ГлавнаяПубликацииАналитикаПравила игры государственно-частного партнерства

Правила игры государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство - это форма организации бизнеса между государством и частной сторонами, которая позволяет реализовывать общественно значимые проекты в различных сферах инфраструктуры более эффективным путем.

Системный кризис жилищно-коммунальной отрасли уже стал «притчей во языцех» как среди чиновников, так и среди рядовых потребителей коммунальных услуг.

Похоже, что и первые, и вторые настолько привыкли к тому, что ЖКХ пасет задних среди отраслей народного хозяйства, что просто разуверились в возможности вдохнуть новую жизнь и возродить из пепла кризиса теплосети и водоканалы. И действительно, как можно надеяться на возрождение отрасли, если основные фонды предприятий ЖКХ характеризуется высоким уровнем морального и физического износа (до 80% амортизации), средств государственного бюджета хронически не хватает на реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ, ведь для 100% реконструкции нужно потратить два годовых государственных бюджета Украины, качество предоставления жилищно-коммунальных услуг находится на уровне 80-х годов прошлого века, устаревшие технологии обработки и очистки питьевой воды реагентами, которые давно не используются в Европе, огромные протяженность магистральных тепловых сетей, в которых исчезает до 60% теплоносителя.

Мировой опыт

Однако, как свидетельствует международный опыт, безвыходных ситуаций не бывает, из любой сложной ситуации можно выйти с достоинством, нужно лишь проявить гибкость, «креатив» и способности качественного менеджера. Оказавшись в глубокой рецессии в середине 80-х годов прошлого века правительство Великобритании во главе с Маргарет Тэтчер впервые решило использовать государственно-частное партнерство как инструмент привлечения средств частных инвесторов в отрасли экономики, которые государство просто было не в состоянии самостоятельно вывести из глубокой рецессии.

Читайте также: ЖКХ Украины: деньгам вход запрещен!

Государственно-частное партнерство - это форма организации бизнеса между государством и частной стороной, которая позволяет реализовывать общественно значимые проекты в различных сферах инфраструктуры более эффективным путем, чем можно достичь вероятными партнерами в одиночку, и предусматривает совместное инвестирование материальных и нематериальных активов на условиях концессии, совместной деятельности, соглашения о распределении прибыли и т.д.

Сначала государственно-частное партнерство в Великобритании базировалось на концессионных договорах, согласно которым пользователь был покупателем услуги, а частный сектор - ее поставщиком. Применение государственно-частного партнерства все больше сосредоточивалась на предоставлении услуг социальной инфраструктуры, такой как школы, водоснабжающие и теплоснабжающие предприятия, больницы, тюрьмы. В этом случае правительство, государственный сектор является покупателем услуги.

Сегодня программу в Великобритании можно считать зрелой: подписано более 900 проектов, многие из которых реализуются в сфере социальной инфраструктуры. Большинство этих проектов осуществляется органами местной власти. В результате из 100 проектов, функционирует в 80-90% случаях уровень их выполнения является удовлетворительным.

После такого успеха Великобритании аналогичные проекты были внедрены и в других европейских странах. Так, например, во Франции после принятия в 2004 году Закона «О государственно-частном партнерстве»внедряется 50 проектов на сумму 8 млрд евро и 23 на сумму 1,5 млрд евро. В соседней России после введения в середине 90-х годов прошлого века 30% городских служб водоснабжения уже финансируются частными компаниями.

Анализ опыта успешного внедрения правительствами европейских стран проектов государственно-частного партнерства показал, что для положительных результатов от их реализации нужно несколько условий:

- стабильная политическая ситуация в стране, ведь очень важно, чтобы государственный сектор был неизменным и четко определил то, чего он хочет;

- четкие и прозрачные «правила игры», то есть права и обязанности государства и частного партнера, которые должны быть вписаны в законодательных актах;

- введение режима наибольшего благоприятствования частному партнеру, введения налоговых льгот, освобождения от концессионных платежей на первые 5 лет осуществления проекта государственно-частного партнерства;

- принцип невмешательства государства в хозяйственную деятельность частного партнера;

- предоставление гарантий сохранности инвестиций и частной собственности в независимости от того, какая политическая сила при власти;

- сохранение государственной и коммунальной формы собственности на объекты с одновременным внедрением механизмов управления инфраструктурой частными партнерами;

- открытость и прозрачность деятельности органов государственной и местной власти относительно определения частных партнеров;

- обеспечение предоставления качественных и удешевленных услуг как показатель результативности и эффективности государственно-частного партнерства;

- сочетание ресурсов финансово-кредитных учреждений под гарантии органов государственной и местной власти;

- распределение рисков, определение обязательств и ответственности в договоре государственно-частного партнерства;

- защита интересов и удовлетворение нужд общества, контроль за качеством предоставления услуг частными партнерами, обсуждение и мониторинг проектов с участием общественных организаций.

