Участники рынка опасаются, что процедура согласования будет сложной, хотя отмечают, что детализация условий кредитования необходима отрасли.
Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг на официальном сайте обнародовала проект постановления, которым определяются условия заимствований средств, а также условия их привлечения для лицензиатов регулятора в сфере теплоснабжения. Документом предусматривается, что привлекать внешние займы, как например, кредиты, доходы от размещения облигаций и операций купли-продажи векселей теплоэнергетики смогут для реализации своих инвестиционных программ.
Согласно законодательству, для того, чтобы заложить в тариф средства на модернизацию основных можностей предприятия должны подать регулятору инвестпрограмму, и обосновать свои затраты на энергосбережение. Впрочем, наличие инвестиционной составляющей все же не является обязательным условием для утверждения тарифов теплоснабжающим предприятиям. Последние и вовсе могут отказаться от реализации инвестпрограмм, а, соответственно, и от учета в стоимости их услуг средств на их реализацию. В этом случае, инвестсоставляющая будет компенсироваться за счет амортизационных отчислений. Однако, если лицензиаты все же намерены предусмотреть средства на энергоэффективность (а таких предприятий большинство), им необходимо подать на рассмотрение Комиссии два пакета документов: расчет тарифа и инвестпрограмму.
Впрочем, согласовывать инвестпрограммы предприятия отрасли не торопятся, по данным Нацкомуслуг, на середину октября минувшего года (последняя статистика), Комиссия рассмотрела 198 инвестиционных программ и предоставила 227 консультаций относительно порядка их формирования. Однако, из них только 70 предприятий направили свои инвестиционные программы регулятору официально. При этом Нацкомуслуг смогла утвердить лишь 10 инвестпрограмм, а остальные 60 - были отправлены лицензиатам на доработку.
Тем не менее, прописать процедуру и условия привлечения заимствований регулятор обязывает правительственное постановление №869, которым утвержден единый подход к тарифообразованию на услуги ЖКХ. В частности, согласно п.22 и 25 документа, предприятиям отрасли, обосновывая размер тарифов на свои услуги, разрешено включать затраты на выплату процентов по кредитам в валовые расходы. При этом погашать тело кредита за счет плановой прибыли, лицензиаты могут только после согласования договора о привлечении займов и обоснования их целевого использования с нацрегулятором. Однако до сих пор процедура согласования и условия заимствований лицензиатов законодательно не были определены.
Если постановление Нацкомуслуг будет принято, то теплоснабжающие предприятия (документ не затрагивает сферу водоснабжения) смогут выбирать кредитора (физическое или юрлицо) при условии, чтобы процентная ставка по кредиту и другие затраты при выполнении финобязательств не превышали предельной стоимости инвестиций. Такая стоимость инвестиций (имеется ввиду сумма заимствования), согласно закону №4434-17 определяется Кабинетом Министров.
Еще одним условием должна стать возможность привлечения долгосрочных займов с возможностью периодического погашения основной суммы (тела) кредита, а договор заимствования предусматривать возможность пересмотра его условий.
Для того, чтобы получить разрешения регулятора привлекать внешние средства, предприятиям теплоэнергетики необходимо согласовать с Нацкомуслуг инвестпрограмму, обосновать экономическую целесообразность и энергосберегающий эффект от ее реализации, подать план использования привлекаемых средств, а также доказать необходимость заимствования.
Читайте также: Теплоснабжение стремится в центр
Впрочем, процесс согласования вышеперечисленных документов с регулятором не будет простым. Согласно проекту, на рассмотрение условий и механизма привлечения источников финансирования инвестпрограммы, Комиссии понадобиться 3 календарных месяца с дня подачи пакета документов. При этом, регулятор может не принять или вернуть лицензиату документы, в случае их несоответствия требованиям Нацкомуслуг.
Возвращать основную сумму заимствований и выплачивать проценты теплоснабжающие предприятия смогут за счет заложенной суммы возмещения в тариф. Предполагается, что привлечение средств не будет способствовать росту тарифов на услуги теплоснабжения. Выплачивать кредиты планируется за счет экономии затрат на энергоресурсы, сгенерированной в результате проведения модернизации основных мощностей предприятия, или же за счет бюджетных дотаций.
Читайте также: Проблемы экономического регулирования ЖКХ
Участники рынка официально прокомментировать инициативу регулятора отказались. Однако, те представители теплоснабжающих компаний, с кем удалось вчера пообщаться «У.К.», в целом позитивно оценивают предложенный регулятором механизм. Детализация условий привлечений средств для реализации инвестпрограмм, с одной стороны, позволит урегулировать механизм привлечения заимствований.
С другой стороны, теплоэнергетики сомневаются, что предложенная схема позволит им выполнять обязательства по возвращению основной суммы займов. Ведь при действующей методике тарифообразования «затраты плюс рентабельность», издержки предприятий не сокращаются, соответственно, может возникнуть необходимость включения в тарифы суммы инвестиций, что может повлиять на их рост. Кроме того, участники рынка опасаются, что процедура согласования условий займов и источников финансирования будет крайне сложной. Такой вывод теплоэнергетики делают, опираясь на достаточно забюрократизированную и долговременную процедуру согласования с регулятором тарифных расчетов и инвестпрограмм.