тогда консультантом было избрано украинское представительство юридической компании Baker & McKenzie. Юристы компании летом представили в Минрегионе две концепции законодательных норм, которые должны урегулировать все спорные вопросы деятельности ОСМД. В основу была положена европейская модель, которая предусматривает обязательное членство всех жильцов дома в объединении, бесплатную государственную регистрацию юридического лица, и устанавливает принцип пропорциональности при голосовании на собрании. То есть количество голосующих акций совладельца определяется в зависимости от площади его квартиры. Таким образом чем больше квадратных метров является собственностью совладельца, тем больше он может влиять на решение собрания, но его материальная ответственность также будет выше.

Результаты законотворчества

Но, несмотря на такую ​​серьезную подготовку, зарегистрированный в парламенте законопроект №11264 в основном копирует базовые нормы уже ветированного документа. «Этот проект по сути - реставрация отклоненного по предложению Президента закона № 8474. Ничего нового он не предусматривает», - подчеркивает председатель Общественного совета при Минрегионе Александр Скубченко.

Кроме того, в законопроекте нет ни одного предложения юридической компании - консультанта. В Минрегионе «У.К.» объяснили, что предложеный парламенту проект №11264 должен урегулировать правоотношения ОСМД пока не будет принят новый закон «Об ОСМД», в основу которого будут положены две концепции. «Законопроект №11264 - результат совместной работы Нацсовета по вопросам ОСМД и сотрудников Минрегиона. Данный проект призван усовершенствовать исключительно вопросы текущей деятельности ОСМД, как организационно-правовой формы, - сообщил «У.К.» советник главы Минрегиона Дмитрий Швыдченко. - ОСМД и ЖСК - это только 24% многоквартирных домов Украины, поэтому параллельно с участием названных организаций ведется нормативно-правовая работа по обеспечению всеми без исключения совладельцами домов возможности реализовывать свои права и обязанности. Таким образом в Украине будет параллельно существовать две модели управления многоквартирным жилым фондом, путем создания юрлица и без нее. Поэтому работа над законопроектом по ОСМД не исключает необходимости законодательно обеспечить права других собственников, что и будет сделано другим законопроектом».

Читайте также: Как создать ОСМД?

Но предложенные изменения уже вызвали много нареканий со стороны экспертов. В частности, новый законопроект не решает вопросов собственности на земельный участок возле дома, и не регулирует правоотношения собственности в новом многоквартирном доме.

Согласно законодательству, ОСМД является юридическим лицом. Поэтому ОСМД должно проходить государственную регистрацию. Однако есть маленький нюанс. Как поясняет Председатель ОО «Союз владельцев жилья Киева» Михаил Березовчук, регистрация ОСМД проходит в соответствии с законом «Об ОСМД». Этот документ предусматривает бесплатную регистрацию. Но законом о регистрации юридических лиц предусмотрена плата в размере 170 грн. Таким образом в новом законопроекте прописано две нормы. Первая - государственная регистрация является бесплатной, вторая - регистрация ОСМД происходит в соответствии с законом. При этом не определено, на какой закон надо опираться.

Но это не единственная коллизия, которая возникнет в случае принятия проекта №11264. Документом так и неурегулированная ситуация, когда лицо является совладельцем, но не желает выполнять решения общего собрания объединения. По сути проект повторяет норму действующего закона «Об ОСМД» и предусматривает, что ОСМД имеет право обратиться в суд для принуждения выполнять ее эти обязанности. «По нынешним законам жители, которые не являются членами ОСМД имеют право не выполнять решения общего собрания, которое установило размер взносов на содержание дома. Но судьи же на этот аргумент не считаются », - рассказывает Михаил Березовчук. По мнению же господина Скубченко, «пассивные» владельцы и подальше не будут участвовать в управлении домом, а кворум для общего собрания совладельцев собрать будет сложнее.

Положительное впечатление

Однако нормы нового законопроекта все же позволят урегулировать некоторые важные вопросы. Предполагается, что ОСМД будут оплачивать коммунальные услуги, электроэнергию и газ по ценам (тарифам), установленным как для населения.

Также документом улучшена ситуация с квартирантами. Сейчас, если квартирант причинил вред, то ответственность несет владелец квартиры. Поэтому проектом предложено разрешить объединению требовать возмещения убытков, причиненных общему имуществу по вине совладельца или других лиц, пользующихся его собственностью.

Читайте также: «Ловушки» закона об ОСМД

Кроме того, объединение получит право использовать вспомогательные помещения в многоквартирном доме для нужд органов управления, сдавать их в аренду.

О проведении учредительного собрания в новопостроенных домах, то здесь тоже есть изменения. Предлагается исключить проведения учредительного собрания в новопостроенных домах без получения совладельцами правоустанавливающих документов на большинство домовладельцев.