Политическая стабильность

Последние годы Украина находится в состоянии перманентных выборов и постоянного политического кризиса. Нестабильность власти в Украине, неопределенность ее политического курса, неопределенность приоритетов развития, неспособность придерживаться собственных гарантий - все эти факторы пугают потенциального инвестора, ведь известно, что инвестор будет вкладывать деньги в ту страну, где обеспечена стабильность отношений и гарантирована неизменность принципа частной собственности и неприкосновенности инвестиций. Особенно это касается западного инвестора, который привык к тому, что меняются президенты и правительства, а гарантии неприкосновенности вложенных инвестиций сохраняются, несмотря на то, какая политическая сила сейчас при власти. Западному инвестору не понятно, как можно в Украине от имени одного состава правительства давать государственные гарантии на 20 лет по возмещению 30% стоимости жилья в новостройке, а от имени другого состава правительства не выполнять и не финансировать предоставлены государственные гарантии.

Государственно-частное партнерство - альтернатива приватизации

Еще в далеком 2010 году под значительным давлением международных организаций, прежде всего Агентства США по международному развитию (USAD), которая вводит в Европе и в Украине Программы развития государственно-частного партнерства, Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О государственно-частном партнерстве», который определил, что в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе и в области теплоснабжения и водоснабжения, между государством и частными партнерами могут заключаться договоры о концессии; совместной деятельности; распределение продукции и т.д.

Читайте также: Модернизацию ЖКХ «подкормят» инвестиционными средствами

Как логическое продолжение этого Закона, был принят Закон Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», были внесены изменения в Законы Украины «О концессиях», «О местном самоуправлении», «О ценах и ценообразовании», Земельного кодекса Украины и других законодательных актов Украины.

Несмотря на общее высокое качество принимаемых законов, соблюдения правил юридической техники при их принятии, заимствовании лучшего европейского опыта внедрения проектов государственно-частного партнерства, за почти два года после вступления в силу в Украине по настоящему в чистом виде не реализовано ни одного проекта государственно-частного партнерства, особенно это касается отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме двух-трех компаний (Австрийская холдинговая компания AmiWater, французская Veolia, литовская группа Е-Energija), которые могли бы быть потенциальными инвесторами - частными партнерами государства и органов местного самоуправления в деле модернизации ЖКХ и привлечения частных инвестиций в эту отрасль, никто из отечественных и иностранных бизнес-структур не проявляет заинтересованности заключать соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении многострадальных отечественных Теплоэнерго и Водоканалов.

Возникает логичный и разумный вопрос - почему несмотря на высокое качество законодательных актов потенциальные инвесторы не оккупируют офисы коммунальных предприятий и местных советов с целью скорейшего заключения договоров о сотрудничестве и концессию и получения прибыли от вложенных средств?

Ответ на него очень прост - Украина является государством, в котором законы привыкли не выполнять, особенно если закон содержит новые, революционные правила игры. Управленческая и политическая система Украины представляет собой страшный симбиоз советской системы управления времен «брежневского застоя» и новейшей бюрократической вертикали власти, которая действует, прежде всего, для удовлетворения своих интересов, а во вторую очередь - общегражданских. Чиновники, местные государственные администрации, чиновники на местах делают все, чтобы спустить на тормоза, не выполнять, заменять своими распоряжениями и инструкциями законодательные акты, которые представляют опасность для системы, пытаясь ее изменить, реформировать, улучшить.

Анастасия Люк, специально для ИА "Украина Коммунальная"

Реклама: Уже долгие годы компания Buy&Print осуществляет продажу комплектующих для принтеров разных моделей. Например, Картридж PG-510 вы можете купить на ресурсе buyandprint.ua. Только на этом сайте товар весь качественный и по доступным ценам. Заходите на сайт и выбирайте!

 
Комментарии (0)