ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеУкраинские водоканалы на грани коллапса

Украинские водоканалы на грани коллапса

Водоканалы задолжали энергетикам почти 4 млрд грн. Энергетики в отчаянии, ведь ситуация может грозить банкротством даже генерации. В результате, украинцы уже в ближайшее время рискуют остаться не только без воды, но и без света.
Водоканалы задолжали энергетикам рекордную сумму - почти 4 млрд грн. Больше всего за потребленные энергоносители должны хозяйства Донецкой (858 млн грн), Луганской (849 млн грн), Днепропетровской (631 млн грн.) Областей и Киев (более 465 млн грн), сообщает на своем официальном сайте Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.
 
Доведенные до крайности энергетики все чаще угрожают крайними мерами - ограничением электроснабжения местных водоканалов. Тревожные сигналы уже звучали из Херсонской, Житомирской, Черниговской и ряда других областей.
 
Впрочем, радикальные меры на уровень задолженности влияют мало: за второй квартал текущего года долг вырос почти на 20%. Энергетики в отчаянии, ведь негативное развитие ситуации может грозить банкротством даже генерирующим компаниям. В результате, украинцы уже в ближайшее время рискуют остаться не только без воды, но и без света.

На грани банкротства

Подобное положение дел, по мнению экспертов, вызвано несоответствием тарифной политики. «Основной причиной возникновения многомиллиардной задолженности водоснабжающих предприятий является несоответствие утвержденных тарифов на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу населению их фактической себестоимости», - уверен операционный директор компании «Коммунальные системы Украины» Андрей Шовкун.
 
Более того, возникновение астрономических долгов является угрожающим, но вполне закономерным явлением. «Тарифы на водоснабжение пока не возмещают реальную их себестоимость. Водоканалы вынужденно идут на то, что сначала платят заработную плату, налоги и другие предусмотренные законами расходы. Зато по остатку средств не хватает, чтобы рассчитаться за потребленные энергоносители», - рассказал корреспондентам «Украины Коммунальной» эксперт Ассоциации «Укрводоканалэкология» Геннадий Воронов.
 
Пессимизм экспертной среды полностью подтверждают расчеты Нацкомуслуг. По данным регулятора, на начало года тарифы покрывали лишь 60% их реальной стоимости. Экономически обоснованная для населения цена кубического метра воды должна составлять около 6 грн. А действующие по Украине средние тарифы составляли лишь 3,63 грн/куб. м. Скажем, в Харькове тарифы для населения обеспечивают лишь 49,8% их себестоимости, в Севастополе - 51,1%, в Виннице - 53,6%.
 
Финансовое состояние водоканалов несколько улучшили достаточно высокие расценки, установленные для коммерческого сектора. По информации Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, тарифы небытовых потребителей составляют 282% от их фактической себестоимости в Одессе, 265% в Виннице, 216% - в Полтаве.
 
Также по карману водоканалов больно бьют неплатежи со стороны различных категорий потребителей и изношенность основных производственных мощностей. Более трети сетей водоснабжения в Украине - ветхие, еще 42% - изношены на 50-90%. Как следствие, огромное количество воды просто теряется в процессе транспортировки, а платить за нее вынуждены либо потребители, либо сами КП.

Бюджетная жадность

Залатать финансовые дыры коммунальщиков чиновники не первый год пытаются с помощью целевых субвенций. «Согласно законодательству, разницу между действующими и экономически обоснованными тарифами на тепло и воду должен компенсировать бюджет. В прошлом году субвенции из госбюджета на выплату тарифной разницы составили 3,3 миллиарда гривен », - рассказал «У.К» господин Шовкун.
 
В государственном бюджете-2013 на эти цели предусмотрено 5,13 млрд грн. Деньги должны поступать из Специального фонда. Впрочем, чиновники просчитались. Согласно действующему законодательству, спецфонд должен наполняться за счет источников предусмотренных п. 1-3 и 6 статьи 11 Закона «О Государственном бюджете». То есть, благодаря финансам, полученным от погашения налогового долга предприятиями электроэнергетической и угольной отраслей, расчетам по долгам самих предприятий централизованного водоснабжения и водоотвода и поступлением от погашения задолженности НАК «Нафтогаз Украины» за полученный природный газ. На практике эти источники оказались явно не достаточными, а потому спецфонд так и не смог должным образом исполниться нужными средствами.
 
Для исправления ситуации 20 марта этого года было принято правительственное постановление № 167, которым определялся порядок и условия предоставления государственных субвенций местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу. Планировалось, что коммунальщики должны получить свыше 5,1 млрд грн, из которых на покрытие тарифной разницы на воду и водоотвод предусмотрено почти 3,5 млрд грн.
 
