ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеНалоги «сольются» с водоснабжением

Налоги «сольются» с водоснабжением

Парламентарии предложили механизм, который позволит найти в госказне дополнительные источники финансирования для модернизации системы централизованного водоснабжения и водоотведения.

Верховная Рада на официальном сайте обнародовала проект закона №3235, зарегистрированный первым замглавы парламентского Комитета по вопросам транспорта и связи Русланом Сольваром (фракция «УДАР»). Документом планируется изменить Бюджетный кодекс (БК) относительно целевого использования средств, которые поступают в государственный и местные бюджеты от уплаты сбора за специальное использование воды. В частности, законопроектом предлагается дополнить ст. 87 БК, расширив статьи государственных расходов пунктом, который предписывает направлять на финансирование водоохранных мероприятий и проектов по модернизации систем централизованного водоснабжения и водоотведения 50% от суммы уплаченного сбора за специальное использование воды.

По мнению автора законопроекта, необходимость такой инициативы вызвана потребностью решения на государственном уровне проблем, связанных с экологической безопасностью водных ресурсов, повышением качества поставок питьевой воды населения, а также очищения сточных вод от промышленных отходов.

В пояснительной записке к документу отмечается, что более 6 тыс. населенных пунктов не имеют «надлежащего доступа к питьевой воде». Кроме того, господин Сольвар отмечает, что на снижение качества питьевой воды влияет ежегодное ухудшение состояния сетей водоснабжения. «У каждой четвертой водогонной сети закончился срок амортизации, 22% систем нуждаются в немедленном ремонте, а половина насосных станций исчерпала свои ресурсы», - сообщается в документе. По данным народного депутата – автора законопроекта, за последние 10 лет объемы проведения ремонтных работ магистралей уменьшились в 4 раза. «В результате, на километр сетей приходится до 2 аварий в год», - отмечает Руслан Сольвар.

При этом он считает, что тех мер, которые принимает государство для улучшения ситуации в сфере водоснабжения явно недостаточно. В частности, недовольство автора законопроекта вызывает ненадлежащее финансирование Общегосударственной программы «Питьевая вода Украины» на 2011-2020 годы. В этом году на ее финансирование бюджетных средств не предусмотрено, тогда как еще в госбюджете прошлого года на реализацию программы планировалось 200 млн грн. Согласно информации Минрегиона, в этом году в госбюджете предусмотрено 440 млн грн на выплату субвенции местным бюджетам на капремонт систем централизованного водоснабжения. В январе-августе из этой суммы было профинансировано 197 млн ​​грн.

Впрочем, увеличение финансирования из госбюджета, господин Сольвар называет далеко не единственным источником средств для реализации модернизации систем водоснабжения. Наряду с государственными дотациями, отрасли необходимо «более интенсивное привлечение инвестиций, кредитных ресурсов, а также внедрение энергосберегающих технологий». Однако автор не указывает источники и механизмы привлечения небюджетных средств.

Примечательно, что законопроект был разработан для реализации указа Президента №350 (от 25 июня 2013 года), которым глава государства обязал ряд ведомств выполнить положения решения Совета национальной безопасности и обороны от 25 апреля текущего года «О состоянии безопасности водных ресурсов государства и обеспечения населения качественной питьевой водой в населенных пунктах Украины». Среди прочего, этот документ обязывал Кабинет Министров «проработать в двух месячный срок» с момента принятия решения (т.е. к июлю) вопрос, касающихся целевого использования средств, полученных от уплаты сбора за специспользование воды.  Согласно решению СНБО, правительство должно было предусмотреть соответсвующие изменения в БК, предусмотрев возможность выделения бюджетных поступлений от уплаты сбора на расчистку водоемов и русел рек, поддержание их в надлежащем состоянии, перебрасывание воды в маловодные регионы, а также на модернизацию системы централизованного водоснабжения. Тем не менее, соответствующий законопроект предложил парламенту другой субъект законодательной инициативы (нардеп) и только в сентябре.

Читайте также: К водоснабжению дошло улучшение

Сбор за специспользование воды является общегосударственным налогом и был введен в декабре 2010 года с принятием Налогового кодекса. Плательщиками сбора являются субъекты хозяйствования, использующие воду в коммерческих или производственных целях. Среди них – первичные водопользователи – субъекты хозяйствования, забирающие воду непосредственно из водоема, и вторичные пользователи, получающие воду у первой категории пользователей. Уплачивают сбор также и те юрлица, которые используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства. Первоначально, под действие сбора попадали и предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения. Так, являющиеся «единоналожниками» сбор уплачивали рестораны, парикмахерские, прачечные и т.д. С этого года, база налогообложения сбора несколько изменилась. От его уплаты освобождены юридические и физлица, использующие воду для питьевых и санитарного гигиенических целей. В зависимости от водных бассейнов и территории ставки сбора за специспользование воды варьируются в диапазоне от 19,68 до 78,84 грн/100 куб.м для поверхностных вод; от 34,48 до 82,09 грн/100 куб.м обойдется использование подземных вод; а сбор за использование воды на нужды гидроэнергетики составит 6,38 грн/10 тыс. куб.м воды.

Читайте также: Загадки подземных вод

Украинские водоснабжающие предприятия также являются плательщиками налога. Несмотря на то, что водоканалы - первичные водопользователи -  производят и поставляют воду потребителям для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, они уплачивают сбор, поскольку вода является для них товаром. Предприятия водоснабжения вчера отказались официально прокомментировать инициативу парламента, сославшись на то, что документ может быть снят с рассмотрения. Однако, участники рынка законопроект оценили позитивно. Впрочем, они сомневаются, что принятие соответствующего закона будет способствовать целевому использованию средств, и опасаются роста ставок сбора за специспользование воды.  

 

 
Комментарии (0)