Но остается нерешенным вопрос объединения нескольких домов в ОСМД. В частности, документ отмечает, что несколько домов могут создать одно ОСМД при наличии общего имущества или территории. Эксперты определяют, что это возможно лишь при условии объединения таких домов, придомовых территорий, элементов благоустройства, оборудования, инженерной инфраструктуры - в единый комплекс имущества. Но проект закона, как и его «предшественник» №8474, не содержит достаточных и завершенных механизмов реализации указанной нормы.

Еще один сомнительный вопрос заключается в определении права голоса на собрании. В частности, в новом законопроекте сохраняется принцип голосования: «один собственник - один голос». «Практическая невозможность даже узнать кворум, то есть посчитать точное количество совладельцев дома - приводит сейчас к проблемам с созданием ОСМД, а в случае принятия законопроекта в текущем виде приведет также к невозможности принимать легитимные коллективные решения - и особенно прописанной в законе квалифицированным большинством в две трети. Не говоря уже о таких специфических проблем, как законодательная неопределенность и неоднозначная судебная практика относительно того, следует ли считать совладельцами дома, которые имеют право быть членами ОСМД - владельцев паркомест в подземных паркингах», - подчеркивает юрист Татьяна Монтян.

Далее будет

Эксперты отмечают, что причиной столь долгого и сложного пути относительно законодательного урегулирования деятельности ОСМД является лоббирование со стороны Администрации Президента. «Есть лобби, противодействует ОСМД. Это лобби имеет выход на Администрацию Президента, оно очень хитро законспирировано. И мы не знаем, кто это, что оно хочет. Но если прочитать предложения Президента к законопроекту №8474, то там ничего не понятно. Не понятно на основании чего Президент полностью заметував законопроект. Хотя глава государства мог бы предоставить конкретные замечания по статьям, дать свои варианты трактовки тех или иных статей для того, чтобы законопроект был принят. Но если читать возражения к законопроекту на полторы страницы, то возникает ощущение, что не вникая в суть проблемы, просто надо было его потопить. И точка. Так вот кому надо и насколько сильны эти силы мне неизвестно», - отмечает господин Березовчук. 

Реклама: У каждой национальности существуют свои особенности в нарядах. Это исходит из далекого прошлого и традиция применения в гардеробе одежды с элементом первобытности не утратили свою силу. Вот, например, чтобы купить вышиванку, Вам необходимо воспользоваться информацией, выложенной на сайте nb.pl.ua. Заходите и оформляйте заказ.

 
Комментарии (8)
Sergiy1
22 октября 2012 г. 09:23
Однак в проекті залишається норма, що монополіст не може відмовитися від укладання договорів з кожною квартирою. В той же час права продавати теплову енергію і воду в квартири по аналогії з електрикою і газом відсутнє. Не надається визннвчення виросництва послуг( згідно законодавства - централізоване опалення та централізоване постачання холодної та гарячої води. Тоді автори мають дати і визначення виробництво водовідведення?????? А саме головне, що ж таке вода холодна та гаряча (послуга чи товар)ї що таке процес її виробництва.
Мария Цатурян1
22 октября 2012 г. 11:20
Sergiy, дякуємо за важливу ремарку. Як експерт, чи не могли б Ви в двох словах роз'яснити нашим читачам, як наразі регулюються відносини монополістів та ОСББ, особливо, що стосується внутрішньобудинкових мереж?
Sergiy1
22 октября 2012 г. 15:16
Регуляторна політика в житловому фонді - функції Мінрегіону та місцевих органів влади.
Андрій Осадчий1
22 октября 2012 г. 16:48
Baker & McKenzie красавцы просто..что значит выражение "Юрист обладает даром не делать ничего даром"...взяли бюджетные денюжки...выдали на гора фантастические концепции и были таковы...
Мария Цатурян-1
22 октября 2012 г. 19:22
Андрей, справедливости ради надо сказать, что Бейкеры не взяли ни копейки ! бюджетных денег.Их финансирует корпорация, которая входит в структуру Всемирного банка. Об этом немало написано на страницах У.К., в том числе и в этой статье. Видимо, мы сложно пишем, раз читатели нас не понимают. Будем проще))).
Мария Цатурян-1
22 октября 2012 г. 19:24
Да, кстати, по моим данным, Бейкеры "таковы не были")) они продолжают готовить свои концепции и скоро опять должны их представить)
streltsov
23 октября 2012 г. 09:28
Бейкеры - они все такие
олена1
23 октября 2012 г. 00:39
Согласна с Сергеем,на тли сегодняшних споров и коллизий,что существуют в отношениях между ЖКХ и собственниками ( совладельцами ) жилищного фонда необходимо четкое определение статуса субъектов, разграничение полномочий, расширенное толкование терминологического аппарата. И при этом необходимо помнить, что ОСББ - это добровольное общество совладельцев.