К сожалению, выполнение и этого решения Кабинета Министров явно пробуксовывает. По данным Минрегиона, на 1 июля, на погашение тарифной разницы выделено лишь 3,7% (188 млн грн) от общей суммы. Ни копейки до сих пор не получили Одесская и Черновицкая области и г. Киев. Не более 1 млн грн поступило в Винницкой, Черкасской, Волынской, Ровенской областей и Севастополь.
 
Проблемы с погашением разницы в тарифах чиновники объясняли техническими трудностями. «В принципе эта схема реализуется ежегодно. В ней принимают участие Госказначейство, местные казначейства, компании, а также Комиссии, созданные в каждой облгосадминистрации, которые составляют и подтверждают акты. Когда вся эта цепочка срастается, все ставят свои подписи и печати, после этого средства начинают свой путь», - ранее цитировала главу Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетике Сергея Титенко «Украина Коммунальная». После этих заверений прошло более трех месяцев, а деньги так и не поступили на счета адресатов.

Должники должны ответить

Учитывая стремительный рост уровня задолженности, энергетические компании решили искать свои средства воздействия на должников. Одним из таких рычагов стало ограничение местных водоканалов в поставках электроэнергии. Специалисты отрасли предостерегают от подобных шагов, указывая на их сомнительный правовой характер. Ст. 6 закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» закреплена прямой запрет отключать предприятия водоснабжения от систем питания с учетом их стратегический характер.
 
Зато на подзаконном уровне не все так однозначно. Принятая в июле 2001 года правительственное постановление под номером № 133 предоставляет энергопоставщикам право отключать должников без исключений. Кроме того, в своей работе энергетики пользуются приоритетным для них профильным законодательством, время порождает дополнительные недоразумения. В частности, закон «Об электроэнергетике» позволяет ограничить должникам поставки энергии до уровня экологической брони. Получается определенная юридическая коллизия, которая позволяет каждой из сторон конфликта действовать по-разному и одновременно сохранять иллюзию пребывания в правовом поле.

Отраслевой тупик

Специалисты сомневаются в успешности «карательных» мер и предлагают решать кризис неплатежей по-другому. Кто-то считает целесообразным весь груз коммунальных расчетов положить на плечи населения, другие - продолжать практику государственных дотации в сочетании с оптимизацией работы самих водоканалов.
 
«Накопленные годами долги погасить самостоятельно водоканалы уже не смогут. Сделать это возможно только с помощью субвенций из государственного бюджета. Тарифы за услуги необходимо сделать соответствующими уровню их себестоимости, с поправкой еще и на определенный уровень рентабельности. Вот тогда водоканалы будут способны и должны платить по своим счетам вовремя», - убежден господин Воронов. То же время, в случае существенного подорожания тарифов для физических лиц эксперт не исключает значительного роста задолженности уже со стороны граждан.
 
Весомым проблемой водоканалов является постоянное повышение тарифов на электроснабжение. Если расценки на централизованное водоснабжение и водоотвод за последние годы в целом являются постоянными, то расценки на электроэнергию для водоканалов имеют четкую тенденцию к росту. Получается странная ситуация, одним субъектам рынка изменять тарифы можно, а другим - нет.
 
При решении проблемы платежей не следует забывать и об оптимизации работы самих водоканалов. Ведь практика показывает, что, несмотря на сложные условия функционирования отдельным предприятиям удается оплачивать полученные ресурсы заранее. Скажем, по данным Нацкомуслуг, в полном объеме за электроэнергию рассчитались: запорожское КП «Водоканал» (119,3%), КП «Прилукитепловодоснабжение» (115,2%), Изюмский КВВКП (110,8%) и ряд других предприятий .
 
Выход из ситуации есть, но лежит он или через пустые карманы граждан или спустя не менее пустой государственный бюджет.

В говядине содержатся хорошо усвояемые белки, необходимые в рационе каждого человека. Говядина пользуется особой популярностью. Если Вы желаете купить говядину недорого в розницу, то Вы с легкостью сможете это сделать на сайте: tatarcha.net.

 
Комментарии (1)
Иван Смольный
30 августа 2013 г. 20:46
Цитата "за даними Нацкомпослуг, у повному обсязі за спожиту електроенергію розрахувалися: запорізьке КП «Водоканал» (119,3%)" - ссылка http://golos.zp.ua/1242-na-kp-vodokanal-sokraschayut-zarplaty.html Но, все равно, что за экономическое чудо такое, рядом в Днепре сотня млн. долга, а в Запорожье наоборот. Да нет никакого чуда, есть кредитные ресурсы привлеченные предприятием и взаимозачеты с ДТЭК Днепроэнерго. А ДТЭК, реально, водоканал и контролирует. Т.е. чуда нет, есть снижение благосостояния работников и перераспределение кредиторской задолженности с ухудшением ее качества, а именно если задолженность перед энергетиками не была отягощена процентами, то теперь банковский процент значительно утяжеляет давление на предприятие. Пример ли для подражания?! Ответ очевиден!